О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ракета "305" ЛМУР и ее носители

В Сирии и на Украине российская армейская авиация применяет легкую многоцелевую управляемую ракету ЛМУР или "Изделие 305"

В Сирии и на Украине российская армейская авиация применяет легкую многоцелевую управляемую ракету ЛМУР или "Изделие 305". Это оружие отличается высокими характеристиками и способно поражать разнообразные цели. Гибкость его применения повышается за счет использования с разными носителями. Нести и использовать ракету ЛМУР могут отечественные вертолеты трех основных типов и ряд их модификаций.

Универсальное оружие

Будущее "Изделие 305" создавалось Коломенским КБ машиностроения в первой половине десятых годов по заказу Федеральной службы безопасности. Этой ракетой планировалось вооружить вертолеты спецназа - для поражения различных целей на большом удалении и огневой поддержки наземных подразделений. В середине десятилетия ракета прошла необходимые испытания и была рекомендована к принятию на вооружение.

В этот же период изделием ЛМУР заинтересовалось министерство обороны. Оно провело свои собственные испытания ракеты в составе разных авиационных комплексов. Носителями изделия "305" были ударные вертолеты последних моделей и модификаций, в т.ч. еще не принятых на вооружение.

Во второй половине десятилетия ракеты ЛМУР прошли опытно-войсковую эксплуатацию. В частности, некоторое количество такого оружия доставили в Сирию, где опробовали на реальных целях в виде различных объектов и машин противника. Вероятно, именно по результатам этих событий "305" рекомендовали к принятию на вооружение. При этом первый публичный показ новой ракеты состоялся только в 2021 г., когда основные мероприятия были завершены.

С февраля-марта 2022 г. армейская авиация применяет ЛМУР против украинских формирований. Регулярно появляются видеозаписи их боевой работы, причем снятые головкой самонаведения летящей ракеты. Такие ролики наглядно показывают высокую точность нового оружия, от которой зависит его эффективность.

Как сообщалось, носителями изделий "305" являются ударные вертолеты Ми-28Н(М) и Ка-52. Они способны нести несколько таких ракет и последовательно применять их по целям. В январе 2023 г. отечественные СМИ сообщили, что в Спецоперации теперь участвуют модернизированные вертолеты Ка-52М, так же оснащенные легкой многоцелевой ракетой.

Собственно ракета

ЛМУР или "305" представляет собой управляемую ракету "воздух-поверхность", предназначенную для носителей разных типов и способную поражать широкий круг наземных целей, стационарных и движущихся. Ракета построена в цилиндрическом корпусе и имеет аэродинамическую схему "утка". Плоскости и рули выполнены складными для транспортировки. Длина ракеты - менее 2 м при диаметре корпуса 200 мм и размахе крыла не более 600-700 мм. Стартовая масса - 105 кг.

ЛМУР оснащена оптической головкой самонаведения с двумя режимами работы. На первом ГСН захватывает цель до пуска и следует к ней. Второй предусматривает полет в район цели под управлением носителя с последующим обнаружением цели силами оператора, захватом и наведением. ГСН сопряжена с аппаратурой связи, которая обеспечивает передачу видеосигнала на носитель и прием команд, в т.ч. по захвату цели. Ракета доставляет к цели осколочно-фугасную боевую часть массой 25 кг.

Ракета имеет твердотопливный двигатель, при помощи которого развивает скорость до 220-230 м/с. Максимальная дальность пуска определена в 14,5 км. Вероятно, этот параметр может варьироваться в зависимости от высоты полета и скорости носителя в момент запуска.

Специально для "Изделия 305" были разработаны авиационные пусковые установки двух типов. Устройство АПУ-305 предназначается для подвески одной ракеты. На балке устройства имеются замки и разъемы для соединения ракеты и авионики носителя. Кроме того, устройство имеет откидную крышку, защищающую головной обтекатель ракеты до старта. Устройство АПУ-Л несет сразу две ракеты, но принципиально не отличается от одноместного.

В многоцелевом классе

По известным данным, первыми носителями ракет "305" стали многоцелевые и транспортно-штурмовые вертолеты авиации ФСБ - Ми-8МНП-2 и Ми-8АМТШ-ВН. Совместимость с новым оружием обеспечивалась набором устройств, монтируемых внутри фюзеляжа и за его пределами. Не позднее 2015-16 гг. ударный авиационный комплекс на основе вариантов Ми-8 прошел испытания и поступил на службу.

Прежде всего, вертолеты семейства Ми-8 получают пусковые устройства для ЛМУР. На внешней подвеске размещается до четырех изделий АПУ-305 или АПУ-Л с ракетами. Максимальный боекомплект - до 6-8 ракет, в зависимости от поставленной задачи и/или технических особенностей конкретной модификации вертолета-носителя.

Также вертолет получает оптико-электронную станцию того или иного типа. "Шар" с дневной и ночной камерой и лазерным дальномером подвешивается под носовой частью фюзеляжа. Тоже снаружи помещается антенное устройство для двусторонней связи с ракетой.

В кабине монтируются новые приборы управления огнем; также предусматривается использование штатных устройств. Так, для связи с ракетой применяется новая "аппаратура сопряжения с беспилотным летательным аппаратом (АС-БПЛА)". Видеосигнал выводится на штатные мониторы, а также имеется пульт для управления пуском и полетом ракеты на разных режимах.

Ударные вертолеты

Военно-воздушные силы не стали использовать наработки для ФСБ и заказали интеграцию ЛМУР в состав вооружений специализированных ударных вертолетов. Первым носителем такой ракеты в армейской авиации, опытным и строевым, стал вертолет Ми-28НМ. Испытания "305" на таком вертолете стартовали в 2019 г.

Ми-28НМ имеет четыре подкрыльевых пилона, на каждом из которых может монтироваться пусковая установка для ЛМУР - максимальный боекомплект включает восемь ракет. Однако на практике изделия "305" подвешиваются в меньших количествах и применяются вместе с другими вооружениями.

Обнаружение целей для ЛМУР осуществляется штатными средствами, уже имеющимися на борту Ми-28НМ. Это может быть надвтулочный радиолокатор Н025 или турельная ОЭС под носовой частью фюзеляжа. Цель засекается тем или иным способом, после чего при помощи ОЭС выдается целеуказание головке ракеты. Информация с РЛС и ОЭС, а также с ГСН ракеты штатным образом выводится на экраны пилота и оператора. Управление ракетой в полете осуществляется при помощи приборов АС-БПЛА, изначально присутствующих на Ми-28НМ.

Схожим образом обстоит дело с ударным вертолетом Ка-52 и его модернизированной версией. Так, эти машины имеют четыре подкрыльевые точки подвески и тоже способны нести до восьми ракет. При этом, как и в случае с Ми-28НМ, интеграция новой ракеты не требует перестройки комплекса бортового оборудования.

Для первоначального обнаружения наземных объектов экипаж Ка-52(М) может использовать РЛС "Арбалет" и/или станцию ГОЭС-451. Пуск производится в необходимом режиме, как с предварительным захватом цели, так и с выводом ракеты на требуемый рубеж. С учетом перспектив развития вооружений и другого оснащения, Ка-52М тоже оснастили устройством АС-БПЛА.

При помощи радиолокационных или оптико-электронных средств Ми-28НМ и Ка-52М способны засекать и сопровождать разнообразные наземные объекты в широком диапазоне дальностей. В случае с относительно крупными целями, такими как автомобильная и бронированная техника, сооружения и т.д., обнаружение, опознавание и сопровождение обеспечиваются во всем диапазоне дальностей пуска ракеты ЛМУР.

Получив новую ракету "305", ударные вертолеты сохраняют всю прежнюю номенклатуру боеприпасов. Наличие нескольких видов управляемого вооружения с разными летными характеристиками, принципами наведения, боевой частью и т.д. позволяет вертолетам Ми-28НМ и Ка-52М более эффективно и гибко решать расширенный круг задач.

Ракета и ее носители

Судя по доступным данным, легкая многоцелевая ракета "305" или ЛМУР является одним из самых удачных приобретений наших ВВС за последние годы. Это изделие показывает высокие тактико-технические характеристики и имеет иные преимущества. Однако для использования всех своих сильных сторон любое авиационное вооружение нуждается в носителе.

В случае с ракетой ЛМУР в качестве носителя могут выступать современные отечественные вертолеты трех типов и нескольких модификаций, составляющие основу нашей армейской авиации. Вполне возможно, что развитие изделия "305" продолжится - и оно сможет применяться на других воздушных платформах, пилотируемых и беспилотных. Впрочем, как показывает практика последних месяцев, с применением новой ракеты и решением реальных боевых задач прекрасно справляются и имеющиеся носители....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка