О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Он смотрел в будущее: к 110-летию Георгия Петровича Свищева

24 декабря 2022 года исполняется 110 лет со дня рождения Георгия Свищева, академика АН СССР, дважды Героя Социалистического Труда, советского ученого в области авиации и механики, организатора авиационной науки

24 декабря 2022 года исполняется 110 лет со дня рождения Георгия Петровича Свищева, академика АН СССР, дважды Героя Социалистического Труда, советского ученого в области авиации и механики, организатора авиационной науки, с 1954 по 1967 год начальника Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ); в 1967-89-м - начальника Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, оба института входят в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского").

Георгий Петрович родился в Санкт-Петербурге в семье рабочего Путиловского завода. Отец рано умер, и мальчик воспитывался в Москве в семье тети. Окончил среднюю школу и Сокольническую музыкальную школу по классу фортепиано.

В 1935 году после обучения в Московском дирижаблестроительном институте был направлен на "Дирижаблестрой", предприятие по проектированию, изготовлению и эксплуатации дирижаблей в системе Гражданского воздушного флота. В 1940 году в СССР приняли решение о временной консервации строительства и эксплуатации дирижаблей. "Дирижаблестрой" переформатировался в завод, и молодой специалист принял решение попробовать свои силы в авиационной науке и перешел в ЦАГИ. Здесь он работал 14 лет, с 1940 по 1954 год, и прошел путь от научного сотрудника до заместителя начальника.

Уже первые научные исследования выдвинули Свищева в число ведущих ученых института. Он занимался проблемами аэродинамики профилей, фюзеляжей и органов управления самолетов, транс- и сверхзвуковых течений газа, изучением пограничного слоя тел с протоком в перфорированных границах, аэродинамикой силовых установок, проводил исследования перспективных направлений развития авиационной техники.

В это время уже в полную силу работал ЦИАМ. В середине 1950-ых перед институтом стояли неординарные задачи: продолжалась перестройка его работы, связанная с переходом на реактивную тематику. Необходимо было определять главные направления исследований, координировать усилия научных подразделений, обеспечивать дальнейшее развитие экспериментальной базы. Промышленности нужна была практическая помощь в создании и доводке новых двигателей, эксплуатационникам - в освоении новой техники и быстром устранении дефектов, выявляемых в процессе эксплуатации.

Организовать работу института в этих и других направлениях в темпе, который диктовала обстановка, мог лишь крупный специалист, обладающий широким кругозором в области авиации и опытом организации работы больших научных коллективов. Выбор был остановлен на Г.П. Свищеве.

Тонкое понимание специфики деятельности таких ведущих институтов, как ЦАГИ и ЦИАМ, позволило Георгию Петровичу ставить перед ними комплексные задачи.

Приоритетом того времени было создание второго поколения реактивных двигателей и самолетов, которые уже должны были быть и сверхзвуковыми, и высотными. Однако тематика института и задачи того периода были значительно шире. Георгий Петрович хорошо это понимал.

Период его деятельности в ЦИАМ выделяется многогранностью: институт оперативно реагировал на новые направления и тенденции развития реактивной техники, к работе широко привлекались НИИ и ОКБ.

Ясность мышления и такое же ясное и структурное изложение мыслей были отличительными чертами Г.П. Свищева. Это позволяло ему четко ставить задачи и формулировать для исследователей желаемые результаты.

Так было и при организации испытаний и доводки новых воздушно-реактивных двигателей (ВРД). Георгий Петрович был инициатором максимального приближения условий испытаний двигателей на стендах к натурным. Если испытания и доводка турбореактивных двигателей первого поколения могли проводиться на наземных стендах, то для ВРД был необходим принципиально новый подход, особенно это касалось двигателей для сверхзвуковых самолетов. В связи с этим ставились и успешно решались сложные технические задачи, начиная с выбора принципиальной схемы испытательного стенда до его запуска вместе с двигателем, системой регулирования и др.

Г.П. Свищев уделял большое внимание совершенствованию Научно-испытательного центра (НИЦ) ЦИАМ в Тураево, открытого в 1953 году. Размеры двигателей увеличивались, и для их испытания и доводки необходимо было дальнейшее развитие экспериментальной базы по параметрам воздуха, его расходу, мощности энергетических установок. В короткие сроки под его руководством были введены в эксплуатацию высотные стенды первой очереди, на которых впоследствии проводились исследования и доводка различных типов авиационных двигателей. Уже в 1956 году были успешно испытаны силовые установки самолетов С.А. Лавочкина, А.Н. Туполева и В.М. Мясищева.

Именно тогда испытательный комплекс в Тураево начали называть национальной гордостью страны. Почти 70-летний опыт успешной работы испытательных стендов показал правильность заложенных в них при проектировании технологических параметров с учетом перспектив развития авиационного двигателестроения.

Георгий Петрович принимал непосредственное участие в экспериментальных исследованиях, при этом его подход был комплексным. Так, решая проблему устойчивости компрессоров, он организовал совместные исследования специалистами ЦИАМ и ЦАГИ по анализу факторов, определяющих устойчивость работы двигателя вместе с воздухозаборником. Это позволило определить меру ответственности конструктора самолета и конструктора двигателя, каждого в своей четко определенной области, и устранить возникавшие по этому поводу недоразумения.

За создание уникальной экспериментальной базы, организацию испытаний на высотных стендах и полученные важные результаты Георгий Петрович в числе ряда научных сотрудников ЦИАМ был удостоен Государственной премии.

Значительны заслуги Г.П. Свищева в расширении работ ЦИАМ по созданию реактивных двигателей для гражданской авиации. Главными направлениями развития газотурбинных двигателей он считал повышение параметров рабочего процесса: повышение температуры газа перед турбиной и связанное с этим увеличение степени повышения давления компрессоров, интенсификацию протекающих в двигателях процессов, способствующую уменьшению их размера и удельного веса, уменьшение потерь по тракту.

Георгий Петрович придавал важное значение применению газотурбинных двигателей на вертолетах. По его инициативе в Институте была создана лаборатория, назначение которой заключалось в проведении исследований вертолетных трансмиссий. Он создал условия для развития этой лаборатории, и в короткий срок она смогла завоевать большой авторитет в промышленности.

Расширение сферы применения реактивных двигателей, особенно в гражданской авиации, вызвало необходимость организации работы института в новых направлениях. К ним, в первую очередь, относились работы по надежности, ресурсу, шуму, создаваемому двигателями на местности, стоимости. Как правило, новые направления подкреплялись организационными мероприятиями. Свищев также активно поддерживал работы по расширению исследований систем автоматического регулирования двигателей различных типов и схем и обеспечил их большой размах.

Георгий Петрович предвидел, что в перспективе авиационная и ракетно-космическая техника будут развиваться в тесной взаимосвязи, и богатый авиационный опыт должен быть использован в решении общих задач. Он был убежден в наличии достаточного научного потенциала ЦИАМ для успешного развития науки в этом направлении.

Ему принадлежит инициатива широкого привлечения ведущих научных работников института к разработке задач ракетно-космической тематики. Он принимал активное участие в создании уникальной экспериментальной базы для исследования этих вопросов. Внедрение результатов исследований в этой области оказало промышленности большую помощь.

Георгий Петрович поддержал и принял активное участие в организации работ по новым нехимическим источникам энергии как в плане использования их в силовых установках авиационного типа, так и в плане более широкого их применения.

Постепенно тематика института касалась объемных вопросов создания реактивных двигателей самых разнообразных типов, применяемых в различных областях. Часть этих направлений получила развитие в ЦИАМ и отрасли, часть передавалась в другие отрасли промышленности, часть "консервировалась" на будущее. Георгий Петрович всегда стремился найти максимально комплексное решение проблем, поэтому часто к их решению привлекались НИИ и ОКБ различных ведомств, а результаты исследований не оставались достоянием только ЦИАМ.

В 1966 году по представлению Ученого совета института, поддержанного рядом организаций, Г.П. Свищев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1976 году - действительным членом Академии наук СССР.

В 1967 году Георгий Петрович вернулся в ЦАГИ, теперь уже в качестве начальника этого старейшего авиационного института. Двадцать два года он руководил ЦАГИ. Это были весьма плодотворные годы в развитии института и отечественной авиапромышленности. Большую работу коллективы ЦИАМ, ЦАГИ и лично Г.П. Свищев провели по развитию космической программы "Буран".

Жизнь Георгия Петровича оборвалась на 87 году, 2 мая 1999 года его не стало.

Вся его профессиональная деятельность была наполнена решением множества нетривиальных задач по разработке и совершенствованию авиационной техники. Он всегда смотрел в будущее. В благодарность от последователей и новых поколений авиастроителей в Санкт-Петербурге установлен бронзовый бюст Г.П. Свищева. Его именем названа площадь в городе Жуковский Московской области.

Память о Г.П. Свищеве увековечена и в ЦИАМ: мемориальная доска на административном корпусе была торжественно открыта 24 декабря 2012 года, к 100-летию со дня рождения этого выдающегося ученого, талантливого организатора и руководителя.

ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С. А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка