Автор: Николай Африкантов, ректор Ульяновского института гражданской авиации (УИ ГА) имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Почетный работник высшего профессионального образования
Опубликовано: 25.01.2023, 12:38
 

Славная история, надежная репутация


[image]

В сентябре 2022 г. Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева отметил 87 лет со дня образования. Пройдя большой путь от Курсов высшей летной подготовки в городе Батайске, Институт сегодня является ведущим учебным заведением по подготовке для гражданской авиации инженеров-пилотов, инженеров-диспетчеров по управлению воздушным движением и других авиационных специалистов с высшим образованием.

Для летного авиационного учебного заведения 87 лет - это большой исторический период. Развиваясь вместе с отечественной гражданской авиацией, Институт пережил все этапы ее развития - от простейших самолетов до комфортных лайнеров.

В 1935 г. при Первой объединенной школе пилотов и авиатехников Гражданского воздушного флота (ГВФ) в городе Батайске были организованы Курсы высшей летной подготовки. Спустя 2-3 года после начала работы на Курсах стали успешно осваивать новые самолеты К-5 конструкции К.А. Калинина (они выпускались в пассажирском и санитарном вариантах), военно-транспортные ПС-7 и пассажирские ПС-9.

К лету 1939 г. в связи с обострением международной обстановки и возрастающими потребностями Военно-воздушных сил страны в подготовленных кадрах Курсы высшей летной подготовки были переведены в Минеральные Воды.

В предвоенные месяцы на Курсах проходили подготовку экипажи для полетов на самолетах ПС-40 и ПС-41. Летчики учились летать во все более сложных условиях. Становились обычными ночные полеты по приборам, радиовождение. Выполняя самые разнообразные воздушно-транспортные работы в развивающемся народном хозяйстве страны, эти же самолеты использовались в модификации бомбардировщиков.

В ноябре 1941 г. Курсы высшей летной подготовки перебазировались из Минеральных Вод в Ташкент. Главной задачей, поставленной перед коллективом учебного заведения, являлось переучивание экипажей на самолет Ли-2.

Одновременно с Курсами высшей летной подготовки в Москве был создан Летный центр, в котором проводились регулярные сборы и обучение летного, командного, инженерно-технического состава. В военные годы Летный центр работал в Новосибирске, затем в Баку.

За четыре года Великой Отечественной войны Курсы высшей летной подготовки и Летный центр подготовили 4568 пилотов, 1750 бортмехаников, 1101 бортрадиста, 414 штурманов - всего около 8 тыс. авиаспециалистов. В действующую армию были направлены 104 лучших инструктора, из них 26 человек погибли.

В 1947 г. Курсы высшей летной подготовки и Летный Центр были реорганизованы в Школу высшей летной подготовки Гражданского воздушного флота в Бугуруслане. Сам аэродром Школы располагался в 4 км от центра города. По сравнению с предыдущими он имел существенное преимущество - бетонированную взлетно-посадочную полосу длиной около 1 км. В Бугуруслане были переучены с малой авиации полетам на самолетах Ли-2 и Ил-12 тысячи летчиков, бортмехаников, штурманов, радистов.

С 1950 г. Школа высшей летной подготовки стала базироваться в Ульяновске. Учебное заведение обрело постоянную прописку.

Под основной аэродром было выделено 900 га земли. До 1958 г. на эксплуатации в Школе высшей летной подготовки были самолеты Ли-2, Ил-12 и Ил-14. Затем стала появляться принципиально новая отечественная техника - самолеты Ил-18 и Ан-10 с газотурбинными двигателями. К 1962 г. были преодолены многие трудности, связанные с окончательным вводом в строй аэродрома. Уже построили бетонную взлетно-посадочную полосу длиной 2500 м и шириной 60 м, здания командного диспетчерского пункта, авиационно-технической базы, здание аэропорта, автобазу, три корпуса технических складов, котельную, здания ВОХР и пожарной охраны. В Школу высшей летной подготовки стала поступать более сложная авиатехника - скоростные самолеты большой грузоподъемности и пассажировместимости, оснащенные реактивными и турбовинтовыми двигателями: Ту-124, Ан-24, Ан-12, Ту-134, Ту-154. Тогда Школа высшей летной подготовки была практически единственным учебным заведением в стране, которое обеспечивало переучивание летного состава на машины последних выпусков.

В 1973 г. за значительный вклад в выполнение планов по подготовке высококвалифицированных летных кадров и освоение новой техники Школа высшей летной подготовки была награждена орденом Ленина.

В 1974 г. при Школе высшей летной подготовки был организован Учебно-методический центр гражданской авиации.

20 декабря 1974 г. заинтересованные страны-члены Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) заключили Генеральное соглашение о строительстве в Ульяновске на базе Школы высшей летной подготовки гражданской авиации Центра совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала гражданской авиации стран-членов СЭВ (Центр ГА СЭВ), который был организован 1 января 1981 г. Строительство Центра началось в 1977 г. Была полностью реконструирована взлетно-посадочная полоса, возведены комплекс вспомогательных сооружений на аэродроме, учебно-лабораторный и тренажерный корпусы, медико-санитарная часть, гостиница. В это же время был создан Постоянный методический совет, в который вошли представители каждой страны СЭВ. Задачей Совета являлось содействие в разработке и согласовании учебных программ, технологий и методик обучения авиаспециалистов. Центр ГА СЭВ просуществовал более 10 лет и подготовил тысячи высококлассных специалистов для авиакомпаний 37 стран мира, в том числе для отечественной гражданской авиации.

В 1985 г. Центр ГА СЭВ был награжден орденом Дружбы народов. А за заслуги в подготовке кадров для гражданской авиации Республики Куба он был удостоен высшей государственной награды этой страны - ордена "Солидарность".

В 1985 г. самолеты авиапредприятий стран-членов СЭВ совершали полеты в 104 государства и 112 аэропортов мира почти по 400 маршрутам, занимая значимое место в общей системе мирового воздушного транспорта. В этот период были успешно освоены полеты на самолетах Ту-104, Ан-10, Ил-18, Ту-134, Ан-12, Ту-154, Як-42, Ил-76, Ил-86.

В 1992 г. на базе Центра совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала гражданской авиации стран-членов СЭВ было создано Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. В 1993 г. началась подготовка пилотов по программам высшего профессионального образования, в 1994 г. - инженеров по управлению воздушным движением. Наступил современный этап развития Института.

С 2016 г. Ульяновский институт гражданской авиации с гордостью носит имя Главного маршала авиации Бориса Павловича Бугаева, который в течение многих лет был министром гражданской авиации СССР и внес огромный вклад в развитие отрасли. В фойе вуза установлен бронзовый бюст Б.П. Бугаева, переданный в дар Институту его семьей.

Сегодня Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева - ведущее учебное заведение России по подготовке авиационного персонала для гражданской авиации России и ряда зарубежных стран.

В 2009 г. на базе Института создан вертикально-интегрированный образовательный комплекс УИ ГА с филиалами. К вузу присоединились старейшие училища гражданской авиации: Сасовское имени Г.А. Тарана летное училище гражданской авиации, Краснокутское летное училище гражданской авиации имени И.Ф. Васина и Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского.

Институт осуществляет учебную деятельность по 13 образовательным программам высшего образования специалитета и бакалавриата, а также по программам дополнительного и послевузовского образования - магистратуре и аспирантуре. В Институте обучается 3365 человек.

Для качественного учебного процесса по всем циклам дисциплин основных образовательных программ в Институте имеются аудитории, компьютерные классы, кабинеты и лаборатории, оснащенные необходимым специализированным и лабораторным оборудованием, современными лабораторными стендами и приборами, соответствующие требованиям программы, и в целом, удовлетворяют потребностям учебного процесса.

С самого начала обучения в нашем вузе уделяется большое внимание языковой подготовке летного и диспетчерского состава с учетом требований Международной организации гражданской авиации ИКАО. Будущие авиаспециалисты изучают общий и разговорный английский язык, бизнес-курс английского языка, авиационный английский язык, фразеологию радиообмена на английском языке при выполнении международных полетов и управлении воздушным движением. Многие выпускники с отличием защищают выпускные квалификационные работы на английском языке. Также пилоты и авиадиспетчеры 5-го курса успешно сдают экзамен на соответствие языковым требованиям 4-го уровня по шкале ИКАО.

Важнейшим направлением деятельности Института наряду с образовательной являются научные исследования, их основное направление - повышение уровня безопасности полетов в гражданской авиации России на основе совершенствования процесса профессиональной подготовки авиационного персонала.

Для решения наиболее важных научных задач на кафедрах формируются научные школы и творческие коллективы, а также создаются научно-исследовательские и научно-учебные лаборатории.

Показатель эффективности научной деятельности в Институте - качество и уровень международных, российских, межвузовских конференций, научных семинаров, форумов.

Наши курсанты ежегодно выступают с докладами на конференциях различного уровня, занимают призовые места и публикуют научные статьи в сборниках по результатам конференций.

УИ ГА является единственным вузом гражданской авиации, в котором осуществляется обучение курсантов по военно-учетным специальностям. Они имеют возможность обучения в Военном учебном центре, после его окончания им присваивается воинское звание "лейтенант". С 2014 г. Военный учебный центр приступил к обучению курсантов по программам подготовки солдат и сержантов. На базе Военного учебного центра действует военно-патриотический клуб "Сокол".

Наземная подготовка пилотов проходит на тренажере. Тренажерный центр Института считается одним из лучших в России. Здесь установлены тренажеры первоначального обучения: пилотажно-навигационные тренажеры самолетов DA 40 NG, DA 42, тренажеры самолета Як-18Т 36-й серии, а также тренажер языковой подготовки для диспетчеров и уникальные диспетчерские тренажеры "Навигатор-3", "Эксперт" с КДП "Вышка", на которых обучающиеся приобретают практические навыки управления движением воздушного судна на всех этапах полета: от руления и взлета до посадки.

Гордостью центра являются тренажеры нового поколения, оборудованные новейшими компьютерными системами, а также передовыми системами подвижности и визуали-зации, обеспечивающие самый высокий уровень имитации реального полета - тренажеры самолетов Airbus 319/320/321 и Boeing 737NG и отечественные тренажеры самолетов SSJ-100, Ту-204/214. Тренировки на тренажерах проводят авиакомпании "Аэрофлот", СЛО "Россия", Nordwind, "ЮТэйр", "ИрАэро", "Газпром", "Авиастар-ТУ", RedWings, "Аврора", "Алроса".

Успешно продолжают функционировать и "старожилы" центра - комплексные тренажеры самолетов Ил-76ТД, Ан-24(26), Як-40, Як-42, на которых проходят подготовку экипажи авиакомпаний: "МЧС России", СЛО "Россия", "Алроса", "Авиакон Цитотранс", "Абакан Эйр", "Космос" "ЦПК им. Ю.А. Гагарина", а также экипажи из Сирийской Арабской Республики, Армении, Казахстана, Туркменистана.

Летное обучение в Институте проводится в летном отряде. Главная задача - подготовка квалифицированных летных кадров для гражданской авиации, призванных обеспечивать безопасность полетов.

Первоначальная подготовка курсантов-пилотов - это самый сложный и ответственный этап летного обучения, сопряженный с большими психофизическими нагрузками. Эту работу выполняют пилоты-инструкторы, любящие свою профессию, творческие, терпеливые, знающие основы педагогики, особенно авиационной, методику летного обучения, отлично владеющие техникой пилотирования.

В настоящее время для первоначальной летной подготовки используются самолеты и вертолеты нового поколения DA40, DA42, а также Cessna-172S, L-410 UVP-E20, AS 350 B2, Ми-171, которые эксплуатируются в филиалах Института.

Продолжателем зародившихся много лет назад традиций является Авиационный учебный центр нашего вуза. Он занимается повышением квалификации и переподготовкой авиационных специалистов летного, летно-инженерного, летно-инструкторского состава на различные типы самолетов: Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-204С, Ту-214, Ан-24, Ан-26, Ил-76ТД, Як-42, Як-40, DА 40, DА 42, Cessna 172S.

В 2016 г. за заслуги в подготовке специалистов для гражданской авиации и многолетнюю добросовестную работу нашему институту объявлена Благодарность Президента Российской Федерации.

Научно-техническая библиотека Института является обладателем уникального Фонда учебных изданий, а также специализированной литературы по гражданской авиации - руководства по летной и технической эксплуатации различных типов воздушных судов на русском и английском языках, научные и профессиональные периодические издания, документы ИКАО и др.

В Институте функционирует собственное издательство, выпускающее учебные и учебно-методические пособия, монографии, сборники научных трудов. На базе электронного архива издаваемых учебных пособий создана электронная библиотека вуза, обеспечивающая также доступ к другим электронно-библиотечным системам.

На базе Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева с 1 июня 1983 г. действует Головной отраслевой музей истории гражданской авиации. С 1999 г. музей входит в Ассоциацию технических музеев Международного союза ИКОМ, Музею присвоено звание "Народный". Общее количество экспонатов составляет более 4000 единиц хранения. Из этого числа 730 экспонатов - подлинные образцы, отражающие историю гражданской авиации со времен зарождения до наших дней. Фотодокументальная экспозиция располагается на территории вуза в учебном корпусе. Уникальная выставка отечественных самолетов и вертолетов гражданской авиации развернута под открытым небом в районе аэродрома Ульяновск. Вся техника была передана музею после завершения ее летного ресурса, часть найдена поисковыми группами и энтузиастами под Магаданом, в Анадыре, на Камчатке, в Тикси. Девять экспонатов музея являются памятниками науки и техники: АНТ-4, Ил-14, Як-12м, Ми-1, Ту-104, Ту-114, Ту-116, Ту-124, Ту-144. Некоторые из них являются единственными в мире.

Решением вопросов, связанных с учебной и социальной жизнью курсантов, занимается Курсантский совет. Он курирует работу волонтерского центра, участвует в реализации социальных и других проектов, представляет Институт на всероссийских форумах и фестивалях, принимает участие в работе патриотических слетов. Во внеучебное время каждый курсант может найти себе занятие по душе - в спортивной секции или творческой студии.

В Институте чтут и помнят ветеранов войны и труда, Героев Советского Союза и Социалистического Труда, заслуженных пилотов и штурманов, почетных работников транспорта, отличников Аэрофлота и воздушного транспорта - всех, кто посвятил свою жизнь беззаветному служению Родине и авиации.

Выпускники нашего вуза трудятся во всех авиакомпаниях и транспортных предприятиях России, вносят весомый вклад в развитие авиационной отрасли России. Достижения Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева позволяют решать поставленные задачи, совершенствовать образовательный процесс и с уверенностью смотреть в будущее!

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 25 января 2023 года | Дайджест публикаций за 25 января 2023 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости