О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Плачут небеса: почему авиакомпании отменяют рейсы в Египет и стоит ли сейчас покупать туда туры

Летать в Египет прекратили уже четыре российские авиакомпании - Nordwind, "Икар", iFly и "Уральские авиалинии"

Летать в Египет прекратили уже четыре российские авиакомпании - Nordwind, "Икар", iFly и "Уральские авиалинии". Туроператоры спешно пересаживают клиентов на самолеты других перевозчиков, а туристы гадают - стоит ли сейчас вообще покупать путевки в Египет, если в любой момент из-за ограничений третьих стран рейсы могут быть отменены.

Долгий путь на отдых

Российская авиакомпания iFly 22 декабря так и не смогла возобновить полеты из РФ в Египет. Теперь перевозчик надеется, что удастся полететь хотя бы 23 декабря. Правда, одной надежды сейчас мало. Рейсы переносятся уже неделю.

iFly не может вылететь из РФ в Египет с 15 декабря - с этого дня власти Иордании запретили российским самолетам с двойной регистрацией использовать ее воздушное пространство для полетов. В тот день iFly не выполнила шесть рейсов из Москвы на курорты Египта и обратно. В итоге в аэропорту Внуково скопились тысячи не вылетевших клиентов, которых надо было поить, кормить, а многих селить в отели, так как часть пассажиров приехала из регионов.

Весь день представители перевозчика пытались согласовать с Росавиацией альтернативный маршрут в Египет - через Сирию, - но регулятор не дал разрешение. Тогда iFly сообщила, что отменяет все рейсы в Египет сначала до 20 декабря, потом до 21-го, теперь еще раз.

iFly - один из крупнейших чартерных перевозчиков в Египет, ее самолетами на курорты страны отправляют туристов два крупных туроператора - Tez Tour и Fan&Sun. Причем перед ними сейчас стоит задача не только пересадить клиентов на самолеты других перевозчиков и отправить отдыхающих в Хургаду и Шарм-эш-Шейх, но и вернуть домой застрявших на отдыхе клиентов. А их там тоже не одна тысяча.

По данным Tez Tour, в общей сложности для возвращения c 17 декабря всех путешественников потребуется организация свыше 15 рейсов. К вечеру 21 декабря туроператор рейсами египетской авиакомпании Egypt Air, российской Red Wings и турецкой Corendon вывез около 4 тыс. россиян.

В Fan&Sun ранее также заявляли, что вывезли всех своих клиентов рейсами других авиакомпаний - благо, их было не много, около 150 человек.

А пока власти и турбизнес пытаются разрулить ситуацию с iFly, 21 декабря стало известно, что в Египет не сможет летать еще один российский перевозчик - "Уральские авиалинии". Причина та же - запрет на пролет над третьими странами самолетам с двойной регистрацией. Рейсами этой авиакомпании для отправки туристов в основном пользуется туроператор Fan&Sun. Как сообщила профессиональному туристическому порталу Tourdom клиентка, которая должна была 25 декабря вылетать из Шарма в Москву рейсами "Уральцев", их пересаживают на самолеты турецкого перевозчика Corendon. Из-за этого рейс домой будет не прямым, а с пересадкой в Анталье.

Таким образом, по данным на сегодняшний день, рейсы в Египет приостановили уже четыре российских перевозчика - Nordwind и "Икар", которые прекратили туда полеты еще в начале декабря, а также iFly и "Уральские авиалинии".

Почему не летают самолеты

Почему же авиакомпании, которые без проблем летали в Египет в течение нескольких месяцев, в декабре вдруг резко начали отменять рейсы?

Виноваты третьи страны. Рейсы на курорты Египта из городов европейской части России, как правило, проходят над Турцией, но в октябре ее власти уведомили российских перевозчиков о том, что с 1 ноября самолетам с двойной регистрацией запрещено летать над Турцией. Это правило, например, не коснулось рейсов "Аэрофлота", Red Wings, Azur Air и некоторых других авиакомпаний, так как все их самолеты к тому моменту были "дебермудизированы" (т. е. выведены из иностранного реестра, как правило, бермудского) и перерегистрированы в России. Они как летали в Египет "напрямую" через Турцию, так и летают.

Другие российские перевозчики по разным причинам не смогли окончательно вывести свои самолеты из иностранных реестров, и теперь их лайнеры имеют двойную регистрацию - иностранную и российскую. Вот таким лайнерам Турция и запретила летать над своей территорией. И не только Анкара - ранее аналогичный запрет ввели Саудовская Аравия, Эритрея, Лаос и ряд других стран.

После решения Турции авиакомпании с "неочищенными" самолетами стали летать в Египет по "кривому" маршруту - через Каспийское море, Иран, Ирак и Иорданию. Но, после того как с 15 декабря Иордания ввела аналогичный запрет, путь в Египет для них практически закрылся.

Все уткнулись в Сирию

Единственный приемлемый вариант облететь Иорданию при условии закрытия неба Саудовской Аравии - через небо Сирии, но оно закрыто с 2013 года.

Есть еще один вариант, но он больше из области фантастики - лететь через Иран вокруг Аравийского полуострова через Оманский и Аденский заливы и прилетать в Египет с юга, а не севера. Но, судя по всему, такой вариант российские перевозчики даже не рассматривают, так как, во-первых, время полета из Москвы увеличится чуть ли не вдвое, до 11 часов, а во-вторых, у перевозчиков не так много "очищенных" дальнемагистральных самолетов, способных проделать такой путь без дозаправки. Существующий парк этих лайнеров авиакомпании сейчас активно используют для полетов в более популярную Азию, и перенаправлять самолеты в Египет никто не будет.

Судя по всему, в iFly рассчитывали, что Росавиация, учитывая тяжесть положения и тысячи застрявших туристов, выдаст перевозчику разрешение на пролет через Сирию. Еще 16 декабря в одном из своих сообщений авиакомпании заявляла, что сирийский коридор безопасен. Перевозчик рассчитал, что в небе Сирии самолет будет всего 17 минут, ему нужно пролететь лишь 240 км, что "соответствует установленным международным нормам авиационной безопасности, и может быть использован авиакомпаний для безопасного пролета регулярных рейсов в Египет".

Но в Росавиации остались непреклонны - небо Сирии остается закрытым.

К слову, некоторые иностранные перевозчики (помимо собственно сирийских) используют маршруты через Сирию. Например, над арабской страной летают иракская Fly Baghdad и ливанская Middle East Airlines - согласно данным Flightradar24, их самолеты периодически пролетают над Сирией во время выполнения рейсов. В то же время другие иностранные перевозчики, например саудовская Saudia и катарская Qatar Airways, облетают Сирию.

Стоит ли сейчас покупать туры в Египет

Как разрешится ситуация с Египтом - пока сложно сказать. Туристов, купивших туда туры, нужно отправлять каждый день, и также ежедневно вывозить с курортов отдохнувших. Пересаживать сотни, а то и тысячи пассажиров на рейсы других авиакомпаний не всегда получается - самолеты сейчас в дефиците и свободных мест практически нет. К тому же скоро Новый год - самый высокий сезон.

Павел Неон, глава туркомпании "Тревели", говорит, что найти сейчас альтернативу выпавшим самолетам для полетов очень сложно. "Все работают в существующих условиях санкций и ограничениях по полетам, и если одна из авиакомпаний полностью выпадает, то найти ей замену очень сложно. Не так просто пересадить туристов, например, с чартера на регулярку - это совершенно другие затраты для ТО, да и для туриста", - пояснил эксперт.

Основатель агентства по индивидуальному туризму Mayel Travel Майя Котляр добавила, что поиск нового перевозчика - это еще и серьезные затраты для туроператоров. "Компании заранее выкупают блоки мест у перевозчиков, чтобы формировать свои турпакеты. Из-за необходимости искать новые самолеты получается двойная нагрузка на бюджет ТО", - сказала она.

Именно поэтому в Tez Tour продолжают надеяться, что их партнер - авиакомпания iFly - все-таки вернется на рейсы в Египет. "Авиакомпания продолжает прикладывать максимум усилий по согласованию необходимых документов с Федеральным агентством воздушного транспорта с целью продолжения полетной программы в Египет с 23 декабря", - говорится в сообщении туроператора от 21 декабря.

А пока перевозчик, туроператор, Росавиация и даже Министерство иностранных дел РФ, которое также подключилось к переговорам с иорданскими властями, решают проблему, у туристов возникает два резонных вопроса - не подорожают ли сейчас туры в Египет из-за сокращения объемов полетной программы и стоит ли вообще покупать туда тур, если вылет могут отменить в любой моменты из-за решения любого другого государства?

"Не думаю, что это приведет к росту цен, поскольку из-за открытия других направлений, в первую очередь Таиланда, цены на Египет и так сильно упали. Плюс ко всему в Египте сейчас не сезон - купаться холодно, из-за этого спрос на Египет в последнее время просел", - говорит Майя Котляр.

Аналогичного мнения придерживается и Павел Неон: "На Египет сейчас довольно низкий спрос, и туроператоры вряд ли пойдут на повышение цен".

Насчет вопроса - стоит ли сейчас вообще связываться с Египтом, - оба эксперта дали одинаковый ответ: турпакеты покупать стоит, но на регулярных рейсах авиакомпаниями без двойных регистраций. "Я всегда советую своим клиентам использовать регулярную перевозку "Аэрофлота" или Egypt Air. Это дороже, но надежнее", - заверяет Котляр....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка