О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Стратегический бомбардировщик М-4: на страже ядерного паритета 1950-х

20 января 1953 года состоялся первый полет первого советского стратегического бомбардировщика с турбореактивными двигателями - самолета М-4 разработки ОКБ Владимира Михайловича Мясищева

20 января 1953 года состоялся первый полет первого советского стратегического бомбардировщика с турбореактивными двигателями - самолета М-4 разработки ОКБ Владимира Михайловича Мясищева. Эпоха бомбардировщиков В. Мясищева продлилась без малого 40 лет: М-4 положил начало семейству "стратегов", стоявших на вооружении Дальней авиации вплоть до 1994 года.

Создав собственную атомную бомбу на четыре года позже США, Советский Союз в 1950-е годы уступал потенциальному противнику не только в размерах ядерного арсенала, но и в средствах доставки "оружия возмездия". Ядерное противостояние требовало разработки авиационного средства доставки оружия массового поражения на межконтинентальную дальность. Для того, чтобы уходить от преследования средствами ПВО, нужен был самолет, имеющий скорость полета 900-950 км/ч на высоте 12-13 км, способный нести на предельную дальность пять тонн боевой нагрузки (именно столько весила первая советская атомная бомба РДС-1) и имеющий мощное оборонительное вооружение.

Постановление правительства о проектировании и строительстве нового самолета было подписано 24 марта 1951 года. Разработкой занялся коллектив под руководством В. Мясищева. В качестве производственной базы был выбран московский завод № 23. Уже при создании первого варианта машины был принят целый ряд неординарных решений, без которых реализовать этот проект было бы невозможно. В конструкции самолета, получившего обозначение "М", впервые были применены высокопрочные алюминиевые сплавы В-65 и В-95. Увеличенная стреловидность крыла позволила уменьшить сопротивление на высокой скорости полета. Использование безопасно деформируемой конструкции крыла делало его более легким, сохранив при этом прочность. Велосипедная схема шасси с двумя основными и двумя поддерживающими опорами на законцовках крыла давала существенный выигрыш в весе по сравнению с традиционным трехопорным шасси. В качестве силовой установки были выбраны четыре двигателя АМ-3 конструкции Александра Микулина с тягой по 8700 кгс. Вместо механической системы управления использовались гидравлические бустеры. Для всех членов экипажа были предусмотрены катапультные кресла. Максимальная бомбовая нагрузка составила 24 тонны и включала, помимо ядерных боеприпасов, обычные бомбы калибром от 500 до 9000 кг, морские мины, торпеды и управляемые бомбы.

Первый опытный самолет "М" был заложен 15 мая 1952 года, а уже 20 января 1953 года экипаж под управлением знаменитого летчика-испытателя, ветерана Великой Отечественной войны Федора Федоровича Опадчего впервые поднял "М" в воздух. Всего за время испытаний было выполнено 99 полетов. Испытания шли трудно - проект перерабатывался на ходу, чтобы привести характеристики самолета к заданным. 25 июля 1955 года был подписан акт государственных совместных испытаний, тогда же новый стратегический бомбардировщик получил официальное обозначение М-4. Это был первый в мире реактивный межконтинентальный носитель ядерного оружия, поступивший на вооружение. Всего было изготовлено два опытных и 32 серийных самолета.

Главной проблемой М-4 оставался недобор дальности полета, самолет мог преодолеть немногим более 8 000 км. После проведения его глубокой модернизации удалось существенно улучшить характеристики машины. Новый бомбардировщик, получивший обозначение 3М, имел более мощные двигатели ВД-7 разработки Владимира Добрынина с взлетной тягой более 11 000 кгс, новую геометрию крыла и хвостового оперения, переделанную переднюю кабину, улучшенное шасси и систему управления. Самолет имел практическую дальность 11 800 км и был оснащен системой дозаправки "штанга-конус", разработанной в ОКБ-918 Семена Алексеева. Первый полет 3М состоялся в марте 1956 года, а в 1958 году самолет был принят на вооружение частей стратегической авиации. Находившиеся к этому времени в строю М-4 были оборудованы системой дозаправки и использовались в дальнейшем в качестве топливозаправщиков. Всего было выпущено около 90 самолетов М-4 и его модификаций.

Создание бомбардировщиков М-4 и 3М обеспечило в 1950-е годы паритет СССР и США в средствах доставки атомного оружия. Следующим крупным проектом ОКБ Мясищева стала разработка сверхзвукового стратегического бомбардировщика М-50, который должен был прийти на смену М-4, 3М и Ту-95. Несмотря на то, что М-50 так и не пошел в серию, его разработка стала важным этапом в развитии сверхзвуковой дальней авиации СССР благодаря передовым решениям и технологиям, ставшим заделом для создания стратегических ракетоносцев следующего поколения.

В 1967 году на базе ОКБ-23 был создан "Экспериментальный машиностроительный завод" (ЭМЗ) и В. Мясищев стал его генеральным конструктором. В 1976 году ЭМЗ включился в программу разработки космической системы многоразового использования "Буран-Энергия". На базе бомбардировщика 3М был создан тяжелый транспортный самолет ВМ-Т "Атлант" для доставки крупногабаритных элементов системы "Буран-Энергия" на космодром "Байконур". При максимальной взлетной массе в 210 тонн "Атлант" мог перевозить грузы массой до 50 тонн на расстояние до 9 400 км. Доработанные до транспортной версии самолеты получили новые двигатели ВД-7МД, усиленное шасси и планер, новые хвостовую часть и двухкилевое оперение. Через год после начала летных испытаний ВМ-Т "Атлант" выполнил первые рейсы, доставив на "Байконур" водородный бак ракеты "Энергия" с обтекателями, а также носовой обтекатель, кислородный бак и два негерметичных отсека ракеты. Всего на двух "Атлантах" было выполнено 152 испытательных и коммерческих полета.

Сегодня сфера деятельности ЭМЗ им. В.М. Мясищева включает опытно-конструкторские разработки авиационной и авиационно-космической техники, переоборудование самолетов и их модификацию, летные испытания, экспериментальную отработку систем самолетов и космических аппаратов на стендах. ЭМЗ является головным предприятием по доработке и модернизации самолетов L-39 и L-410, по заказу ОКБ Сухого ведутся работы по перспективным истребителям марки "Су".

История показов на МАКС уникальных самолетов разработки ОКБ Мясищева восходит к демонстрации высотного самолета-разведчика М-17 на "Мосаэрошоу-92". Позже М-55 "Геофизика" принимала участие в летной программе МАКС в 2005 и 2017 году, а также не раз демонстрировалась на статической стоянке салона. Начиная с 2013 года посетители МАКС могут видеть уникальную ретро-экспозицию исторических самолетов, в которой одним из наиболее впечатляющих и популярных раритетов стал носитель "Бурана" ВМ-Т "Атлант", отсылающий нашу память к самому грандиозному проекту в истории отечественной авиации. "Атлант" поражает воображение не только своими гигантскими размерами, но и габаритами стоящего на его "спине" груза - головного и хвостового обтекателей водородного бака центральной ступени ракеты "Энергия", состыкованных в один агрегат....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка