О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ОАК запатентовала и испытала устройство, снижающее воздействие ракеты на самолет при пуске

Двигатель ракет с активным стартом, применяющихся во время выполнения боевых задач с рельсовых пусковых устройств, запускается непосредственно на подвеске летательного аппарата и выходит на рабочий режим еще до схода боеприпаса с направляющих

Двигатель ракет с активным стартом, применяющихся во время выполнения боевых задач с рельсовых пусковых устройств, запускается непосредственно на подвеске летательного аппарата и выходит на рабочий режим еще до схода боеприпаса с направляющих.

"Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК, входит в госкорпорацию "Ростех") запатентовала и испытала устройство, которое при пуске боевой ракеты с летательного аппарата защищает его конструкцию от негативного воздействия факела, образующегося от реактивного двигателя боеприпаса. Это следует из патента на изобретение, распространенного Федеральным институтом промышленной собственности (имеется в распоряжении ТАСС).

Как отмечается в патентной документации, двигатель ракет с активным стартом, применяющихся во время выполнения боевых задач с рельсовых пусковых устройств, запускается непосредственно на подвеске летательного аппарата и выходит на рабочий режим еще до схода боеприпаса с направляющих. Его факел при этом охватывает 2/3 длины носителя и перемещается в процессе движения, оказывая значительное термодинамическое и эрозионное воздействие на большую часть элементов конструкции носителя, причем наиболее агрессивно воздействует центральная часть струи, расположенная по оси двигателя.

"Летательный аппарат с устройством безопасного запуска ракет содержит корпус летательного аппарата с грузовым отсеком, в котором установлена по меньшей мере одна пусковая установка ракет. На пусковой установке установлено устройство отклонения струи газов факела ракетного двигателя, которое представляет собой ковшеобразную конструкцию и состоит из металлического каркаса и трех вставок из углерод-углеродного композиционного материала, пропитанного кремнием, которые установлены наклонно по отношению к оси пусковой установки с образованием канала отклонения струи газов факела ракетного двигателя в сторону от грузового отсека летательного аппарата", - говорится в описании разработки.

Разработчики подчеркивают, что температура в ядре факела ракетного двигателя очень высокая, а среди продуктов горения есть раскаленные частицы и пары кислот, вылетающие из сопла со сверхзвуковой скоростью. Материал вставок из углерод-углеродного композита, пропитанного кремнием, позволяет им выдержать полный цикл работы двигателя без сквозного проплавления, прогорания или эрозионного уноса. При этом их крепежные болты, находящиеся в зоне ядра факела, также выполнены из углерод-углеродного композитного материала, пропитанного кремнием, поскольку воздействие мельчайших раскаленных частиц оксида алюминия срезало бы металлические головки. Однако в конструкции также есть болты из дюралюминия: они расположены ниже зоны воздействия ядра факела, предназначены для более надежного удержания вставок в ложементе каркаса и необходимы ввиду того, что болты из углерод-углеродного материала имеют низкую прочность на срез и на разрыв.

При этом в грузовом отсеке летательного аппарата устанавливаются зашивки из дюралюминия, которые снижают его объем и обеспечивают аэродинамическую профилировку, снижающую уровень виброакустических нагрузок на конструкцию носителя. В подверженных воздействию реактивной струи местах на внешней поверхности носителя и на зашивках наносится теплозащитное покрытие.

Результаты испытаний

Разработчики указывают на положительные результаты испытаний конструкции на огневом стенде, состоящем из пусковой установки, устройства отклонения струи, штатного ракетного двигателя и имитаторов фюзеляжа, крыла и горизонтального оперения летательного аппарата. "Имитировались как штатные пуски, так и несход ракеты (двигатель после начала работы удерживался на месте замковым устройством). По материалам фото- и видеорегистрации установлено, что факел ракетного двигателя надежно отклоняется в сторону и при запуске, и на начальном этапе траектории, а также в течение всего времени работы двигателя при несходе. Результаты замера температур по датчикам, установленным на имитаторах фюзеляжа, крыла и горизонтального оперения, подтверждают, что температура в данных зонах не превысила рабочую температуру для материалов, из которых изготовлены элементы конструкции", - отмечается в документе....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка