Опубликовано: 18.11.2022, 13:49
 

ЦИАМ принял участие в конференции "Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России"


[image]

Научно-практическая конференция "Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России" прошла 10 ноября 2022 года в онлайн-формате. Организатором выступил НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского". Целью конференции было формирование согласованной научно обоснованной позиции российского научного сообщества, организаций промышленности и воздушного транспорта, органов госуправления по вопросам стратегии технологического развития авиастроения и управления развитием научно-технологического комплекса в современных условиях.

Специалисты Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") представили доклады в секциях "Новые авиационные технологии и комплексные проекты их разработки в интересах создания перспективной гражданской авиационной техники" и "Интеллектуализация авиационных систем".

Одним из наиболее многообещающих путей, позволяющих удовлетворить экологическим требованиям к перспективной авиационной технике, является применение гибридных (ГСУ) и электрических силовых установок. Первый доклад был посвящен концепциям ГСУ на жидком водородном топливе (жH2). Проводя анализ зарубежных разработок, представитель ЦИАМ отметил, что все мировые разработчики и научные центры (Airbus, Rolls-Royce, NASA, Pratt & Whitney и др.) рассматривают данное направление как актуальное и формируют научно-технический задел в этой области. Так, Airbus с 2020 года реализует 9-летний проект "ZEROe", в рамках которого разрабатывает демонстраторы ГСУ на жH2 с применением технологий высокотемпературной сверхпроводимости (ВТСП). По мнению экспертов Британского института аэрокосмических технологий, водородное топливо уже в ближайшей перспективе может стать конкурентом традиционному, а стоимость топлива на основе жH2 к 2030 году станет сопоставима с SAF и далее будет снижаться. При этом промышленность и авиация могут позволить себе до 2050 года только одно обновление авиапарка, вследствие чего решающее значение имеет ускорение развития ключевых технологий: топливных систем и систем хранения на жH2, ГТД на жH2, водородных топливных элементов, электромашин на ВТСП и др.

Было отмечено, что существенный задел в этой области Россия имеет уже за счет уникального в мировом масштабе опыта летных испытаний Ту-155 с двигателем НК-88 на жH2.

В совместном докладе ЦИАМ и НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" о научной школе экономики авиадвигателестроения ЦИАМ был представлен программный комплекс "Технико-экономический анализ авиационного двигателя". Отечественное программное обеспечение, разработанное и запатентованное ЦИАМ, позволяет проводить оценку затрат и сроков разработки и производства с учетом сопутствующих рисков и предполагаемого масштаба выпуска изделия. Программный комплекс состоит из трех модулей: "Создание", "Эксплуатация" и "Риски". При этом в модуле "Эксплуатация" реализована возможность моделирования процесса эксплуатации парков авиадвигателей для решения задач обеспечения бесперебойной и эффективной эксплуатации ЛА. Ключевой особенностью комплекса ЦИАМ является не только решение задач технико-экономического анализа, но и способность расширения набора функциональных возможностей, т.е. он совмещает функции информационного обеспечения по продукту (PDM), компьютерного проектирования (CAD), имитационного моделирования и симуляции физических процессов (CAM) и других средств решения различных инженерных задач (CAE) с возможностью планирования ресурсов предприятия (ERP), информационно-аналитическими и логистическими системами, а также системами финансового прогнозирования и анализа.

Проблемы создания интеллектуального авиационного двигателя стали темой доклада заместителя генерального директора - директора Исследовательского центра "Системы автоматического управления" Оскара Гуревича. Докладчик рассказал о ведущихся в ЦИАМ исследованиях по новым методам управления интеллектуальным двигателем. Также были затронуты вопросы аппаратурного построения САУ и электрификации силовых установок.

По итогам конференции принята резолюция, в которой участники сформулировали свое видение трендов технологического развития гражданской авиации и авиастроения, а также рекомендации по совершенствованию стратегии технологического развития российского авиастроения в современных условиях.

ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С. А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).

 
Другие пресс-релизы «ЦИАМ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 18 ноября 2022 года | Дайджест публикаций за 18 ноября 2022 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости