О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Винтокрылые бестселлеры Михаила Миля

75 лет назад было образовано ОКБ Михаила Леонтьевича Миля, внесшее беспрецедентный вклад в создание и развитие отечественной школы вертолетостроения

75 лет назад было образовано ОКБ Михаила Леонтьевича Миля, внесшее беспрецедентный вклад в создание и развитие отечественной школы вертолетостроения. Широчайший диапазон разработок милевского ОКБ сделал его абсолютно уникальным: здесь спроектированы вертолеты всех классов, от легкого до сверхтяжелого. В общей сложности в ОКБ разработано 13 базовых моделей вертолетов и свыше 200 их модификаций для военных и гражданских приложений, выпущено свыше 30 тысяч машин, из которых 7 тысяч эксплуатируются более чем в 110 странах мира.

12 декабря 1947 года вышло постановление Совмина СССР "О создании геликоптера связи для Вооруженных Сил СССР", на основании которого было образовано опытно-конструкторское бюро под руководством М. Л. Миля. К этому времени будущий создатель вертолетов уже имел опыт работы с автожирами и хорошо понимал перспективы использования аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой для страны, раскинувшейся на огромной территории и не имеющей достаточной наземной инфраструктуры для освоения удаленных районов. Новое ОКБ расположилось в здании вертикальной аэродинамической трубы ЦАГИ в Жуковском, где в 1946 году М. Миль возглавил лабораторию по исследованию и испытаниям полноразмерных несущих винтов. Для создания вертолета была выбрана одновинтовая схема, которая, став классической, по сей день доминирует в мировом вертолетостроении. Менее чем за год ОКБ удалось создать первый советский многоцелевой вертолет ГМ-1 (Геликоптер Миля-1): в сентябре 1948 года опытный образец машины совершил первый полет, а уже в 1952 году начался серийный выпуск вертолета под маркой Ми-1.

Следующий крупной победой милевского ОКБ стало создание Ми-4 - первого военно-транспортного вертолета для Вооруженных сил СССР. Ми-4 был разработан в рекордно короткие сроки: в октябре 1951 года вышло постановление правительства о создании вертолета, в июне 1952 года состоялся первый полет опытного образца, и в том же году было запущено серийное производство. При создании Ми-4 впервые удалось решить такие проблемы как устранение флаттера лопастей несущего винта, повышение динамической прочности несущего и рулевого винтов и увеличение ресурса основных агрегатов.

Разработка транспортного вертолета Ми-6 грузоподъемностью 12 тонн на долгие годы определила мировое лидерство отечественной конструкторской школы в создании тяжелых вертолетов. Первый полет Ми-6 состоялся в июне 1957 года. Следующим винтокрылым тяжеловесом стало созданное на базе Ми-6 "летающее шасси" Ми-10 с максимальной грузоподъемностью 15 тонн, машина совершила первый полет в 1960 году. Еще одному милевскому тяжеловесу Ми-12 принадлежит абсолютный рекорд грузоподъемности 44 300 кг.

Очередным прорывом стало создание Ми-2 - первого в мире серийного вертолета легкого класса с двумя газотурбинными двигателями. Впоследствии двухдвигательная схема для легких вертолетов получила всеобщее признание благодаря значительным преимуществам по скорости, грузоподъемности, надежности и безопасности полета. Первый полет Ми-2 состоялся в сентябре 1961 года, наибольшую известность получила учебная версия вертолета, ставшая практически на полвека "летающей партой" для тысяч курсантов летных училищ и клубов ДОСААФ.

В 1960 году началось строительство новой опытно-конструкторской площадки в подмосковных Люберцах, первые корпуса которой были введены в строй в 1963 году. Серийное производство новых моделей "Ми" развернулось в Ростове-на-Дону, Казани и Улан-Удэ. В 1967 году ОКБ и завод № 329 в Люберцах переименованы в "Московский вертолетный завод", которому в 1970 году после смерти Михаила Миля было присвоено его имя.

В июне 1961 года совершил первый полет Ми-8, ставший родоначальником самого популярного в мире семейства вертолетов Ми-8/Ми-17. Первоначально представленный в гражданском варианте, позднее вертолет получил признание и у военных: военно-транспортные вертолеты семейства стали бестселлерами мирового рынка и эксплуатируются в более чем в 90 странах мира. Всего разработано свыше 130 модификаций семейства для гражданских и военных эксплуатантов, построено свыше 12 тысяч вертолетов различных модификаций.

Следующая базовая разработка ОКБ - ударно-транспортный вертолет Ми-24, первый полет которого был выполнен в сентябре 1969 года. Уникальные летно-технические характеристики, бронирование кабины и мощное вооружение обеспечивали исключительно высокую живучесть вертолета, стоящего на вооружении порядка 45 стран мира. Дальнейшим развитием семейства стали вертолеты Ми-35, получившие современную авионику, вооружение и двигатели.

В декабре 1977 года в небо впервые взлетел крупнейший в мире сверхтяжелый многоцелевой транспортный вертолет Ми-26 с максимальной взлетной массой 56 тонн. Вертолет серийно производится с 1980 года, всего выпущено свыше 330 машин различных модификаций. Развитием проекта является новый Ми-26Т2В для ВС РФ с обновленным БРЭО и возможностью круглосуточного применения.

В ноябре 1996 года состоялся первый полет Ми-28Н - всепогодного ударного вертолета круглосуточного применения, не имеющего аналогов в мире по боевой эффективности и живучести. "Воздушный танк" представляет собой летающую платформу для установки различного вооружения и обеспечивает гибкую тактику действий на малых высотах с огибанием рельефа местности для достижения высокой выживаемости вертолета. Новые модификации "Ночного охотника" являются одними из самых высокотехнологичных боевых вертолетов мира.

МВЗ им. М. Л. Миля вошел в состав холдинга "Вертолеты России" Госкорпорации Ростех в 2007 году. Решение о слиянии конструкторских бюро Миля и Камова в Национальный центр вертолетостроения ("НЦВ им. М. Л. Миля и Н. И. Камова") принято в октябре 2019 года. Целью объединения двух отечественных вертолетных ОКБ и производственных возможностей АО "МВЗ им. М. Л. Миля" и АО "Камов" стал переход на единые стандарты, процедуры и технологии проектирования вертолетов, углубление научно-технического обмена при сохранении уникальных достоинств милевской и камовской конструкторских школ. Ближайшие задачи - отработка оптимальных методик проектирования, моделирования процессов и проведения летных испытаний. В перспективе - разработка новых винтокрылых машин, конкурентоспособных на мировом рынке, развитие таких новых направлений, как "электрический вертолет", скоростные вертолеты и беспилотники вертолетного типа.

Вертолетная флотилия марки "Ми", широко представленная на статической стоянке и в летной программе МАКС - безусловная гордость авиасалона в Жуковском. Флагманские модели семейств многоцелевых Ми-8/17 и ударных Ми-24/35, новые модификации тяжеловеса Ми-26 и боевого Ми-28Н представляют знаменитую на весь мир конструкторскую школу, неизменно вызывая интерес участников и посетителей салона. Площадка МАКС традиционно используется для продвижения милевских вертолетов на мировой рынок. И, конечно, невозможно представить себе летную программу салона без выступлений уникальной группы высшего пилотажа "Беркуты" ВКС России, выступающей на ударных вертолетах Ми-28Н.

Среди ярких премьер "Вертолетов России" на МАКС-2021 - новейший Ми-171А3, разработанный в соответствии со стандартами IOGP и отвечающий повышенным требованиям по обеспечению безопасности полетов над морем. Также в летной программе салона демонстрировался ударный вертолет Ми-28НМ с модернизированными двигателями и новой вспомогательной силовой установкой, новым комплексом БРЭО и перспективными видами вооружения....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка