О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Первые серийные китайские самолеты ДРЛО

В конце XX века китайская армия по уровню оснащенности современной техникой и вооружением существенно отставала от развитых государств

В конце XX века китайская армия по уровню оснащенности современной техникой и вооружением существенно отставала от развитых государств. Сухопутные, воздушные и морские силы НОАК по большей части были оснащены образцами, созданными на базе советских разработок 1950-1960-х годов. Активное военно-техническое сотрудничество с США и их союзниками, имевшее место в 1980-е годы, обеспечило КНР доступ к ряду передовых иностранных оборонных технологий и даже к отдельным современным на тот момент вооружениям, но кардинально ситуацию это не меняло.

В 1990-е годы, когда против Китая после подавления студенческих выступлений на площади Тяньаньмэнь были введены западные санкции, основным поставщиком современного оружия для НОАК стала Россия. В то же время, опираясь на растущую экономическую мощь и беззастенчиво копируя инженерные решения и технологии, руководство КНР сделало ставку на развитие собственного военно-промышленного комплекса.

На первом этапе сложные изделия оборонного назначения заказывались за рубежом, на втором этапе на основе полученной техдокументации налаживалось производство внутри страны, а затем на основе обретенных технологий и накопленного опыта осуществлялись разработки техники и вооружения, которые объявлялись "исконно китайскими".

Справедливости ради надо сказать, что этап, когда китайский ВПК опирался на реверс-инжиниринг по большей части уже пройден, и военная промышленность КНР вполне в состоянии создавать большую часть современных изделий военного назначения самостоятельно.

Создание самолета ДРЛО KJ-2000

В начале 1990-х Китай заключил с Россией ряд крупных оборонных контрактов. В частности, между Москвой и Пекином были совершены многомиллиардные сделки на поставки зенитных ракетных систем С-300П и тяжелых истребителей Су-27СК.

Для управления действиями собственных истребителей-перехватчиков и выдачи целеуказания дальнобойным зенитным системам ВВС НОАК требовались современные самолеты дальнего радиолокационного дозора и управления, и наша страна предложила Китаю экспортный самолет ДРЛО А-50Э с упрощенным радиотехническим комплексом и без аппаратуры закрытой связи.

После изучения характеристик радиотехнического комплекса А-50Э, который был построен на не самой новой элементной базе, китайские специалисты этот вариант отвергли. В итоге стороны решили создать на базе самолета Ил-76 "летающий радиолокационный пикет", оснащенный современным западным радиотехническим и связным оборудованием.

В 1997 году был создан китайско-российко-израильский консорциум, целью которого стало строительство четырех самолетов авиационного комплекса дальнего обнаружения и управления для ВВС НОАК. Подрядчиками выступали израильская фирма Elta и российский ТАНТК им. Г. М. Бериева. Российская сторона обязалась подготовить для переоборудования серийный А-50 из наличия МО РФ, а израильтяне должны были установить на него РЛС EL/M-205 Phalcoon. В российских источниках А-50 с израильской аппаратурой именуется как А-50И.

В отличие от РТК советского самолета А-50, израильская импульсно-доплеровская РЛС EL/M-205 Phalcoon, разработанная для китайского А-50И, имела не вращающуюся грибовидную антенну с тремя АФАР, образующими треугольник. Одна АФАР состоит из примерно 800 активных приемо-передающих модулей, которые осуществляют электронное сканирование луча в двух плоскостях. Три АФАР с полем зрения 120° каждая обеспечивают круговой обзор, без механического вращения обтекателя. По мнению израильских экспертов, такая схема значительно упрощает конструкцию антенного обтекателя и снижает вес.

Согласно рекламным материалам, представленным фирмой Elta, относительно низкая несущая частота РЛС дециметрового диапазона (1,2-1,4 ГГц), в сочетании с высокопроизводительными вычислительными средствами и специальными устройствами подавления шумов, обеспечивали возможность обнаружения "трудных" маловысотных воздушных целей, таких как крылатые ракеты и самолеты, разработанные с использованием технологии малой радиолокационной заметности.

Кроме того, китайский самолет ДРЛО должен был нести современную аппаратуру радиотехнической разведки, что позволяло прослушивать радиопереговоры противника и вести наблюдение за наземными и корабельными радиолокаторами в районе боевых действий. Стоимость одного самолета с израильским РТК составляла 250 млн долларов.

Практическая реализация проекта А-50И началась в 1999 году, когда А-50 с бортовым номером 44, взятый из состава ВВС России, после демонтажа штатного РТК вылетел в Израиль для установки РЛС, радиотехнической и связной аппаратуры. Передача готового самолета заказчику планировалась во второй половине 2000 года. Но летом 2000 года, уже при высокой технической готовности комплекса, израильская сторона объявила о выходе из программы. Это произошло из-за сильнейшего давления со стороны США.

Решение о разрыве контракта не только обернулось финансовыми убытками, но негативно сказалось на репутации Израиля как надежного поставщика вооружений. В то же время американцам удалось лишь несколько замедлить реализацию программы китайского самолета ДРЛО, но не сорвать ее полностью. Стоит сказать, что фирма Elta использовала наработки, полученные в рамках китайского контракта, заключив в 2004 году соглашение с Индией на поставку трех самолетов А-50ЭИ. Общая сумма сделки составила 1,1 млрд долларов, при этом примерно 2/3 стоимости - это израильская аппаратура.

Подготовленный для установки израильского оборудования самолет был возвращен в КНР, после чего китайское руководство приняло решение оснащать закупленные в России транспортные Ил-76ТД радиотехническим комплексом национальной разработки.

Существует неофициальное мнение, что тайная сделка между Израилем и Китаем все же состоялась, и китайские специалисты получили документацию на РЛС EL/M-205 Phalcoon. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что аппаратура самолета ДРЛО, получившего обозначение KJ-2000 ("Кун Цзин" - "Небесное око"), во многом повторяла израильский комплекс. Как и планировалось с самого начала, на самолет установили РЛС с АФАР в неподвижном дискообразном обтекателе.

При работе три неподвижных антенных модуля, установленных внутри обтекателя и обеспечивающих круговой обзор воздушного пространства, охлаждались забортным воздухом, поступающим через специальные отверстия. Частотный диапазон радиолокатора Type 1475 разбит на 22 рабочие частоты. В верхней части обтекателя РЛС нарисован треугольник, соответствующий расположению плоских панелей АФАР.

Радиолокатор, созданный в Нанкинском НИИ № 14, способен обнаруживать высотные цели на дальности более 400 км и одновременно сопровождать до 100 воздушных и надводных объектов. Сообщается, что в ходе испытаний удалось обнаружить и сопровождать бомбардировщик Н-6 (китайская копия Ту-16), летящий параллельным курсом на дистанции 470 км. Также операторы РТК смогли увидеть стартующую баллистическую ракету на дальности 1 200 км.

В верхней передней части фюзеляжа самолета ДРЛО KJ-2000 имеется антенна спутниковой связи, что позволяет передавать информацию в режиме реального времени. В отличие от советского самолета ДРЛО А-50, на KJ-2000 нет боковых плоских антенн станции радиотехнической разведки и штанги системы дозаправки в воздухе.

Ничего не известно о характеристиках аппаратуры, транслирующей информацию на наземные командные пункты, но в китайских СМИ утверждается, что один KJ-2000 способен одновременно управлять действиями нескольких десятков боевых самолетов. Это стало возможным благодаря использованию нового вычислительного комплекса, созданного на базе китайского процессора Spirit Chip.

Судя по всему, для своего времени KJ-2000 имел достаточно совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование, а вывод радиолокационной информации осуществлялся на цветные жидкокристаллические мониторы.

Численность экипажа может составлять 12-15 человек, из них летный состав - 5 человек. Самолет осуществляет патрулирования на высоте 5 000-10 000 м. Максимальная скорость - 840 км/ч. Крейсерская - 780 км/ч. Дальность полета - 5 000 км. Продолжительность полета - 7 часов 40 минут. Для эксплуатации требуется ВПП длиной не менее 2 200 м.

На расстоянии 2 000 км от своего аэродрома самолет может оставаться на патрулировании в течение 1 часа 25 минут. Для индивидуальной защиты самолета на его борту установлены: система предупреждения о пуске ракет, автоматы выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.

Служба самолетов ДРЛО KJ-2000

Монтаж китайского РТК на приобретенные в России Ил-76ТД начался в 2002 году. Головным подрядчиком, отвечающим за создание самолета ДРЛО KJ-2000, была назначена авиастроительная компания Xi"an Aircraft Company (ХАС) в городе Сиань. Первый полет самолет KJ-2000 совершил в ноябре 2003 года.

Войсковые испытания радиолокационного комплекса начались в 2004 году на юго-западе страны. Передача последнего четвертого самолета KJ-2000 заказчику произошла в 2008 году.

После успешного завершения испытаний в ноябре 2006 года самолет дальнего радиолокационного дозора и управления KJ-2000 поступил на вооружение ВВС НОАК. Согласно американским данным, все самолеты были сведены в специально сформированный 76-й полк ДРЛО, организационно входящий в состав 26-й дивизии специального назначения ВВС НОАК.

Местом постоянной дислокации всех самолетов ДРЛО KJ-2000 стал аэродром Уси в провинции Цзянсу к западу от Шанхая. В северной части этого аэродрома двойного назначения расположены терминалы международного аэропорта. В южной части аэродрома Уси, которая находится в ведении военных, возведены четыре крупногабаритных ангара, способных вместить такой крупный самолет как Ил-76.

Впрочем, самолеты KJ-2000 не простаивали на аэродроме приписки, а активно участвовали в различных учениях, в испытаниях новых видов ракет и боевых самолетов, а также патрулировали воздушное пространство вдоль Формозского пролива, приграничные районы с Индией и Вьетнамом. Для этого летный и технический состав 76-го полка ДРЛО вместе с аэродромной инфраструктурой перебрасывался на другие аэродромы, на которых вместе с транспортными самолетами поддержки могли развертываться все четыре KJ-2000, так и отдельные машины 76-го авиационного полка.

На основании находящихся в свободном доступе спутниковых снимков Google Earth можно судить о географии развертывания самолетов KJ-2000. Так, на снимке авиабазы Наньюань, расположенной в пригороде китайской столицы, во всей красе видны самолеты ДРЛО KJ-2000, KJ-200 и Tu-154MD, которые в августе 2009 года участвовали в крупных учениях ВВС и ВМС НОАК, проводимых в Бохайском заливе и Желтом море.

Не редкими гостями самолеты KJ-2000 были на авиабазе Дингсин на северо-западе Китая в провинции Ганьсу, района Внутренняя Монголия, где находится центр боевого применения ВВС НОАК и крупнейший в Китае авиационный и ракетный полигон.

В марте 2006 года для высшего военно-политического руководства КНР на авиабазе Дингсин был организован масштабный показ современной на тот момент авиатехники и средств ПВО. Среди других образцов почетное место в экспозиции занимал самолет ДРЛО KJ-2000.

Большим достоинством полигона Дингсин является возможность осуществлять пуски по воздушным мишеням зенитными и авиационными ракетами большой дальности, поскольку этот район практически не заселен, а в восточном направлении до ближайшего населенного пункта Баян-Нур около 600 км. Это позволяет проводить секретные испытания вдали от посторонних глаз и обеспечить необходимую безопасность полетов и применения авиационного вооружения.

На авиационном полигоне регулярно проходят масштабные учения ВВС НОАК "Красный меч", а также заключительный этап конкурса летчиков-истребителей "Золотой шлем". На завершающем этапе соревнований в ближнем воздушном бою сходятся истребители J-10, J-11, Су-30МКК и Су-35СК.

Для слежения за ходом воздушных схваток и организации радиолокационной поддержки в прошлом регулярно использовались первые китайские самолеты ДРЛО KJ-2000.

В промежутках между учениями, тестами и патрулированиями самолеты KJ-2000 проходили техническое обслуживание и ремонт на заводском аэродроме Сиань авиастроительной компании ХАС.

Вскоре после ввода в строй всех четырех KJ-2000 командование НОАК высказало заинтересованность приобретении дополнительной партии таких самолетов, оснащенных усовершенствованным бортовым оборудованием и аппаратурой радиотехнической разведки. Однако все уперлось в отсутствие новых базовых самолетов Ил-76, сборка которых в те годы в России не велась, а заказчик отказался приобретать бывшие в употреблении транспортники из состава ВВС РФ.

В 1995 году была предпринята попытка продолжить строительство модернизированных Ил-76МФ на Ташкентском авиазаводе, но она провалилась. В июле 2006 года вышло поручение правительства РФ об организации производства самолетов Ил-76 в Ульяновске на заводе "Авиастар-СП". Но выпуск самолетов Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А3 затянулся, и китайская сторона потеряла интерес к этому проекту.

Вывод головного самолета KJ-2000 из эксплуатации произошел в 2009 году, и сейчас он установлен в качестве памятника в музейно-мемориальном комплексе на заводском аэродроме Сиань. В 2018 году все KJ-2000 вывели из боевого состава ВВС НОАК.

С трех оставшихся KJ-2000 демонтировали антенну радиолокатора и радиотехнический комплекс, после чего "разоруженные" Ил-76ТД несколько лет использовались в качестве летающих лабораторий.

Ил-76ТД, служившие базой для самолетов ДРЛО, легко опознать по антенне спутниковой связи, расположенной в верхней передней части фюзеляжа, и не демонтированному основанию для пилона антенны радиолокатора. Судя по всему, в данный момент все эти машины уже списаны.

Хотя самолеты ДРЛО при должном обслуживании и ремонте могли служить еще как минимум 10 лет, командование ВВС НОАК решило от них отказаться. Скорее всего, это объясняется не низкой топливной эффективностью авиационных двигателей Д-30КП-2, как это пишут на китайских форумах, а другими причинами. С 2009 по 2020 год Китай приобрел 463 двигателя Д-30КП-2 для самолетов Ил-76МД/ТД, Ил-78, KJ-2000, H-6K и первых прототипов Y-20.

По всей видимости, отказ от KJ-2000 объясняется необходимостью дорогостоящего восстановительного ремонта сильно изношенных в результате интенсивной эксплуатации самолетов и радиолокационного комплекса Type 1475. С самого начала службы крупным недостатком KJ-2000 считалось отсутствие на этом самолете системы дозаправки в воздухе, что ограничивало время дежурства в воздухе запасом топлива на борту.

Основным же фактором, повлиявшим на преждевременное списание KJ-2000, является массовое производство китайских самолетов ДРЛО на базе Y-8 и Y-9 (китайские варианты Ан-12), которые, будучи оснащенными более экономичными турбовинтовыми двигателями, оказались гораздо менее затратными в производстве и эксплуатации, и требовали менее протяженных взлетно-посадочных полос.

Перспективы создания в КНР нового тяжелого самолета ДРЛО KJ-3000

Самолеты KJ-200, KJ-500, ZDK-03 и Y-8G будут рассмотрены в следующей части обзора, посвященной китайской авиации дальнего радиолокационного обнаружения. Но в завершении данной публикации проанализируем перспективный тяжелый самолет ДРЛО, который может прийти на смену KJ-2000.

После передачи в 2016 году ВВС НОАК первой партии тяжелых военно-транспортных самолетов Y-20, в профильных авиационных изданиях стали выходить публикации, в которых говорилось о возможности скорого создания на новой базе самолетов-заправщиков и ДРЛО.

Военно-транспортный самолет Y-20 имеет максимальную взлетную массу 220 000 кг и может перевозить 66 000 кг. Дальность полета с грузом массой 64 000 кг - 4400 км. Максимальная скорость полета - 880 км/ч, крейсерская - 780 км.

Первые прототипы оснащались четырьмя российскими двигателями Д-30КП-2. Серийные машины получили ТРДД китайского производства WS-18 с максимальной тягой каждого 122 кН. С 2021 года планировалось устанавливать более мощные и экономичные двигатели WS-20, но неизвестно, удалось ли это реализовать.

В 2020 году было подтверждено создание самолета заправщика Y-20U, который должен поддерживать действия новых тяжелых самолетов ДРЛО KJ-3000 и стелс-бомбардировщиков Н-20.

Первоначально китайские и западные издания писали, что новый самолет ДРЛО KJ-3000 будет иметь такую же компоновочную схему, как KJ-2000 - с не вращающейся тарелкой антенны с АФАР, закрепленной на пилоне в средней верхней части фюзеляжа.

Однако в прошлом году якобы на основании утечек, допущенных компанией ХАС, занимающейся созданием этого самолета, в сети появились рисунки с предполагаемым внешним видом KJ-3000.

Новый вариант имеет четыре разнесенных антенны радиолокаторов: по одной в хвостовой и носовой части и две по бортам фюзеляжа. Схема с разнесенными антеннами сложней в реализации, но она предпочтительней в части снижения аэродинамического сопротивления летательного аппарата, что, безусловно, положительно скажется на увеличении времени патрулирования....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка