О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бюллетень EastRussia: аналитический обзор авиастроительной отрасли ДФО

В гражданском самолетостроении планируется запустить в серийное производство новые пассажирские лайнеры с моторами российского производства

В гражданском самолетостроении планируется запустить в серийное производство новые пассажирские лайнеры с моторами российского производства. Параллельно серьезной проблемой становится осуществление технического обслуживания SSJ 100, поставленных перевозчикам.

SSJ-100 - проблемы и перспективы

Глава "Объединенной авиастроительной корпорации" Ю.Слюсарь летом сообщал, что первый полет SSJ 100 с компонентами преимущественно(1) российского производства (Sukhoi Superjet New) должен состояться в середине 2023 г. Российско-французские двигатели SaM-146 в них планируется заменить на ПД-8 (АО "ОДК - Авиадвигатель"). Генеральный директор корпорации "Иркут" А.Богинский анонсировал поставку первых двух самолетов с новыми двигателями до конца 2023 г., тогда как Ю.Слюсарь говорил об их серийном производстве в 2024 г. (с объемом поставки около 20 самолетов в год).

Летом в холдинге "Росэлектроника" (ГК "Ростех") сообщали об успешной разработке электронных компонентов для связного оборудования SSJ 100 и МС-21. Компоненты прошли испытания в составе бортовой аппаратуры связи и были признаны пригодными для эксплуатации в гражданской авиации. При этом первый заместитель главы ОАК В.Артяков отмечал, что в SSJ New сохранятся отдельные импортные компоненты. Напомним, что разработка модификации SSJ New оценивалась в 120 млрд рублей.

В производственном центре корпорации "Иркут" (ОАК, Комсомольск-на-Амуре) в производстве находятся пять фюзеляжей SSJ New в различной степени готовности, один планер был передан Центральному аэрогидродинамическому институту им. Жуковского (ЦАГИ) для проведения наземных испытаний. Производственный план на 2023 г. предусматривает сборку двух серийных машин.

В сентябре Минпромторг предложил до конца текущего года предоставить порядка 5,14 млрд рублей на выпуск МС-21 и SSJ 100. Ассигнования в виде имущественного взноса должен получить "Ростех", далее они будут направлены в уставной капитал ОАК. Согласно стратегии развития транспортной отрасли РФ до 2030 г., на рынок должны поступить к этому времени 142 SSJ New и 270 МС-21-310.

Между тем у авиаперевозчиков возникают проблемы с эксплуатацией SSJ 100 в связи с усложнившимися условиями технического обслуживания лайнеров. В ноябре "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) заявила о намерении в одностороннем порядке расторгнуть лизинговые контракты на поставку лайнеров SSJ 100 с авиакомпанией "Якутия". Самолеты ГТЛК рассчитывает передать другим авиакомпаниям - "ИрАэро" и "Азимут", которым поступало соответствующее предложение (финансовые условия не раскрываются). Свое намерение в ГТЛК объясняли нарушениями платежной дисциплины со стороны "Якутии". Известно, что ГТЛК рассматривает возможность передать новому арендатору три самолета возрастом семь и восемь лет (в компоновке на 103 кресла), при этом для одного из них предстоит завершить техническое обслуживание до конца года.

В целом "Якутия" располагает четырьмя SSJ 100 от ГТЛК - два из них задействованы на маршрутах, еще два находятся вне летной годности (для одного из них компания намерена ее восстановить). Помимо SSJ 100 от ГТЛК, "Якутия" ранее имела в парке также один SSJ 100 от "ВЭБ Лизинг", но он утратил летную годность после жесткой посадки в октябре 2018 г.

Потенциальный интерес к лайнерам "Якутии" проявили только в авиакомпании Red Wings (ее парк включает 17 SSJ 100). В октябре 2021 г. Минпромторг и ГТЛК уже заявляли о возможности изъять SSJ 100 у "Якутии", в случае если компании не удастся решить проблемы обслуживания. Так, глава Минпромторга Д.Мантуров говорил о несвоевременном обслуживании самолетов.

ГТЛК планирует провести технический аудит неисправных самолетов SSJ 100 "Якутии" с целью определения возможности их приведения в состояние летной годности и оценки стоимости данных работ. В "Якутии" при этом сообщали о принятии технических решений по восстановлению одного из самолетов совместно с ПАО "Иркут" и "Объединенной двигателестроительной корпорацией". У другого лайнера повреждена горячая часть двигателей, ремонт которой может осуществить только компания PowerJet на расположенных во Франции мощностях. Задержки с обслуживанием в "Якутии" объясняли техническими дефектами судна, которые были выявлены в 2018 г. и потребовали проведения дорогостоящих внеплановых ремонтов двигателей. Также в "Якутии" указывали, что проблему с ремонтом усугубили пандемия и санкционные ограничения (поставщик двигателей SaM146 - PowerJet остановил производство).

В ноябре комиссия ГТЛК подтвердила, что авиакомпания "Якутия" разукомплектовала два из четырех взятых в лизинг SSJ 100. На самолетах отсутствуют маршевые силовые установки и ряд других ключевых агрегатов(2). В ГТЛК и "Иркуте" признают, что восстановить данные лайнеры в условиях санкций невозможно, но их все же планируется изъять у перевозчика.

В целом же российские авиакомпании по итогам текущего года должны получить 10 лайнеров SSJ 100, из которых только семь являются полностью новыми машинами, а три из них - ремаркетированные (уже использовались другими перевозчиками). При этом количество в десять самолетов в два раза меньше, чем было изначально анонсировано Минпромторгом (в марте сообщалось о 19 лайнерах). Пока что сообщалось о поставке в середине ноября только одного из этих лайнеров.

В Минпромторге подчеркивали, что для запланированного количества самолетов полностью хватало импортной комплектации. Новые лайнеры планируется поставить авиакомпаниям "Азимут", "Россия" и Red Wings. В 2021 г. эксплуатанты получили 24 новых лайнера SSJ 100, в 2020 г. было поставлено 12 машин, а меньше всего - в 2019 г. (восемь самолетов). Хотя в "Иркуте" не объявляли о причинах сокращения поставок в текущем году, эксперты отрасли отмечают, что в компании столкнулись с существенными проблемами после прекращения поставок импортных комплектующих в результате санкций.

При этом известно, что "Азимут" в текущем году впервые получит (от "ПСБ-Лизинга") самолет SSJ 100 с подержанными двигателями, взятыми из подменного пула (резерва для всех эксплуатантов SSJ 100). Двигатели имеют небольшой налет. В 2023 г. авиаперевозчикам планируется поставить еще десять SSJ 100, часть из них также с двигателями из подменного пула. При этом в 2019 г. подменный пул включал 17 двигателей SaM146, но авиаперевозчики отмечали их нехватку (а для "Аэрофлота" компанией PowerJet был создан отдельный пул). Известно, что с 2019 г. количество подменных двигателей не увеличилось. Из 314 планируемых до 2030 г. к выпуску двигателей ПД-8 284 двигателя предполагается установить на новые лайнеры SSJ 100, но оставшихся 30 не будет достаточно для замены на уже эксплуатируемом флоте и формирования подменного пула.

Следует отметить, что проблемным вопросом также являются происшествия с лайнерами SSJ 100, хотя производители не выявляли технических неисправностей. Тем не менее представители погибших и пострадавших пассажиров(3) во время авиакатастрофы 2019 г. с SSJ 100 в московском аэропорту Шереметьево (следовал по маршруту "Москва - Мурманск") потребовали компенсацию в размере 26 млн евро от международных корпораций (французская Safran Landing Systems, российско-французская PowerJet, французские Liebherr-Aerospace Toulouse SAS и Thales Avionics Lcd SAS, европейское подразделение американской Leach International Europe, американская Curtiss-Wright Corp.), поставлявших комплектующие для сгоревшего после неудачной аварийной посадки самолета. К производителю SSJ 100 ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" материальных претензий не предъявлялось.

МС-21 - разбег взят

Что касается лайнеров МС-21, то на расширение их производства правительство выделило осенью текущего года 15 млрд рублей. Средства предназначены для закупки современного оборудования для заводов ОАК в 2022-25 гг. ОАК намерена обеспечить серийное производство не менее чем 36 лайнеров в год. Ранее "Аэрофлот" подписал соглашение о поставке 210 самолетов МС-21 и 89 SSJ New до 2030 г.

Следует отметить, что правительство приняло решение направить 44 млрд рублей "Объединенной двигателестроительной корпорации" в течение двух лет на расширение производства авиационных двигателей. Так, должны быть выпущены около 50 двигателей ПД-8 для SSJ 100 и 14 двигателей ПД-14 для МС-21.

"Байкал" - движение есть, но по двигателю вопросы

Продолжается работа над запуском в производство самолетов, которые должны стать заменой старых моделей "Ан" на региональных маршрутах. При этом сроки работы могут также увеличиться. В августе вице-премьер Ю.Трутнев сообщал о планах сформировать госзаказ на строительство новых воздушных судов ЛМС-901 ("Байкал") взамен выбывающих из эксплуатации Ан-2 и Ан-3 (на Дальнем Востоке на сегодняшний день используется 41 самолет такого типа). В Росавиации предварительно оценивали сроки завершения сертификации нового самолета - до конца 2023 г. Предполагается, что основным заказчиком должна стать единая дальневосточная авиакомпания "Аврора" (ей планируется поставить 105 самолетов).

Тогда же в августе Ю.Трутнев поручил Минпромторгу и Минтрансу проанализировать сроки всех этапов сертификации самолета в базовой комплектации. При этом для обеспечения эксплуатации новых самолетов необходимо создать и восстановить еще 196 посадочных площадок в регионах.

В том числе для реализации проекта были расширены границы ТОР "Комсомольск" в Хабаровском крае, где ООО "Байкал-Инжиниринг" (АО "Уральский завод гражданской авиации") намерено создать авиационный центр региональной и беспилотной авиации. В рамках центра предполагается проводить сборку, сервисное обслуживание, а также подготовку пилотов и инженерных кадров. На сегодняшний день известно, что первые ЛМС-901 должна получить красноярская авиакомпания "КрасАвиа". С ней был подписан контракт на поставку десяти самолетов в 2025-29 гг.

Первый полет "Байкала" состоялся в январе текущего года - с использованием мотора General Electric H80-100. Тем не менее пока не решен вопрос по замене двигателя производства американской General Electric для "Байкала", что ставит под вопрос возможные сроки его серийного производства. В настоящее время продолжается разработка двигателя для данного самолета ВК-800, но его выпуск ожидается не ранее, чем через два года....
Авторские права на данный материал принадлежат «"Восток России"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка