О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летать по-русски: Ростех развивает систему бронирования авиабилетов

До последнего времени российские авиакомпании использовали иностранные системы бронирования билетов, что с введением санкций стало небезопасно

До последнего времени российские авиакомпании использовали иностранные системы бронирования билетов, что с введением санкций стало небезопасно. Ведь бронирование - это часть большого процесса, который должен происходить четко и бесперебойно. Кроме того, существует угроза утечки персональных данных пассажиров.

С 1 ноября 2022 года все российские авиакомпании перешли на отечественные системы бронирования авиабилетов, основной из которых является система "Леонардо", созданная компанией "Сирена-Трэвел" совместно с Госкорпорацией Ростех. С переходом на российское ПО авиаотрасль поздравил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Как авиакомпании переключались на систему "Леонардо" и что это значит для пассажиров - читайте в нашем материале.

Система бронирования авиакомпаний - это платформа или приложение, которое выступает "посредником" между перевозчиком и пассажиром. Такая система "помнит" всю основную информацию - расписание рейсов, тарифы, все бронирования и регистрации билетов. Помимо содержания данных, система бронирования взаимодействует и делится информацией с глобальными дистрибьюторскими системами (GDS). Именно благодаря этому туристические агентства и различные сайты-посредники предлагают услуги по бронированию авиабилетов в режиме реального времени. Такие глобальные системы, при всей своей технологичности, на самом деле не новинка. Одна из первых GDS начала свою работу еще в 1960 году и существует до сих пор под маркой Sabre. Другим крупнейшим GDS сегодня является Amadeus - в год через них проходит почти полмиллиарда бронирований.

При этом некоторые авиакомпании обходятся без GDS, используя собственные решения и разработки, осуществляя продажи через свои сайты. На фоне всеобщей тенденции на "прямой" подход в работе с пассажиром в конце 2011 года в России началась разработка автоматизированной информационной системы (АИС) "Леонардо".

Официальный запуск "Леонардо" состоялся в 2014 году. В течение первых двух лет работы на российскую систему перешло большинство отечественных авиакомпаний. Процесс ускорился в 2019 году после выхода постановления Правительства РФ о необходимости локализовать в России системы бронирования с целью снижения зависимости от иностранного программного обеспечения.

До недавнего времени крупные российские авиакомпании пользовались услугами в основном иностранных провайдеров, в числе которых и американский Sabre, и испанский Amadeus. Однако после введения западных санкций данные компании расторгли дистрибуторские отношения с "Аэрофлотом". Конечно, какого-то значительного урона отрасль не получила - авиакомпания потеряла лишь один из каналов продажи билетов. Более страшный сценарий - отключение инвенторных систем, где хранятся все данные о работе авиакомпании. По сути, это база данных, в которой авиаперевозчик ведет свой внутренний учет.

В августе этого года на правительственном уровне были определены требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (АИС ОВП). Чтобы никакие санкции не смогли помешать работе, а данные пассажиров оставались в сохранности, в системе должно использоваться только российское программное обеспечение, а ее базы данных и серверы будут находиться исключительно на территории России. "Исключительные права на АИС ОВП должны принадлежать либо государству, либо организации, среди учредителей и руководителей которой нет иностранцев или россиян с двойным гражданством. Кроме того, автоматизированная система и все ее элементы не должны иметь функций принудительного обновления и управления из-за рубежа", - говорится в постановлении Правительства РФ.

Госкорпорация Ростех еще в 2020 году предложила свое решение для ускорения этого процесса. Ее дочерние компании "РТ-Транском" и "РТ-Проектные технологии" в сотрудничестве с разработчиком программного обеспечения "Сирена-Тревел" готовы оперативно перевести отечественных авиаперевозчиков на российскую систему "Леонардо", которая ничем не уступает иностранным аналогам.

Российская система бронирования изначально предполагала два варианта. Первая опция имеет в виду постепенный, плановый переход авиакомпаний. Второй вариант - резервный - для экстренного подключения (до 24 часов), что поможет обеспечить стабильную работу отрасли в случае крайней необходимости.

Не разбирая подробно технические характеристики и устройство "Леонардо", можно отметить, что эта система обладает всем традиционным набором опций, что и ее предшественники, но при этом существенным плюсом является сильный уровень защиты персональных данных. Ну, а в качестве бонуса для самих авиакомпаний - не нужно покупать иностранные лицензии, что позволит сократить издержки.

Сегодня АИС "Леонардо" пользуются 68 компаний, из них 50 - российские с суммарным объемом перевозок около 45 млн пассажиров в год. Отметим, что "Леонардо" может сотрудничать с различными типами авиакомпаний, в том числе и международными - решения системы построены по стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

На данный момент "Леонардо" уже используют такие отечественные авиакомпании, как Red Wings, "Аврора", "Ямал", "Ютэйр", "Алроса". В июне 2022 года к этому списку присоединилась "Победа", а в октябре - "Аэрофлот", который ранее использовал американскую платформу Sabre. 29 октября национальный авиаперевозчик начал регистрацию пассажиров в отечественной системе бронирования. Все технические работы по переходу никак не повлияли на деятельность - рейсы выполнялись по расписанию, а пассажиры ничего не заметили.

С переходом российских авиакомпаний на отечественные системы бронирования поздравил председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин во время посещения Международного форума и выставки "Транспорт России". "Это очень непростая работа. И я хочу вас поздравить. Потому что, на самом деле, переход мы ожидали достаточно давно", − подчеркнул премьер-министр, отметив работу отечественных компаний, в частности Госкорпорации Ростех, в этом направлении....
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка