О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Подведены итоги III Евразийского международного форума "Пассажирские терминалы - 2022" и XI Евразийской международной конференции "Проектирование, строительство и эксплуатация аэропортов - 2022"

Подведены итоги III Евразийского международного форума "Пассажирские терминалы - 2022" и XI Евразийской международной конференции "Проектирование, строительство и эксплуатация аэропортов - 2022"

Подведены итоги III Евразийского международного форума Пассажирские терминалы - 2022 и XI Евразийской международной конференции Проектирование, строительство и эксплуатация аэропортов - 2022

28 октября 2022 года в Москве завершили работу два крупнейших мероприятия в области проектирования пассажирских терминалов и аэропортовой инфраструктуры - III Евразийский международный форум Пассажирские терминалы - 2022 и XI Евразийская международная конференция Проектирование, строительство и эксплуатация аэропортов - 2022.

III Евразийский международный форум Пассажирские терминалы - 2022 является основной профессиональной отраслевой площадкой для обмена опытом, обсуждения архитектурных и технологических трендов, презентации инноваций в части проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации пассажирской терминальной инфраструктуры, для обсуждения на уровне государства и бизнеса вопросов совершенствования нормативного регулирования проектирования и эксплуатации пассажирской терминальной инфраструктуры.

На одной площадке с III Евразийским международным форумом Пассажирские терминалы - 2022 состоялась XI Евразийская международная конференция Проектирование, строительство и эксплуатация аэропортов - 2022.

XI Евразийская международная конференция "Проектирование, строительство и эксплуатация аэропортов - 2022" является основной профессиональной отраслевой площадкой для обмена опытом и презентаций новых идей и технологий от ведущих международных и российских экспертов, для обсуждения на уровне государства и бизнеса всех вопросов совершенствования нормативного регулирования проектирования аэропортов, аэродромов.

В рамках форума и конференции на пленарной сессии с докладами выступили представители Евразийской экономической комиссии, федеральных органов власти и подведомственных организаций России, Союза архитекторов России, ведущие проектные организации, специализирующиеся на проектировании терминалов, вокзалов, портов и аэропортов.

Особенное внимание в рамках пленарной сессии и панельной дискуссии было уделено вопросам совершенствования нормативно-технического регулирования отрасли. Также ведущие проектные и инжиниринговые организации поделились опытом по учету новых трендов в проектировании.

Руководитель Архитектурного бюро Консорциума Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ) представил обзор новых международных и отечественных трендов в части проектирования транспортных узлов, пассажирских и грузовых терминалов, аэропортов.

Эксперты ЦСРТ и ЦСР ГА представили доклады, в том числе по темам:
  • Учет экономического развития регионов и городов на этапе разработки предпроектных решений транспортных узлов и пассажирских терминалов.
  • Современные подходы к мастер-планированию. Профессиональный прогноз авиаперевозок на основе стратегии развития маршрутов из аэропортов в текущих меняющихся условиях, определение технических возможностей объектов аэропортов при планировании.
  • Практика формирования проектов по стандартам Aerotropolis и Airport City в новых экономических условиях.
  • Профессиональное формирование проектов ГЧП аэропортов. Учет вопросов проектирования и финансирования в проектах ГЧП.
6 других ведущих архитектурных и проектных бюро евразийского региона представили кейсы по проектированию вокзалов, терминалов, была проведена панельная дискуссия по формированию обликов и учету современных трендов в части железнодорожных, речных и морских вокзалов, аэропортов и ТПУ.

Ведущими поставщиками решений по цифровизации вокзалов и проектные организации были рассмотрены новые решения в части проектирования и управления аэропортов в эру тотальной цифровизации, также обсуждались требования нового времени и изменения подходов к технологическому проектированию и эксплуатации терминалов.

ПИиНИИ ВТ "Ленаэропроект" представил доклад на тему: "Цифровой двойник аэропорта". Цифровой двойник - это цифровая копия физического объекта или процесса, помогающая оптимизировать эффективность бизнеса. Концепция "цифрового двойника" является частью четвертой промышленной революции и призвана помочь предприятиям быстрее обнаруживать физические проблемы, предсказывать их результаты и производить более качественные продукты.

ГПИиНИИ ГА "Аэропроект" представил доклад по использованию BIM-технологий при проектировании объектов аэропорта.

Также доклады на конференции представили другие ведущие проектные организации евразийского региона, специализирующиеся на терминальной инфраструктуре и аэропортах.

Среди спикеров были представители поставщиков инновационных решений для аэропортов:

Отечественная компания РУСФАЛЬЦ представила доклад на тему: Применение современных отечественных технологий промышленной облицовки кровель и фасадов зданий знаковых инфраструктурных проектов, объектов гражданского строительства с применением алюминиевой фальцевой кровли.

Компания КТП (QTP - полимерные системы представила доклад: "Полимеры QTP и химия LITSIL для индустриальных полов. Современные отечественные решения. Сделано в России". В докладе были представлены практические решения по строительству и оборудованию пассажирской и терминальной инфраструктуры, паркингов, пешеходных зон, складов, ангаров для обслуживания самолетов, стоянок специальной техники, ремонтных боксов, а также пожарных ангаров и многое другое.

Российская организация Акустик Групп представила доклад на тему: "Акустический комфорт в современных аэровокзалах". В докладе были представлены практические решения по звукоизоляции, снижения шума и вибрации в аэровокзалах, созданию акустического комфорта в общественных помещениях аэровокзалов, также будут рассмотрены вопросы нормативно-правовой базы в области архитектурно-строительной акустики при проектировании аэровокзалов.

Компания АМИРА представила доклад на тему: "Современные системы наружного освещения аэропортов и аэровокзальных комплексов". Инновации в области оснащения аэропортов современными системами были отражены в докладе по следующим направлениям: освещение перронов и аванперронов; освещение мест стоянки воздушных судов; освещение площадок ПОЖ; освещение привокзальных площадей и подъездных дорог; освещение и молниезащита ТЗК; сервисное обслуживание осветительного оборудования; мачты для надземных огней приближения.

Всего на 2 мероприятиях были представлены доклады по более чем 100 актуальным темам, инновационным разработкам и решениям.

Результаты обсуждения, оформленные в виде рекомендаций международных форума и конференции были представлены в Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, другие заинтересованные федеральные органы власти.

В частности делегаты конференции отметили:

В отношении посадочных площадок.

Требования в строительных правилах к определению характеристик посадочных площадок, относятся к аэродромам, и не применимы к посадочным площадкам (в том числе в части размерности и классификации аэродромов, требований к отсутствию препятствий, маркировки, другие требования). Эти созданные требования требуют профессионального пересмотра. Проблемой отрасли также является разработка требований и строительных правил не отраслевыми институтами и организациями.

Требования к посадочным площадкам для легких и средних вертолетов, самолетов для обслуживания региональных и местных авиалиний должны содержать однозначное трактование по определению границ зоны транспортной безопасности, в частности исключив избыточные требования к наличию ограждений. Особенно это актуально исключить на открытых хорошо просматриваемых участках, где это ограждение является только лишь необоснованной статьей затрат. До сих пор, не смотря на вносимые изменения в нормативные акты, существует, с точки зрения участников отрасли, повышенный необоснованный барьер для развития инфраструктуры посадочных площадок.

Еще одной проблемой развития инфраструктуры региональных аэропортов является не соответствующее современным реалиям и подходам обоснование требований к пропускной способности и технической возможности объектов инфраструктуры аэропортов. В частности, в обоснованиях при проектировании и при государственной экспертизе проектов используются рекомендации разработки времен 1970х годов, предусматривающих распределение экономических благ и объемов перевозок как в период плановой экономики, применение плановых показателей объемов перевозок. Этот подход применяется до сих пор, не учитывает точки роста, развитие туристических кластеров в отдельных регионах, и приводит к тому, что современные аэропорты в регионах вне зависимости от уровня и темпов роста развития пассажиропотока, туристической инфраструктуры, готовой размещать повышенное количество туристов, при оценке проектов приравниваются в каждом регионе по темпам роста к среднему по стране значению авиационной подвижности населения. Выдаются заключения с заниженными требованиями к инфраструктуре, планируется инфраструктура с заведомым дефицитом пропускной способности. Это тормозит экономический рост не только авиационной отрасли, но и экономики регионов с большим туристическим потенциалом.

Практика применения действующих правил приводит к тому, что проектные организации вынуждены занижать потребность в инфраструктуре, что в масштабах страны приводит к колоссальной потере времени и средств инвесторов, проектных организаций, инвестпроекты откладываются. Профессиональные инвестиционные группы отмечают, что требуется учитывать разработанные самими аэропортами и профессиональными экспертными организациями стратегии развития маршрутов и прогнозы, основанные на таких стратегиях, а не брать за основу прогнозов средний по стране коэффициент авиационной подвижности, или средние темпы роста, чтобы не ограничивать точки роста авиационной экономики в том числе перспективных локациях с большим потенциалом развития въездного туризма.

С другой стороны, обратная ситуация в части планирования инфраструктуры для обслуживания международных авиаперевозок, действующие нормативы проектирования приводят к завышению потребности в инфраструктуре международных терминалов аэропортов в регионах. Это отрицательно сказывается на сроках согласования проектной документации, сроках реализации перспективных инвестиционных проектов строительства новой терминальной инфраструктуры аэропортов.

Действуют противоречивые в 3 разных нормативно-правовых документах требования к зонам безопасности шириной 30 метров. Например, согласно действующей редакции п.27 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России №142 от 28.11.2005 (далее ФАП №142): На привокзальных площадях создаются зоны безопасности шириной не менее 30 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов (для аэропортов местных воздушных линий носит рекомендательный характер). Необходимо отметить, что приказом Минтранса России от 21 июня 2016 года N 171 в п.27 ФАП №142 были внесены изменения, относительно ширины зоны безопасности, которая в предыдущей редакции ФАП №142 составляла 50 метров. Одновременно согласно приложения №5 действующей редакции приказа Минтранса России от 24 февраля 2011 года N 63 "Об утверждении Методики расчета технической возможности аэропортов и Порядка применения Методики расчета технической возможности аэропортов" (далее Приказ №63): зоны парковок располагаются на расстоянии не менее 50 метров от здания АВК. Требуется повышение эффективности государственного регулирования в части данного вопроса и сокращение избыточных требований, так как в масштабах страны они приводят к высоким необоснованным затратам.

Также применяются нормы технологического проектирования аэропортов разработки 1980х годов, в то время как ведение аэропортовой деятельности во многих аспектах за 40 лет существенно изменилось. Требуется пересмотр и разработка новых норм.

Таким образом делегаты конференции рекомендуют:

Обеспечить практику определения пропускной способности и технической возможности объектов инфраструктуры аэропортов, исключая рекомендации, предусматривающие плановое распределение экономических благ и объемов перевозок.

Принимать для государственной экспертизы разработанные самими аэропортами и профессиональными экспертными организациями стратегии развития маршрутов и прогнозы, основанные на таких стратегиях, не брать за основу при формировании прогнозов средние по стране значения прогноза авиаперевозок или средние темпы роста, не учитывающие особенности более динамичного развития отдельных регионов, чтобы не ограничивать точки роста авиационной экономики в том числе перспективных локациях с большим потенциалом развития въездного туризма.

В части прогноза перевозок и обосновании пиковых нагрузок и потребности в инфраструктуре особое внимание делегаты конференции обратили на инновационный подход, реализуемый Центром стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ), обеспечивающий эффективное планирование всех объектов инфраструктуры аэропорта, основываясь на детальном анализе пассажиропотоков на всех видах транспорта, планировании объектов туристической инфраструктуры, моделировании пиковых нагрузок в плановой перспективе с высокой точностью.

Также делегаты конференции рекомендуют:

Привести к фактическим значениям, достигаемым в практике эксплуатации, требования по проектированию инфраструктуры международных аэровокзалов с целью снижения необоснованных требований к новым инвестиционным проектам аэропортов в регионах.

Внести изменение в приложение №5 приказа Минтранса России от 24 февраля 2011 года N63 "Об утверждении Методики расчета технической возможности аэропортов и Порядка применения Методики расчета технической возможности аэропортов", установив, что зоны парковок располагаются на расстоянии не менее 30 метров от здания АВК (с целью унификации нормативных актов).

Разработать современные нормы технологического проектирования аэропортов, на смену нормам разработки 1980х годов. Взять за основу при разработке лучшие международные практики, упрощающие процедуры проектирования и требования к инфраструктуре.

Мероприятие подтвердило свой статус как ключевой евразийской площадки по транспортному проектированию, на которой лидеры отрасли вырабатывают эффективные решения, которые далее реализуются на благо развития отрасли.

Организатором III Евразийского международного форума Пассажирские терминалы - 2022 и XI Евразийской международной конференции Проектирование, строительство и эксплуатация аэропортов - 2022 выступил Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ).

Генеральный информационный партнер форума и конференции: официальный печатный орган Министерства транспорта Российской Федерации - газета "Транспорт России".

Спонсором форума и конференции выступила российская компания РУСФАЛЬЦ.

Следующее обсуждение вопросов развития аэропортов и аэропортовой инфраструктуры с учетом реализации инвестиционных проектов и новых методов строительства и эксплуатации пройдет в Москве 29 ноября 2022 года в рамках конференции "Развитие аэропортов - 2022"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Центр стратегических разработок в гражданской авиации». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка