О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиарынок - что изменилось за этот год?

2022 год оказался непростым для российской авиационной отрасли на фоне введенных Западом санкций

2022 год оказался непростым для российской авиационной отрасли на фоне введенных Западом санкций. Среди ограничений - закрытие неба 36 странами мира для самолетов из России, а также запрет на лизинг и поставку зарубежных воздушных судов, запчастей и оборудования. В то же время с 24 февраля остаются закрытыми 11 аэропортов южной и центральной частей России, ограничения на полеты, которые на данный момент продлили до 2 января.

Тем не менее российская туриндустрия активизировала поиск новых путей взаимодействия с дружественными государствами, и к концу года число стран, куда можно улететь из России прямыми рейсами, увеличилось до 32 против 15 в апреле. В перспективе на 2023 год обсуждается вопрос об открытии прямых рейсов в Мьянму, Индонезию, Намибию и Зимбабве.

С другой стороны, российские авиаперевозчики постепенно решают проблемы с эксплуатацией иностранных воздушных судов. На начало декабря 201 зарубежный самолет (44 лайнера в июне), из которых около 150 Boeing и Airbus и несколько десятков Embraer, Bombardier и Gulfstream, были сняты с регистрации в Бермудском реестре, на которых авиакомпании теперь могут выполнять международные рейсы без риска ареста. Примерно 91 дерегистрированный самолет эксплуатируется группой "Аэрофлот". Utair вывела из реестра Бермуд 36 Boeing, Azur Air - 14 ВС, авиакомпания S7 - шесть Boeing, "Аврора" - три Airbus, Red Wings - три Boeing, "ИрАэро" выкупила один Airbus. Единственный крупный авиаперевозчик, чей флот в полном объеме остается в Бермудском реестре, - "Уральские авиалинии", которые летают за рубеж только в Киргизию и Таджикистан.

Между тем государством на поддержку гражданской авиации было выделено 172 млрд руб. в 2022 году, из которых 100 млрд руб. - на возмещение операционных расходов авиакомпаний на перевозки внутри страны, более 27 млрд руб. - на субсидирование региональных перевозок, 19,5 млрд руб. - на компенсацию возвращенных пассажирами авиабилетов, 15 млрд руб. - Госкорпорации по организации воздушного движения, более 7,5 млрд руб. - на поддержание работы закрытых аэропортов южных регионов и еще 2,9 млрд руб. - грузовым авиакомпаниям.

Благодаря проделанной в отрасли работе за январь-ноябрь российские авиаперевозчики перевезли 88 млн пассажиров, что лишь на 14% ниже пассажиропотока за аналогичный период 2021 года. Согласно прогнозам, за весь 2022 год авиакомпании перевезут около 94-96 млн человек против 111 млн в 2021 году. Отметим, что в конце прошлого года планировалось перевезти по результатам текущего 100 млн пассажиров. При этом, по оценкам Минтранса, если бы были открыты 11 российских аэропортов, то авиакомпании смогли бы обслужить на 19 млн пассажиров больше, а годовой пассажиропоток составил бы 113,4 млн человек.

Принимая во внимание тот факт, что на начало 2022 года авиационная отрасль оставалась под негативным влиянием пандемии COVID-19, а последующие после 24 февраля западные санкции в еще большей степени усугубили положение дел российских авиаперевозчиков, предварительные итоги года выглядят более чем впечатляющими. Акцент на расширение маршрутной сети внутри страны и увеличение доли межрегиональных регулярных пассажирских рейсов, минуя Москву и Санкт-Петербург, позволили в значительной степени компенсировать сокращение пассажиропотока на международных авиалиниях. При этом ожидается, что в 2023 году российские авиакомпании будут выполнять полеты по более 300 субсидируемым региональным маршрутам. В то же время число доступных зарубежных направлений в расписаниях авиаперевозчиков постепенно увеличивается, что дает осторожные надежды на дальнейшее восстановление операционных показателей. Согласно прогнозам, в условиях внешних ограничений в период с 2023 по 2030 гг. ежегодный рост объема перевозок авиакомпаний России будет составлять порядка 1-3%. К 2025 году пассажиропоток превысит результаты 2021 года (111 млн) и составит 113 млн пассажиров, а к 2030 году - 116 млн человек, не достигнув при этом докризисного показателя 2019 года, когда было перевезено 128 млн человек.

В то же время прогнозы могут быть пересмотрены на фоне положительного влияния на отрасль возрождения отечественного авиастроения и увеличения доли российских самолетов в парках авиакомпаний. В фокусе внимания производство трех отечественных самолетов SSJ New, МС-21 и Ту-214, которые постепенно смогут заменить зарубежный флот. Поставка первых двух максимально импортозамещенных самолетов SSJ New намечена на 2023 год, а с 2024 года должно начаться полноценное серийное производство с объемом поставок около 20 воздушных судов в год. Выпуск первых шести самолетов МС-21 с российским двигателем ПД-14 ожидается в 2024 году, а затем планируется выйти на производство порядка 72 воздушных судов в год. В отношении среднемагистрального самолета Ту-214, который состоит в основном из отечественных компонентов, перед казанским заводом стоит задача изготовить в 2023-2030 гг. 115 самолетов: в 2024 году - 3, в 2024 году - 7, в 2025 году - 10, в 2026 году - 15, в 2027-2030 гг. - по 20.

Крупнейшим заказчиком отечественных самолетов стала группа "Аэрофлот", подписавшая соглашение на сумму в 1 трлн руб. о закупке и поставке 339 самолетов российского производства до 2030 года, к которым относятся 89 самолетов SSJ New, 210 судов МС-21 и 40 самолетов Ту-214. Согласно планам, поставки начнутся уже в следующем году, когда в парк группы поступят первые два самолета SSJ New. В 2024 году ожидается поставка первых шести лайнеров МС-21 и первых семи судов Ту-214....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка