О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как зарождалась современная гражданская авиация

07 декабря 1944 года в Чикаго была подписана Конвенция о Международной гражданской авиации, которая установила основные принципы осуществления международных перевозок воздушным транспортом

07 декабря 1944 года в Чикаго была подписана Конвенция о Международной гражданской авиации, которая установила основные принципы осуществления международных перевозок воздушным транспортом. Чикагская конвенция положила начало созданию глобальной сети международных авиаперевозок. Это впечатляющий пример достижения коллективного договора, ставшего на десятилетия вперед одной из важнейших движущих сил социально-экономического развития общества.

1930-е годы дали мощный толчок развитию самолетостроения и авиационной техники в целом. В то время шло активное формирование сети пассажирских и грузовых авиаперевозок, строительство которой сдерживало множество препятствий политического и технического характера. Все более очевидной становилась необходимость разработки эффективного инструмента, обеспечивающего безопасное развитие гражданской авиации во всем мире. Вторая мировая война замедлила прогресс в этой области, но колоссальное значение международных перевозок в послевоенном мире было очевидным. Поэтому, после ряда исследований и серии консультаций, проведенных с союзниками, правительство США направило 55 государствам приглашения принять участие в Международной конференции по гражданской авиации.

В ноябре 1944 года в Чикаго собрались представители 54 государств, которые в течение пяти недель рассмотрели огромное количество вопросов, касающихся выработки эффективной стратегии развития международной гражданской авиации. В итоге 07 декабря 1944 года представителями 52 государств была подписана Конвенция о международной гражданской авиации, которая должна была вступить в силу после того, как пройдет 30 дней после ее ратификации 26-м государством. До момента вступления Конвенции в силу консультативные полномочия получила временная Международная организация гражданской авиации (будущая ИКАО).

Конвенция вступила в силу 04 апреля 1947 года и содержала 96 статей, определяющих привилегии и ограничения для всех договаривающихся государств. Одним из ее ключевых положений стало признание того факта, что каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства над своей территорией, и никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над его территорией без предварительного согласия. Целями конвенции, в частности, провозглашались обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире, развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств, обеспечение полного уважения прав государств-членов. Конвенция установила основные принципы работы международной авиации, в том числе правила полетов над территорией страны, принцип национальной принадлежности воздушного судна, международные стандарты и рекомендуемую практику и т.д.

Надзор за выполнением положений конвенции осуществляет ИКАО, насчитывающая на сегодняшний день 193 государства-члена. Задачей ИКАО является оказание помощи государствам в достижении максимально возможной степени унификации правил, стандартов, процедур и организации в области гражданской авиации.

История международных полетов в СССР началась задолго до принятия Чикагской конвенции: первая международная регулярная воздушная линия Москва - Кенигсберг была открыта в 1922 году. В 1939-1941 начались первые регулярные рейсы в целый ряд городов Европы. С 1946 года в СССР шло активное восстановление разрушенных войной авиатрасс, в том числе международных. Бурное развитие авиасообщения шло по всему миру. Вскоре советский "Аэрофлот" и его знаменитый символ - крылатые серп и молот - стали одним из самых узнаваемых мировых авиационных брендов. 14 ноября 1970 года СССР вступил в члены ИКАО. В 1990 году "Аэрофлот" перевез 139 млн человек, войдя в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейшая авиакомпания в мире. Под флагом "Аэрофлота" на международных рейсах летали Ил-12, Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ил-96.

После распада СССР над всемирно известным брендом нависла угроза исчезновения: государства, фактически являющего собственником "Аэрофлота", больше не существовало. Начало новой истории отечественных международных авиаперевозок положило Постановление Правительства РФ от 27 июля 1992 года "О мерах по организации международных воздушных сообщений Российской Федерации", на основании которого была создана компания "Аэрофлот - российские международные авиалинии", сохранявшая полномочия по действующим межправительственным соглашениям с зарубежными странами, в том числе получение валютной выручки за полеты иностранных авиакомпаний по транссибирским маршрутам. Переживая вместе со всей страной глубочайший кризис, в 1994 году авиакомпания "Аэрофлот" перевезла всего 3 миллиона пассажиров. Появившиеся многочисленные коммерческие авиаперевозчики различного масштаба также в полной мере испытали проблемы. Только в 2000 году отрасль вернулась на траекторию роста. Однако за последовавшие два десятилетия Россия заново интегрировалась в мировой рынок воздушных перевозок.

Увы, в 2022 году политическая повестка отменила сформировавшийся положительный тренд. В феврале западные страны ввели в отношении России незаконные санкции, противоречащие самому духу Чикагской конвенции. Предпринятая попытка вычеркнуть целую страну из мирового авиасообщения с треском провалилась: в 2022 году в Россию и из нее выполняются полеты в десятки стран, международные путешествия совершают десятки миллионов наших граждан. В условиях введения беспрецедентных санкций оказалось, что наиболее привлекательными активами для российских авиаперевозчиков стали новые самолеты российского производства, которые были изначально зарегистрированы в российском государственном реестре гражданских воздушных судов. Сочетание таких свойств как высокие экономические характеристики, соответствие международным нормам, в том числе требованиям ИКАО по уровню шума на местности и эмиссии вредных веществ, а также отсутствие санкционных рисков сделало самолеты Superjet 100 весьма востребованными на международных линиях.

Новой целью для отечественного авиапрома становится максимальное импортозамещение компонентов и систем для того, чтобы обеспечить потребности российских авиакомпаний новым поколением отечественных воздушных судов. На этом пути уже есть значимые достижения. На МАКС-2021 впервые был представлен в полете среднемагистральный самолет МС-21-310 с российским двигателем ПД-14, впоследствии начались испытания МС-21-300 с отечественным композитным крылом, а в 2024 году будет сертифицирован самолет с системами и компонентами отечественного производства. Готовятся испытания модели SSJ-NEW с российскими двигателями ПД-8, идут испытания новых систем и агрегатов отечественного происхождения. Эти работы позволят сертифицировать новинку в 2023 году, а в 2024 году SSJ-NEW выйдет на регулярные линии.

Нет сомнений, что Россия полноценно реинтегрируется в мировую гражданскую авиацию. И произойдет это не по сценарию 1944 года, когда СССР не получил место в структурах ИКАО, а по сценарию 1970 года, когда наша страна вошла в эту международную организацию по праву великой авиационной державы!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка