О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушный фронт: "Аэрофлот" к 2030 году может списать половину авиапарка

"Аэрофлот" к 2030 году может списать 188 самолетов из-за потенциальных проблем с их обслуживанием

"Аэрофлот" к 2030 году может списать 188 самолетов из-за потенциальных проблем с их обслуживанием. Таков консервативный прогноз компании, но он может быть скорректирован в более позитивную сторону, следует из презентации группы. При этом группа рассчитывает получить 339 новых лайнеров российского производства. В итоге авиапарк вырастет на 43% - до 500 бортов. Также "Аэрофлот" в два раза снизил прогноз по перевозкам: со 130 млн пассажиров до 65 млн к 2030 году. Группа сконцентрируется на переходе на российское ПО, развитии региональных баз и создании собственного центра техобслуживания самолетов.

Консервативный прогноз

Группа "Аэрофлот" до конца десятилетия может списать более половины самолетов из своего текущего парка - около 188 бортов от общего количества в 349 штук. Это следует из презентации обновленной стратегии развития авиагруппы до 2030 года, представленной журналистам. Документ уже утвердил совет директоров.

Вместе с тем к 2030 году группа ожидает поставку 339 лайнеров российского производства: 40 Ту-214, 89 SSJ-New и 210 МС-21. В результате ее общий парк даже увеличится - на 43%, примерно до 500 бортов.

"По нашему консервативному прогнозу, численность парка на конец 2030 года составит около 500 самолетов. Этот прогноз может быть пересмотрен в сторону более оптимистичного в части увеличения количества импортной авиатехники и, соответственно, доли рынка. К 2030 году планируем ввод в эксплуатацию 339 отечественных воздушных судов и развитие компетенций по поддержанию летной годности. Соотношение иностранных и отечественных самолетов в парке группы будет 30 на 70% соответственно", - рассказал гендиректор "Аэрофлота" Сергей Александровский на встрече с журналистами.

Одновременно с этим перевозчик продолжит прорабатывать варианты выкупа своих иностранных бортов из европейского операционного лизинга. Введенные весной 2022 года санкции Евросоюза предписывают остановить такие контракты с российскими авиакомпаниями и вернуть самолеты их собственникам. Но у "Аэрофлота" есть понимание, как можно их выкупить в собственность компании, отметил ее глава, не вдаваясь в подробности.

В начале января на встрече президента России с правительством Владимир Путин раскритиковал работу вице-премьера, главы Минпромторга Дениса Мантурова по оформлению заказов на поставки воздушных судов. Президент тогда уточнил, что на некоторых предприятиях заказов до сих пор нет, а они должны понимать перспективы своей загрузки. Сергей Александровский на встрече с журналистами отметил, что глава государства, вероятно, говорил о контрактах с заводами, а не с авиакомпаниями. Но добавил, что у "Аэрофлота" еще тоже нет твердого контракта на поставку.

"У нас пока только рамочный контракт, но мы работаем над твердыми. Первые два самолета - SSJ-NEW - по графику планируются к поставке в декабре 2023 года, очевидно, в ближайшее время мы выйдем на твердый контракт. Это может быть один или 10 контрактов - количество не имеет значения. Согласование контрактов занимает достаточно длительное время. Это не просто ставка лизинга и количество самолетов. Там много вопросов, связанных с поддержанием летной годности, обслуживанием двигателей, по агрегатам и так далее", - сказал глава "Аэрофлота".

Поделим на два

"Аэрофлот" в своей стратегии также в два раза снизил и прогноз по перевозкам пассажиров. Если в прежнем документе, рассчитанном до 2028 года и утвержденном в 2020-м, планировалось нарастить пассажиропоток до 130 млн в год, то теперь он ожидается на уровне 65 млн (по всей группе) к 2030-му. Ежегодно перевозчик рассчитывает прибавлять по 6% к этому показателю.

Так, если по итогам 2022 года три авиакомпании группы перевезли 40,7 млн (-11% к 2021-му), в этом году пассажиропоток ожидается на уровне до 43,5 млн.

В группе по-прежнему сохранятся три перевозчика: головной и традиционный "Аэрофлот", региональный с упрощенным продуктом "Россия" и лоукостер "Победа". Тарифная сетка также не поменяется: у "Аэрофлота" будет широкая линейка, у "России" - средний ценовой диапазон, "Победа" продолжит летать по низкой стоимости, рассказал руководитель компании. Он отметил, что в прошлом году тарифы группы в среднем сохранились на уровне 2021 года.

"На 2023 год мы предполагаем для себя возможный рост на уровне инфляции. Дальше работает рынок, покупательская способность, спрос", - отметил Сергей Александровский.

Приоритеты и риски

В приоритетах группы развитие четырех региональных баз: на юге России (Сочи и Минеральные Воды), на Урале и в Поволжье, в Красноярске, а также на Дальнем Востоке. Через южные города будет по-прежнему осуществляться трансфер в страны Ближнего Востока, через дальневосточный кластер (Хабаровск, Владивосток) - в Азию, следует из презентации перевозчика.

"Планируем также серьезно выступить в сегменте туристических перевозок. По 2023 году планируем более 3 млн пассажиров перевезти в рамках комплексного турпакета на регулярных рейсах, в том числе более 1 млн - внутри РФ. На внутренних линиях значительный объем придется на Сочи, Минводы, на международных - Турцию, Египет, Пхукет, возможно, появится Энфида (Тунис). Сейчас выбираем партнера-туроператора", - поделился планами глава компании.

Запустить рейсы в Латинскую Америку у "Аэрофлота" пока не получится, так как обычная техническая посадка на маршруте следования - например, из-за неисправности или если пассажиру на борту станет плохо - может иметь "не самые благоприятные" последствия, пояснил Сергей Александровский.

Компания в будущем также сосредоточится на создании собственного центра техобслуживания бортов - российских и зарубежных - вплоть до начала изготовления комплектующих изделий в рамках программы импортозамещения. Важным направлением будет и переход на отечественное ПО (его долю планируется довести до 100% к 2030 году).

В ближайшей перспективе "Аэрофлот" планирует возобновить работу беспроводной системы развлечений на Boeing 737 (она была отключена с середины октября из-за отказа зарубежных поставщиков от предоставления услуги) и полностью обновить на всем парке приложение для стриминговых систем развлечений, добавил глава авиагруппы.

Оптимистичность планов

Отраслевые эксперты отметили, что в условиях рестрикций любые прогнозы по выбытию из эксплуатации иностранного парка в России могут оказаться недостоверными.

- Парировать влиянию санкций только силами авиакомпании весьма затруднительно. 2022 год позволил смотреть на ситуацию достаточно оптимистично. Но ужесточение ограничений или жесткий контроль за их соблюдением может ухудшить ситуацию, - полагает исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев.

Роль и эффективность "Победы" внутри группы может снизиться, допустил эксперт: лоукостер уникален для нашей страны, но его потенциал способен реализоваться только при наличии достаточного и эффективного парка. В результате "Россия" может в какой-то момент обогнать в трафике коллег по группе, если станет основным получателем российских лайнеров, заключил эксперт.

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин также считает, что стратегию и прогнозы могут еще неоднократно скорректировать. Есть риски недопоставок в срок российских самолетов: даже если предположить, что отечественный авиапром будет работать только на обеспечение "Аэрофлота", все равно планы поставки 339 бортов до 2030 года выглядят слишком оптимистично....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка