О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Принципиально новые возможности": чем уникален российский многоцелевой вертолет Ми-171А2

В горах Северного Кавказа завершились испытания многоцелевого вертолета Ми-171А2, во время которых отрабатывались разнообразные маневры, в том числе с имитацией нештатных ситуаций с отключением двигателей

В горах Северного Кавказа завершились испытания многоцелевого вертолета Ми-171А2, во время которых отрабатывались разнообразные маневры, в том числе с имитацией нештатных ситуаций с отключением двигателей, сообщает пресс-служба "Ростеха". По данным разработчиков, машина продемонстрировала высокие показатели энерговооруженности, устойчивости и управляемости в разряженном воздухе. Ми-171А2 считается самой современной моделью в легендарном семействе Ми-8/17. По мнению экспертов, вертолет хорошо приспособлен для эксплуатации в условиях высокогорья и будет пользоваться спросом за рубежом.

Специалисты Национального центра вертолетостроения (НЦВ) имени М.Л. Миля и Н.И. Камова завершили на Эльбрусе испытания многоцелевого вертолета Ми-171А2. Об этом сообщает пресс-служба госкорпорации "Ростех". Полеты выполнялись на различных режимах с целью проверки качества работы бортовых систем, узлов и агрегатов машины.

"Вертолет Ми-171А2 осуществил испытательные полеты со взлетной массой до 13 т. Эксперты проверили работу в высокогорье основных систем: двигателей, вспомогательной силовой установки, кислородного оборудования. Кроме того, в рамках испытаний оценивались управляемость, маневренность и скороподъемность вертолета на площадках различной высотности", - говорится на сайте "Ростеха".

В ходе экспериментов были отработаны разнообразные маневры, в том числе с имитацией нештатных ситуаций. В частности, выполнялись так называемые прерванные посадки, когда вертолет продолжает полет при отказе одного двигателя и вынужден заходить на второй круг.

Также сотрудники НЦВ отрабатывали такие маневры, как продолженные взлеты, когда после отрыва от земли происходит внезапный отказ одного из моторов, но при этом машина продолжает подниматься.

Кроме того, российские специалисты в высокогорных условиях отработали возможность посадки с выключенными двигателями - в режиме авторотации. Данный способ приземления предполагает планирование за счет энергии набегающего потока воздуха. В критической ситуации умение использовать этот режим позволяет спасти жизни пассажиров и уберечь вертолет от разрушения.

Как заявил журналистам руководитель летных испытаний, заслуженный летчик-испытатель РФ Герой России Александр Климов, Ми-171А2 уверенно выполнял маневры с максимальной взлетной массой. По его словам, вертолет продемонстрировал "высокие показатели энерговооруженности, устойчивости и управляемости в разреженном воздухе, что самым лучшим образом сказалось на безопасности полетов".

"Ми-171А2 - настоящий горный вертолет", - цитирует Климова пресс-служба "Ростеха".

Как заявили в госкорпорации, итогом испытаний на Эльбрусе станет расширение действующего сертификата на полеты на высотах от 3,5 тыс. до 5 тыс. м над уровнем моря.

"Летно-технические характеристики вертолета Ми-171А2 обеспечивают надежность и эффективность его работы в высокогорной местности… Испытания доказали, что этот показатель (3,5 тыс. м. - RT) может быть существенно увеличен: вертолет можно будет использовать для перевозки пассажиров и грузов в высокогорье на высоте до 5 тыс. м", - рассказал первый заместитель гендиректора холдинга "Вертолеты России" Олег Гуляев.

Наследник легендарного Ми-8

Ми-171А2 - один из глубокомодернизированных образцов легендарного семейства многоцелевых вертолетов Ми-8/17, снискавшего самые лестные отзывы специалистов и получившего высокие оценки за свою надежность и неприхотливость в эксплуатации.

По информации "Ростеха", Ми-171А2 может использоваться в различных природно-климатических условиях, но имеет "принципиально новые возможности" при эксплуатации в высокогорье и на территориях с жарким климатом. Данное преимущество достигается благодаря установке двигателей повышенной мощности ВК-2500ПС-03 и модернизированного комплекса пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования.

В беседе с RT заслуженный военный летчик РФ генерал-майор в отставке Владимир Попов пояснил, что акцент на применении Ми-171А2 в условиях высокогорья и жаркого климата обусловлен главным образом требованиями потенциальных иностранных заказчиков - стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

"В горной местности летчики сталкиваются с рядом серьезных проблем. Это нехватка тяги на высотах свыше 3 тыс. м, машину тяжело приземлять на высокогорные площадки и потом поднимать ее в воздух. Есть трудности с зависанием и пилотированием с учетом складок рельефа местности и зачастую сложных погодных условий: осадков, сильных порывов ветра", - сказал Попов.

Тем не менее, как полагает эксперт, инженеры Национального центра вертолетостроения смогли создать винтокрылую машину, способную выполнять миссии в высокогорье.

Ми-171А2 производится на авиазаводе в Улан-Удэ. В 2017 году машина была сертифицирована российскими властями по категории "А". Таким образом, она соответствует самым жестким требованиям безопасности полетов, предъявляемым к гражданским вертолетам.

По сравнению с серийно выпускаемыми моделями Ми-8/17 у новой машины на 10% выше скоростные показатели и на 25% больше грузоподъемность.

Максимальная скорость Ми-171А2 составляет 280 км/ч, крейсерская - 260 км/ч, предельная дальность полета с основными баками - 800 км, практический потолок - 6 тыс. м.

Машина предназначена для перевозки пассажиров и грузов при температурах от -50 до +50 °С. Она способна выполнять поисково-спасательные, медицинские, транспортные операции и тушить пожары.

Внутри грузовой кабины Ми-171А2 может быть размещено до 4 т груза, а на внешней подвеске - до 5 т. Пассажировместимость вертолета составляет 20 человек. Однако по желанию заказчика производитель имеет возможность установить и 24 кресла - соответствующее разрешение было получено холдингом "Вертолеты России" от Росавиации в июне 2021 года.

Также для повышения комфорта и безопасности Ми-171А2 оснащается кислородным оборудованием, системой кондиционирования и обогрева воздуха, гардеробным и багажным отделениями. Для экстренного покидания вертолета при аварии оборудованы восемь точек эвакуации.

К достоинствам Ми-171А2 "Ростех" относит усовершенствованную аэродинамическую компоновку, более эффективный Х-образный рулевой винт и новый несущий винт с композитными лопастями.

Наряду с этим вертолет оснащается цифровым комплексом бортового оборудования КБО-17-1, выполненного по принципу "стеклянной кабины". Его интеграция позволила сократить состав экипажа до двух человек.

По мнению экспертов, широкие летные и эксплуатационные возможности машины в значительной степени обеспечивает газотурбинный двигатель ВК-2500ПС-03. На взлетном режиме мотор развивает мощность 2 тыс. л. с., а на чрезвычайном режиме - 2,7 тыс. л. с.

По информации Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), конструкция ВК-2500ПС-03 позволяет применять его в любой географической точке и запускать на высотах до 6 тыс. м. Работоспособность мотора обеспечивается в температурном диапазоне от -50 до +60 °С.

Как сообщается в материалах ОДК, в ВК-2500ПС-03 реализована цифровая система управления БАРК-6В-7С. Она объединяет огромное количество датчиков и комплексов измерения, "которые контролируют работу двигателя на всех режимах и могут самостоятельно адаптировать их под условия эксплуатации".

Стоит отметить, что, помимо Ми-171А2, ВК-2500ПС-03 устанавливается на его морскую модификацию - Ми-171А3. Это первый российский вертолет для офшорных операций и обслуживания морских буровых платформ. Машина вмещает 24 пассажира и оснащена системой аварийного приводнения при высоте волны до 5 м. Несколько Ми-171А3 уже заказал "Газпром".

"Найдет применение и в России"

Как считают в "Вертолетах России", в Ми-171А2 воплотились лучшие качества вертолетов семейства Ми-8/17. К преимуществам своего детища холдинг относит высокие летно-технические характеристики, широкий спектр выполняемых задач, новую бортовую электронику, мощную силовую установку, сниженную стоимость летного часа.

В комментарии RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров назвал Ми-171А2 самым современным изделием в линейке Ми-8/17. По словам эксперта, вертолет сильно отличается от предшественников по конструкции фюзеляжа, авионике, двигателям и винтам.

"Ми-171А2 сохранил некоторое внешнее сходство с классическим Ми-8, но, по сути, это новый вертолет. Его появление - это результат продолжительной эволюции данного семейства многоцелевых машин, без которых немыслима российская вертолетная авиация", - подчеркнул Гусаров.

Кроме того, как отметил эксперт, Ми-171А2 создавался "с прицелом на экспорт", и первыми зарубежными эксплуатантами машины стали Казахстан и Индия. В 2021 году контракт на поставку отечественных вертолетов был заключен с МВД Бангладеша.

"Сейчас в экспортных контрактах России наблюдается вполне предсказуемая пауза, но, как я думаю, Ми-171А2 будет пользоваться спросом за рубежом - в дружественных РФ и нейтральных странах. Это гражданский вертолет, и у него очень достойные характеристики работы на высотах с разреженным воздухом", - пояснил Гусаров.

Аналогичной точки зрения придерживается и Владимир Попов. Также, по мнению собеседника RT, вне зависимости от развития политической ситуации в мире Ми-171А2 однозначно будет востребован в России.

"Конечно, санкционные ограничения пока оказывают влияние на спрос всей нашей авиатехники - без них потенциальный рынок для Ми-171А2 я бы оценил в 35-40 стран. Но прошедшие на Эльбрусе испытания, на мой взгляд, косвенно свидетельствуют о том, что поставки за рубеж все же планируются. В любом случае Ми-171А2 найдет применение и в России", - резюмировал Попов....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка