О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ВМС Франции приняли в эксплуатацию модернизированные самолеты ATL 2

В течение нескольких последних лет военно-морские силы Франции и авиационная промышленность страны занимаются модернизацией патрульных самолетов Atlantique 2

В течение нескольких последних лет военно-морские силы Франции и авиационная промышленность страны занимаются модернизацией патрульных самолетов Atlantique 2. Был разработан проект обновления Standard 6, по которому уже перестроили несколько самолетов. Обновленная техника прошла все необходимые испытания и стадию опытной эксплуатации, и несколько дней назад ее официально приняли в строй.

Техническая эволюция

В 1963 г. ВМС Франции выдали международному консорциуму SEBCAT заказ на производство 40 новых базовых патрульных самолетов Bréguet 1150 Atlantic. Выполнение этого заказа заняло всего несколько лет, и это позволило закрыть все потребности французского флота и заменить устаревшие самолеты. Кроме того, SEBCAT получил несколько заказов от других стран.

В 1978 г. Минобороны Франции заказало модернизацию имеющегося самолета под названием Atlantic Nouvelle Génération. Этот проект предусматривал незначительное обновление воздушной платформы при одновременной радикальной перестройке комплекса поискового оборудования и вооружения. В первой половине восьмидесятых модернизированные прототипы прошли испытания, и в середине десятилетия обновленный самолет приняли на вооружение под обозначением Atlantique 2.

В дальнейшем имеющиеся самолеты регулярно проходили средний и капитальный ремонт, а также получали различные обновления того или иного масштаба. К началу десятых годов в строю имелось 22 самолета, разделенные между двумя эскадрильями. Техника соответствовала последней на тот момент модификации Standard 5.

В 2012 г. стартовала новая программа модернизации. Она предусматривала проведение капитального ремонта имеющихся самолетов с восстановлением технического состояния и продлением ресурса. Такой ремонт должен был обеспечить эксплуатацию техники в течение следующих 15-20 лет. Кроме того, создавался задел для будущей замены целевого оборудования, тоже направленной на рост характеристик и продление сроков службы.

По ряду причин, ремонт по программе 2012 г. прошли лишь 18 самолетов из 22 имевшихся. Остальные были выведены в резерв, и до сих пор стоят на хранении. Отремонтированные "Атлантик-2" получили новое сокращенное обозначение ATL 2. В дальнейшем численность парка вновь сократилась. Сейчас в активной эксплуатации находится лишь 12 самолетов, а количество техники на хранении увеличилось до 10 ед.

"Стандарт-6"

Уже в 2013 г. стартовала разработка очередного проекта модернизации, получившего обозначение Standard 6. Его целью вновь было повышение тактико-технических и рабочих характеристик самолетов. Кроме того, планировалось продлить возможные сроки эксплуатации до 2030-35 гг. Пакет обновлений должны были получить 18 самолетов, проходящих капитальный ремонт.

Головным разработчиком и исполнителем нового проекта назначили компанию Dassault Aviation. Поставщиками отдельных компонентов и систем стали компании Thales, Naval Group, SIAé и т.д. На разработку проекта давалось несколько лет. Перестройка самолетов должна была начаться во второй половине десятилетия и завершиться в середине двадцатых годов.

Подрядчики справились с поставленными задачами и укладываются в установленные сроки. Два первых ATL 2 Standard 6 были переданы заказчику для опытной эксплуатации в октябре 2019 г. В апреле 2020-го за ними последовал третий самолет. В дальнейшем работы вышли на требуемые темпы, и флоту регулярно возвращали обновленную технику. Летом 2022 г. сдали восьмой и девятый борт - проект модернизации преодолел "экватор".

Передаваемые ВМС самолеты проходили необходимые испытания, а кроме того, несколько раз участвовали в полноценных учениях. В ходе таких мероприятий были подтверждены все расчетные характеристики и продемонстрированы все новые возможности. Модернизированный самолет получил рекомендацию к принятию в полноценную эксплуатацию.

Соответствующий приказ 10 ноября подписал начальник штаба ВМС Франции адмирал Пьер Вандье. Девять модернизированных самолетов "Атлантик-2" возвращаются на службу и вновь становятся полноценными боевыми единицами в составе морской авиации.

Текущий заказ предусматривает обновление 18 самолетов, и его выполнение продолжается. Согласно текущим планам, в ближайшие месяцы ВМС получат десятый и одиннадцатый самолеты, а последние сдадут к 2024-25 гг. После этого весь активный парк ATL 2 будет соответствовать актуальному проекту Standard 6 и сможет продолжать службу до середины тридцатых.

Пути модернизации

Проект ATL 2 Standard 6 предусматривает сохранение существующей воздушной платформы. Несмотря на солидный возраст, несколько последовательных модернизаций позволили сохранить ее характеристики на требуемом уровне.

Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом. При длине более 31 м и размахе крыла 37 м он имеет взлетную массу не менее 45 т. Два турбовинтовых двигателя в гондолах на крыле позволяют ему развивать максимальную скорость 650 км/ч или вести патрулирование на 315 км/ч. В последнем случае продолжительность полета достигает 16-18 ч.

Главное нововведение проекта "Стандарт-6" - современная бортовая РЛС Thales Searchmaster с АФАР в обтекателе под фюзеляжем. Такая станция способна засекать воздушные и надводные цели на дальностях не менее 200 морских миль, а также сопровождать большое число объектов.

Внедрена современная оптико-электронная станция Wescam MX-20. Подвижный сферический блок с дневным, ночным и дальномерным каналами подвешен под центральной частью фюзеляжа, за грузоотсеком. В зависимости от погодных условий и видимости, дальность наблюдения может составлять десятки километров.

Пути модернизации

Проект ATL 2 Standard 6 предусматривает сохранение существующей воздушной платформы. Несмотря на солидный возраст, несколько последовательных модернизаций позволили сохранить ее характеристики на требуемом уровне.

Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом. При длине более 31 м и размахе крыла 37 м он имеет взлетную массу не менее 45 т. Два турбовинтовых двигателя в гондолах на крыле позволяют ему развивать максимальную скорость 650 км/ч или вести патрулирование на 315 км/ч. В последнем случае продолжительность полета достигает 16-18 ч.

Главное нововведение проекта "Стандарт-6" - современная бортовая РЛС Thales Searchmaster с АФАР в обтекателе под фюзеляжем. Такая станция способна засекать воздушные и надводные цели на дальностях не менее 200 морских миль, а также сопровождать большое число объектов.

Внедрена современная оптико-электронная станция Wescam MX-20. Подвижный сферический блок с дневным, ночным и дальномерным каналами подвешен под центральной частью фюзеляжа, за грузоотсеком. В зависимости от погодных условий и видимости, дальность наблюдения может составлять десятки километров.

По результатам последней модернизации самолеты Atlantique 2 сохраняют все прежние возможности, а также получают некоторые новые функции. Так, за счет новой РЛС увеличена дальность наблюдения за воздушным пространством и морем, количество сопровождаемых целей и другие параметры. Также имеется несколько оптических каналов наблюдения. Модернизация гидроакустических систем расширяет возможности по поиску подлодок.

Обнаружив ту или иную цель, патрульный самолет выдает целеуказание другим боевым единицам - кораблям флота или морской авиации. Выдача данных максимально ускорена, что упрощает своевременное реагирование на угрозу. Также сохранены возможности для самостоятельного поражения надводных кораблей или подлодок. Для таких задач используется самое современное вооружение своих классов.

Своими силами

Таким образом, Франция успешно решает вопрос обновления патрульной авиации ВМС и демонстрирует определенные успехи. К настоящему времени по новому проекту модернизации перестроили половину от запланированного количества ATL 2, и работы в этом направлении продолжаются. В течение нескольких следующих лет будет сформирован парк из 18 обновленных самолетов, и ему предстоит служить еще 10-12 лет.

Примечательно, что ВМС Франции модернизируют имеющиеся патрульные самолеты и не спешат начинать разработку совершенно новой машины. Кроме того, они не планируют закупать иностранную технику такого класса и справляются только своими силами. Как показывают последние события, подобные подходы полностью себя оправдывают и позволяют успешно решать все поставленные задачи по обновлению патрульной авиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка