О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Вечные машины": какую роль в истории отечественной авиации сыграл стратегический бомбардировщик Ту-95

12 ноября 1952 года в небо впервые поднялся советский стратегический межконтинентальный бомбардировщик Ту-95

12 ноября 1952 года в небо впервые поднялся советский стратегический межконтинентальный бомбардировщик Ту-95. Он создавался как носитель для первой советской атомной бомбы, однако был приспособлен и для использования обычного вооружения, в том числе ракетного. Высокая надежность, экономичность и глубокий задел для модернизации позволяют Ту-95 нести боевую службу и в наши дни. По словам аналитиков, благодаря появлению этого самолета СССР смог обеспечить стратегический паритет с США.

70 лет назад в небо впервые поднялся советский стратегический бомбардировщик Ту-95, за штурвалом которого находился летчик-испытатель Алексей Перелет.

Разработка этого самолета началась во второй половине 1940-х годов. Для достижения военно-стратегического паритета с США в СССР тогда велась активная работа по созданию атомной бомбы. Параллельно с этим проектировался и новый бомбардировщик - носитель для ядерного оружия.

Первым результатом этой работы стал бомбардировщик Ту-4. Он был создан на основе американского самолета В-29, несколько экземпляров которого попали в СССР во время Второй мировой войны.

Ту-4 был принят на вооружение в 1949 году, однако практическая дальность его полета составляла 5,1 тыс. км, что не позволяло ему нанести потенциальный удар по территории Соединенных Штатов.

Кроме того, у Ту-4 был еще один недостаток - его максимальная скорость составляла всего порядка 558 км/ч, что делало самолет уязвимым для нового поколения истребительной авиации. Помимо этого, такая скорость была недостаточной для того, чтобы бомбардировщик своевременно покинул место сброса атомной бомбы.

Поэтому параллельно с его разработкой в КБ Туполева шла разработка принципиально нового бомбардировщика с улучшенными показателями по скорости и дальности - Ту-95.

Носитель "Царь-бомбы"

Одним из главных вопросов при создании Ту-95 стал выбор типа двигателя: турбореактивный или турбовинтовой. Для обеспечения необходимых параметров по дальности и скорости оптимальной оказалась турбовинтовая силовая установка. Она была более экономичной и позволяла воздушному судну совершать длительный полет без дозаправки.

В октябре 1951 года на опытном заводе №156 началась постройка первого образца Ту-95. Через год он был готов, и в разобранном виде его доставили на летно-испытательную и доводочную базу ОКБ в Жуковском для окончательной сборки и подготовки к испытаниям.

Первый полет, состоявшийся 12 ноября 1952 года, длился 50 минут и проходил на высоте 1150 м. До конца года было выполнено еще несколько испытательных полетов.

К середине мая 1953 года опытный образец успел выполнить 16 полетов с общим налетом около 21 часа, однако затем испытания прервала катастрофа. 11 мая под Ногинском разбился первый летный образец. Погибли командир корабля Алексей Перелет, два члена экипажа и технический специалист, участвовавший в испытаниях. Семеро других участников полета спаслись.

Впоследствии летчику-испытателю Алексею Перелету за вклад в создание Ту-95 было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Причиной крушения стало возгорание в одном из двигателей 2ТВ-2Ф, вызванное нарушением технологии при изготовлении шестерни редуктора. Эта проблема была учтена при создании второго летного образца, на котором использовался уже другой двигатель - ТВ-12 (НК-12).

Летные испытания и доводки второго опытного образца закончились 20 января 1956 года, а в сентябре 1957 года Ту-95 был принят на вооружение.

Максимальная скорость Ту-95 составляла 882 км/ч, практическая дальность полета - 12 100 км, практический потолок - 11 900 м. Экипаж "стратега" насчитывал восемь-девять человек.

На самолете было установлено четыре ТВД НК-12, тяга каждого из которых составляла 12 тыс. кгс.

Ту-95 мог поднимать до 12 тыс. кг боевой нагрузки, которая в основном состояла из свободнопадающих фугасных или ядерных бомб калибра от 1500 до 9000 кг. Помимо этого, для обороны от самолетов противника Ту-95 оснащался шестью спаренными 23-мм пушками АМ-23. Их общий боезапас составлял 2,5 тыс. выстрелов.

В дальнейшем самолет смог брать на борт также ракетное вооружение различных типов.

Вслед за первым серийным образцом практически сразу появилась еще одна модификация Ту-95 с улучшенными характеристиками - Ту-95М. Тяга каждого двигателя на нем составляла 15 тыс. кгс, максимальная скорость самолета достигала 905 км/ч, а практическая дальность полета - 13 200 км.

Всего насчитывается несколько десятков вариантов Ту-95, в том числе ракетоносцы, самолеты-разведчики, самолеты противолодочной обороны, учебные Ту-95 и летающая лаборатория с атомным реактором.

Стоит отметить, что именно Ту-95 участвовал в испытаниях в 1961 году самой мощной в истории человечества термоядерной бомбы, также прозванной "Царь-бомбой".

На основе Ту-95 был также создан пассажирский межконтинентальный лайнер - Ту-114.

В общей сложности советские инженеры выпустили порядка 500 Ту-95 разных модификаций, а также около 100 экземпляров Ту-142 (дальний противолодочный самолет, созданный на базе Ту-95).

70 лет на службе

В ходе серийной постройки Ту-95 неоднократно модернизировался, что позволило ему остаться в строю до наших дней.

Одна из последних модернизаций проекта прошла в 2020 году, когда публике был представлен Ту-95МСМ.

Как сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации, обновленный Ту-95 оснащен новыми системами управления вооружением, современным пилотажно-навигационным оборудованием, бортовым комплексом связи, радиолокационной станцией и средствами объективного контроля.

Модернизации подверглись и двигатели. В 2020 году в компании "ОДК-Кузнецов" сообщили, что ресурс обновленного двигателя НК-12МПМ для Ту-95 должен увеличиться в четыре раза.

В результате модернизации у Ту-95 существенно возросла точность навигации и показатели надежности, продлен срок эксплуатации авиационного комплекса, а также улучшены взлетно-посадочные характеристики.

Как отмечается на сайте Минобороны РФ, сегодня российские Ту-95 регулярно совершают патрулирование "над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов".

"Во время таких полетов отрабатываются различные вопросы слетанности экипажей и различных элементов профессиональной подготовки", - указано на сайте.

Несмотря на солидный возраст, первое боевое применение Ту-95 состоялось относительно недавно - 17 ноября 2015 года. Тогда Ту-95МС совместно с Ту-160 и Ту-22М3 нанесли массированный ракетно-бомбовый удар по позициям террористов в Сирии.

"Инструмент ядерного сдерживания"

По словам заслуженного военного летчика РФ генерал-майора в отставке Владимира Попова, создание Ту-95 стало важным достижением для СССР, так как благодаря этому Советский Союз обеспечил себе стратегический паритет с США.

"Ту-95 создавался как самолет стратегической авиации, способный носить ядерные боеприпасы. Это было время жесткого противостояния с Западом, поэтому нужна была "длинная рука", которая могла бы доставить ядерные, термоядерные и водородные бомбы до целей на североамериканском континенте. А учитывая, что можно было сделать дозаправку на пересадочных пунктах стран Варшавского договора или на Кубе, то фактически он был способен долететь в любую точку мира. Для противника, я думаю, это была угроза номер один. До того как пошло массовое производство межконтинентальных баллистических ракет, Ту-95 был основным инструментом ядерного сдерживания", - сказал Попов в беседе с RT.

Важным достоинством Ту-95 он назвал большой модернизационный ресурс.

"Это самый модернизируемый аппарат, который позволяет на своем борту разместить и новую навигационную систему, и прицельную базу. Более того, он является носителем ядерного оружия, может брать свободнопадающие бомбы, управляемые бомбы, корректируемые бомбы, ракеты. У него гамма авиационных боеприпасов такая широкая, что он отвечает всем современным требованиям. То же относится и к летным показателям, показателям грузоподъемности. В принципе, этот самолет является образцом экономичности и надежности. До сих пор среди турбовинтовых самолетов ему нет равных", - говорит Владимир Попов.

В свою очередь, историк авиации и писатель Николай Бодрихин отнес к основным преимуществам Ту-95 низкий расход топлива.

"Его колоссальное отличие в том, что он турбовинтовой и потребляет горючего примерно в пять раз меньше, чем, например, американский турбореактивный B-52. Это качество за годы эксплуатации позволило сэкономить огромные объемы топлива. Вот в чем гигантское наследие Андрея Туполева, это просто гениальное решение", - подчеркнул эксперт в беседе с RT.

С его точки зрения, Ту-95 будет еще долго служить в российских ВВС.

"Это вечные машины, которые можно совершенствовать в части двигателестроения и другого оборудования. Я думаю, Ту-95 еще прослужит как минимум 20 лет. Так что он и дальше будет беспокоить потенциальных противников своими постоянными пролетами в районе Аляски и Тихого океана", - говорит Бодрихин.

Аналогичного мнения придерживается и Владимир Попов.

"Ту-95 до сих пор является достойным представителем военно-воздушных сил. Он может в любое время выпустить десятки ракет, которые способны огибать местность, самостоятельно определять цель, маневрировать. Это машина, которая по качеству своих тактико-технических данных побила многие рекорды, в том числе и мировые. Даже сегодня это самый быстрый турбовинтовой самолет. Конечно, у нас есть более современная модель - Ту-160, которая представляет из себя сверхзвуковой ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Но Ту-95 рано списывать. Еще лет 20-25 он будет способен стоять на защите России", - заключил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка