О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Северный полюс" примет вертолеты Ростеха

Первая в мире самодвижущаяся ледостойкая платформа "Северный полюс", в сентябре отправившаяся в экспедицию к Северному полюсу, может принимать винтокрылые машины. Первым вертолетом, который поучаствовал в работе экспедиционной команды, стал Ка-32АО

Первая в мире самодвижущаяся ледостойкая платформа "Северный полюс", в сентябре отправившаяся в экспедицию к Северному полюсу, может принимать винтокрылые машины. Первым вертолетом, который поучаствовал в работе экспедиционной команды, стал Ка-32АО. С платформы могут также эксплуатироваться Ми-8АМТ и новейший Ми-38.

Для чего создана платформа "Северный полюс" и какое участие в этом проекте принимают винтокрылые машины Ростеха - в нашем материале.

"Быть на шаг впереди - знать, что будет в Арктике завтра"

Ледостойкая платформа "Северный полюс" вышла в свой первый рейс 2 сентября этого года. Из Петербурга платформа отправилась в Мурманск, где экипаж судна пополнился командой ученых, а также необходимым для их работы оборудованием. Конечная точка маршрута - архипелаг Новосибирские острова в Северном Ледовитом океане. Здесь в начале октября платформа легла в дрейф на ближайшие два года, на протяжении которых "Северный полюс" будет круглогодично вести исследования.

Изучение природы Арктики на дрейфующем льду стартовало еще в 1937 году, когда впервые была организована дрейфующая экспедиция "Северный полюс". Спустя почти 80 лет работа здесь небезопасна - изменение климата привело к тому, что лед стал тоньше и менее прочным. Таким образом, в 2013 году завершила работу последняя дрейфующая станция "Северный полюс-40".

Сейчас про Арктику "рассказывают" спутники - именно от них поступают основные сведения об атмосферных, океанологических и ледовых условиях в регионе. Однако, по мнению ученых, этого недостаточно и необходимо возобновить наблюдения непосредственно на месте. Для восстановления таких исследований и был разработан проект ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс". Такое судно может пришвартоваться к выбранной льдине и постепенно, по мере того как лед будет намерзать, "слиться" с ней. Подобный формат, помимо прочего, имеет и свои преимущества. Дрейф избавляет от необходимости заходить в порты, также не нужна помощь ледокола - "Северный полюс" может сам преодолевать льды на своем пути.

На платформе разместились более десятка научных лабораторий, которые займутся всесторонним изучением природной среды Арктики. В частности, речь идет о геологических, экологических, магнитных, гравитационных и других исследованиях. "Фундаментальные исследования крайне необходимы для того, чтобы быть на шаг впереди, знать, что будет в Арктике завтра", - отметил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров, комментируя в интервью миссию нового "Северного полюса".

Винтокрылые помощники на "Северном полюсе"

Платформа "Северный полюс" может стать домом для трех десятков научных сотрудников. При проектировании судна большое внимание уделялось комфорту всего экипажа. В частности, на одной из палуб размещена взлетно-посадочная площадка, способная принять вертолеты. Ведь именно авиация доставляет экипажу продукты, одежду и оборудование. При проектировании была заложена возможность посадки вертолетов взлетным весом до 16,4 тонны. Первой машиной, которая приняла участие в работе проекта, стал Ка-32АО. Этот вертолет был отправлен для поиска подходящей для дрейфа льдины.

Кстати, еще при проектировании Ка-32 основным его предназначением считалась разведка ледовой обстановки в условиях Арктики днем и ночью. Позже Ка-32 было решено переквалифицировать в многоцелевой: машина успешно используется для поисковых и спасательных работ, транспортных перевозок, на буровых платформах и в других целях. Однако история Ка-32 неразрывно связана с Арктикой. К примеру, в 1978 году еще на опытном экземпляре этого вертолета была осуществлена проводка атомного ледокола "Сибирь" с караваном судов в условиях полярной ночи - впервые в истории Арктики.

С платформы "Северный полюс" могут также эксплуатироваться вертолеты Ми-8АМТ и новейший Ми-38. В 2020 году холдинг "Вертолеты России" Госкорпорации Ростех выпустил первый гражданский арктический вертолет Ми-8АМТ. Одна из главных особенностей машины - уникальная система подогрева агрегатов трансмиссии. Данный вертолет может оперативно запустить двигатель при очень низких температурах, даже если до этого долгое время находился на открытом воздухе. В дополнение к этому арктический Ми-8АМТ имеет улучшенную теплозащиту грузовой кабины. Для работы в суровом климате продумано все до мелочей - специальные теплоизоляционные шторы в створках кабины, в системах машины установлены морозоустойчивые тефлоновые шланги вместо резиновых, а для стоянки используются специальные чехлы.

Однако Арктика - это не только низкие температуры, но и малоориентирная местность, полярные ночи и частые проблемы со спутниковыми сигналами и радиосвязью. Поэтому вертолеты, которые работают здесь, оснащаются специальным комплексом пилотажно-навигационного оборудования. На борту Ми-8АМТ - несколько навигационных систем определения местоположения вертолета, радиостанции с широким диапазоном частот.

К посадке на платформу "Северный полюс", а также на борт атомных ледоколов, идущих по Севморпути, подготовился и Ми-38. В частности, в прошлом году холдинг "Вертолеты России" получил одобрение Росавиации на применение новейшей противообледенительной системы на "тридцать восьмом". Новое оборудование позволит вертолету не "обрастать" льдом при минусовых температурах и продолжать полеты в условиях обледенения. Эта система стала первым шагом на пути к созданию "арктической" версии Ми-38....
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка