О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Планирующая торпеда: система HAAWC для самолетов P-8A Poseidon дошла до начальной оперативной готовности

Морская авиация ВМС США довела до стадии начальной оперативной готовности комплект оборудования HAAWC

Морская авиация ВМС США довела до стадии начальной оперативной готовности комплект оборудования HAAWC. Он предназначается для базовых патрульных самолетов P-8A Poseidon и должен дополнять штатное противолодочное вооружение в виде легких торпед Mk 54. При помощи таких комплектов планируется избавиться от ряда объективных ограничений и расширить боевые возможности самолетов.

Противолодочные ограничения

Патрульный / противолодочный самолет P-8A несет разнообразное поисковое оборудование и гидроакустические буи, предназначенные для поиска и обнаружения подводных целей. Для поражения таких целей используются глубинные бомбы или торпеды типа Mk 54 Lightweight Torpedo. Вооружение перевозится на пяти узлах подвески во внутреннем отсеке и на шести внешних.

Авиационная торпеда Mk 54 оснащена парашютной системой, снижающей скорость спуска и обеспечивающей безопасный вход в воду. Однако максимальная высота сброса ограничена - при ее превышении скорость спуска будет чрезмерной и приведет к повреждению или разрушению торпеды.

Соответственно, перед сбросом торпеды "Посейдон" должен покинуть рабочую высоту патрулирования и снизиться до допустимого предела. Вследствие этого резко сокращается дальность наблюдения, связи и т.д. Кроме того, за время выхода на заданную высоту самолет может потерять контакт с целью, а его восстановление связано с определенными трудностями. Подъем на рабочую высоту также занимает время.

Выход из такой ситуации очевиден: самолету требуется система противолодочного вооружения, позволяющая сбрасывать торпеды с высоты патрулирования. Насколько известно, подобные вопросы прорабатывались еще на стадии разработки будущего P-8A, но до определенного времени эта тема не получала всего необходимого внимания.

Удачное решение

Разработка новой противолодочной системы, способной оптимизировать применение имеющихся торпед, стартовала в середине десятых годов. Контракт на ее создание получила компания Boeing, ранее создавшая самолет P-8A. Проект получил флотское обозначение HAAWC (High Altitude Anti-Submarine Warfare Weapon Capability - "Высотные возможности противолодочного вооружения").

На создание нового проекта потребовалось несколько лет. Компания "Боинг" разработала устройство ALA (Air Launch Accessory - "Принадлежность для воздушного запуска"), предназначенное для установки на торпеду Mk 54. Также прошла работа по интеграции новых компонентов в комплекс вооружений "Посейдона".

В конце десятых годов ВМС и Boeing приступили к испытаниям как отдельных средств, так и всей системы HAAWC в целом. После предварительной проверки осуществлялся сброс торпед с "аксессуаром" типа ALA. В целом испытания прошли успешно, и по их результатам систему рекомендовали к принятию на вооружение.

В середине августа 2022 г. ВМС США выдали компании "Боинг" официальный контракт на полномасштабное серийное производство HAAWC с целью перевооружения строевых частей. Количество заказанных комплектов не сообщалось. При этом уточнили, что подрядчик будет поставлять готовую продукцию, а также сопровождать ее в ходе эксплуатации, обслуживать и совершенствовать.

22 ноября компания Boeing сообщила о выходе системы HAAWC на уровень начальной оперативной готовности. За счет серийного производства изделиями нового типа удалось укомплектовать одну из эскадрилий патрульной авиации, и теперь она может использовать торпеды Mk 54 без старых ограничений. В обозримом будущем ожидается переход первого подразделения на полную оперативную готовность. Кроме того, аналогичное оружие получат 11 оставшихся эскадрилий на "Посейдонах".

Впрочем, система пока не готова к полноценной эксплуатации во всех условиях и на всех режимах. По известным данным, ВМС и Boeing еще не проверили ее на всех предполагаемых высотах. Оставшиеся испытания со сбросом торпед с максимальных высот, вплоть до потолка носителя, пройдут в ближайшем будущем.

Планирующая торпеда

Задачей проекта HAAWC было обеспечение безопасного спуска и входа торпеды в воду. Существующая парашютная система или ее аналоги не справлялись с такой задачей, и был выбран планирующий вариант спуска. Он реализован при помощи устройства AL, превращающего торпеду в своеобразный летательный аппарат.

Изделие ALA представляет собой безмоторный беспилотник, выполненный на основе агрегатов существующих ракет таких как AGM-84H/K SLAM-ER. Оно имеет продолговатый плоский фюзеляж, на днище которого размещены крепления для подвески торпеды. В центральной части фюзеляжа имеется раскладное крыло, в хвосте - оперение со стабилизатором и килем. Длина изделия не превышает 3 м при примерно таком же размахе крыла.

В составе изделия ALA используются системы управления, заимствованные у авиабомб семейства JDAM. Бортовой автопилот работает по данным инерциальной и спутниковой систем навигации и выдает команды рулевым машинкам в оперении. Предусмотрена двусторонняя связь с носителем для приема команд и передачи телеметрии.

Под таким "беспилотником" подвешивается торпеда Mk 54 в исходной конфигурации, включающей тормозной парашют. Легкая торпеда имеет калибр 324 мм и длину 2,72 м; масса - 276 кг. Торпеда оснащена тепловым двигателем на жидком топливе, за счет которого достигается скорость более 40 узлов; дальность - более 9 км. Используется активное и пассивное акустическое наведение. Торпеда несет заряд массой 44 кг.

Торпеда Mk 54 с устройством ALA помещается на внутреннюю или внешнюю подвеску самолета P-8A. Какая-либо доработка подвесок не требуется. Кроме того, отсутствует потребность в серьезном изменении бортовых приборов носителя или их программного обеспечения.

Точные летные характеристики системы HAAWC пока не сообщались. Согласно техническому заданию, оно должно обеспечивать безопасный спуск торпеды в широком диапазоне высот, но конкретные числа не публиковались. Дальность полета торпеды с ALA должна превышать 20 морских миль.

Принцип действия комплекта HAAWC достаточно прост. Обнаружив подводную цель, экипаж самолета вводит в устройство необходимые команды и данные. После выхода на рубеж применения оружия осуществляется сброс торпеды с ALA. Летательный аппарат доставляет торпеду в заданную точку, где сбрасывает ее с небольшой высоты. Далее торпеда при помощи парашюта опускается в воду и начинает работу по стандартной программе. Более не нужное изделие ALA падает в стороне и тонет.

Новые возможности

Заказчик и разработчик указывают, что принятие HAAWC на вооружение позволяет патрульной авиации избавиться от нескольких характерных трудностей, а также получить новые возможности. Главный результат - возможность сброса торпеды практически в любой момент полета, без необходимости предварительного снижения.

За счет этого самолет не теряет время и может атаковать подводную цель как можно быстрее после ее обнаружения. Также появляется возможность сопровождения цели практически до момента ее поражения торпедой - с фиксацией результата применения вооружения. При этом сокращаются риски потери цели, а также упрощается восстановление контакта с нею.

В отличие от "обычных" Mk 54, "планирующие" торпеды могут сбрасываться с большого расстояния. За счет этого, а также благодаря высокой маневренности устройства ALA упрощается доставка торпеды в оптимальную точку погружения и старта поиска цели. Решение таких задач силами самолета может быть не столь эффективным.

Система HAAWC имеет возможность перенацеливания в полете. При изменении тактической обстановки, уточнении целеуказания и т.д. самолет-носитель может сформировать новое полетное задание и перенаправить торпеду в другую точку.

В ближней и средней перспективе единственным носителем HAAWC останется патрульный самолет P-8A. Интеграция с другими самолетами пока не планируется. Тем не менее, не исключается возможность использования таких комплектов в составе полномасштабной эшелонированной противолодочной обороны. В таком случае Poseidon с Mk 54 / ALA будет работать по целеуказанию сторонних средств. Планирующий полет позволит более полно использовать потенциал такой многокомпонентной системы.

Начальная готовность

Таким образом, в распоряжении патрульной авиации ВМС США появляется новое средство, упрощающее борьбу с подлодками. Пока речь идет только о начальной оперативной готовности в одной из эскадрилий и продолжении испытаний для определения всех характеристик. Тем не менее, программа HAAWC продвигается вперед, и в течение нескольких следующих лет ожидается получение всех результатов в виде требуемых характеристик и развертывания оружия в частях.

Эти процессы представляют определенную опасность для подводных сил третьих стран. Очевидно, что флоты потенциальных противников США следят за развитием патрульных самолетов P-8A и их вооружения, а также готовят необходимые ответные меры. Как именно планируют бороться с "планирующими торпедами", пока неизвестно, но такие средства будут найдены....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка