О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Субсидии помогают развитию авиационных маршрутов внутри России

Для ряда российских регионов, особенно расположенных в отдаленных уголках страны, авиация - однозначно не роскошь, а необходимое средство передвижения

Для ряда российских регионов, особенно расположенных в отдаленных уголках страны, авиация - однозначно не роскошь, а необходимое средство передвижения. Есть места, куда по-другому просто не добраться. А значит, развитие авиамаршрутов и внутри субъектов РФ, и между регионами - важная экономическая и социальная задача.

Для развития авиаперевозок необходимо улучшать транспортную инфраструктуру (аэропорты), обновлять парк самолетов и делать более доступными билеты. Именно в этих трех направлениях идет работа по развитию маршрутов в регионах Дальнего Востока и Крайнего Севера, больше всего нуждающихся в эффективной работе авиации.

Субсидии Ямала

Историю освоения Арктики сложно представить без гражданской авиации, ведь там - огромные расстояния, труднодоступные территории.

- Когда в Западной Сибири нашли запасы нефти и газа, не было вообще дорог, все трудности по доставке грузов и людей легли на плечи авиаторов. Возили геофизиков и геологов, строителей и бурильщиков, речников и поваров. В любую погоду садились на песок и только мечтали об оборудованных площадках, - вспоминает председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Ямкин.

По данным департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО, в прошлом году на территории автономного округа работало 15 авиакомпаний. По итогам 2022-го общий пассажиропоток в регионе приблизился к двум миллионам человек, что на 124 тысячи больше, чем в 2021-м. Самые популярные точки посещения в других регионах - Тюмень и Москва, на внутренних самолетных рейсах больше всего пассажиров перевозится между Салехардом и Новым Уренгоем, а также Ноябрьском.

Увеличению пассажиропотока и расширению географии полетов во многом способствует субсидирование: за последние несколько лет таких рейсов стало больше почти в пять раз. В 2022-м регион компенсировал затраты авиаперевозчиков по 33 межрегиональным и 30 межмуниципальным направлениям, включая 28 вертолетных. Какие-то из них - регулярные, другие запускают в период весеннего ледохода и в ноябре, когда катера по рекам ходить уже не могут, а зимники еще не намерзли. К примеру, между Салехардом и Лабытнанги всего 17 километров по прямой, но их разделяет Обь, так что дорога по воздуху очень востребована. Взрослый билет здесь стоит 1210 рублей, детский - 605.

Что касается инфраструктуры, сегодня на Ямале действуют 24 вертодрома и семь аэропортов, которые принимают и отправляют людей и товары внутри региона и за его пределы. Ведомственные авиаузлы (Ямбург, Бованенково, Сабетта и Утренний) обеспечивают вахтовые и грузовые перевозки. Начиная с 2019 года многие воздушные гавани пережили модернизацию. В частности, в 2020-м было приобретено 77 единиц спецтехники и оборудования для аэропортов Салехарда, Надыма, Красноселькупа. 9 февраля 2023 года состоится официальное открытие нового аэровокзала в Новом Уренгое: пропускная способность терминала увеличится в два раза.

Для местного населения, проживающего в отдаленных населенных пунктах, малая авиация - единственный круглогодичный вид транспорта. Ждут рейса пассажиры в модульных аэровокзалах, современных и комфортных. Например, такой павильон сдали в прошлом году в селе Новый Порт по госпрограмме "Развитие транспортной инфраструктуры": на 70 квадратных метрах уместились зал ожидания на 24 кресла, авиакасса и санузел. Похожие аэровокзалы появились в 2022 году в селах Антипаюта, Гыда, Питляр, Овгорт и Горки, объект в Кутопьюгане - в стадии завершения.

Малая авиация Якутии

Единственным видом транспорта авиация остается и для многих населенных пунктов, разбросанных по огромной территории Якутии. Поэтому в республике с нетерпением ждут возрождения малой авиации, которое медленно, но верно прорисовывается в будущем.

Сегодня в Якутии насчитывается 159 авиаплощадок и 31 аэропорт, большинство из которых построено в середине XX века. Благодаря федеральному комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года должны обновиться 15 республиканских аэропортов. На эти цели выделено 38,6 миллиарда рублей из федерального бюджета.

Для жителей отдаленных городов и сел авиация - единственный круглогодичный вид транспорта

В конце минувшего года были введены в строй четыре реконструированных аэропорта в Депутатском, Белой Горе, Хандыге и Сангаре. В этом году планируется завершить работу еще в шести аэропортах: Вилюйске, Олекминске, Нерюнгри, Усть-Нере, Черском и в столице республики - Якутске.

В аэропортах реконструируют аэродромную инфраструктуру, строят новые аэровокзалы, склады и производственные здания, автодороги, объекты энергетического хозяйства, резервуары для хранения ГСМ. В 9 аэропортах из 15 обновят взлетно-посадочные полосы, в том числе в международном аэропорту Якутска.

Однако для обеспечения транспортной доступности этого недостаточно. Руководство республики ставит перед федеральным правительством вопросы о реконструкции еще пяти аэропортов в Ленске, Усть-Куйге, Зырянке, Магане и Полярном.

- Необходима реконструкция всех аэропортов с учетом строительства взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием и реконструкции посадочных площадок в труднодоступных населенных пунктах. А также обеспечение их работы вне регламента путем увеличения финансирования федеральных казенных аэропортов и внедрения автоматизированных систем обеспечения полетов, создание условий для развития малой авиации и, самое главное - повышение ценовой доступности авиационных перевозок за счет субсидирования из бюджета, - считает министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев.

Но проблема не только в аэропортах. В настоящее время перевозки по внутрирайонным направлениям осуществляются на воздушных судах Ан-2/Ан-3, Л-410, Ми-8. Проработавшие несколько сроков эксплуатации воздушные суда малой авиации стремительно выходят из строя. Впрочем, ожидается, что в скором времени этот список пополнится отечественным самолетом ЛМС-901 "Байкал".

- При утверждении бюджета на 2022 год мы записали в постановлении пункт о дополнении стратегии по малой авиации. В части ремонта, реконструкции аэропортов она выполняется, но что касается воздушных судов, то по ней мы не сдвинулись, - отметил заместитель председателя республиканского парламента Виктор Губарев.

Через два года авиация Якутии отметит свое 100-летие. Несложно догадаться, какой подарок будет лучшим для северных авиаторов и всех жителей республики.

Ан-2 летит на север

В Поморье и в соседних регионах российского Севера открытию новых и возвращению старых авиационных маршрутов в немалой степени способствуют выделяемые авиаперевозчикам субсидии. К примеру, в январе в Архангельской области возобновилось регулярное авиасообщение между Котласом и Санкт-Петербургом: популярный у жителей южной части региона маршрут субсидируется из областного бюджета, а работает на нем перевозчик из Вологды. Авиакомпания выполняет рейсы на отечественном самолете Як-40 два раза в неделю.

В Ненецком автономном округе (НАО) дополнительные субсидированные рейсы в этом году планируется выполнять по восьми направлениям, среди которых Архангельск, Казань, Екатеринбург, Киров, Уфа.

В соседнем регионе - Республике Коми - ранее были запущены новые авиарейсы из Сыктывкара в Архангельск, Казань и Екатеринбург. Полеты выполняются два раза в неделю. Сейчас решается вопрос о запуске маршрута Сыктывкар - Санкт-Петербург и обратно с объемом финансирования 11 миллионов рублей.

Развитие авиасообщения предполагает улучшение инфраструктуры, а именно аэропортов. Главное ожидаемое событие Поморья здесь - реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Архангельск. Начало работ запланировано на май.

Тем временем в Республике Коми строят новые посадочные площадки для вертолетов в небольших населенных пунктах. Две таких появились в селе Усть-Илыч и деревне Еремеево Троицко-Печорского района. Их сооружение обошлось в шесть миллионов рублей, половина из которых - муниципальные средства.

И, конечно, стоит обратить внимание на развитие авиапарка. Большинство полетов в труднодоступные точки Арктики по-прежнему выполняет легендарный ветеран российской авиации - Ан-2. На смену этой рабочей лошадки должен прийти легкомоторный самолет "Байкал". Но поскольку его производство, по информации Минтранса России, должно начаться только в следующем году, Ан-2 еще предстоит немало поработать.

В авиапарке Нарьян-Марского авиаотряда шесть "Аннушек" - более полувека они выполняют рейсы в поселки и села ненецкой тундры. На авиапредприятии считают, что возраст воздушного судна с безопасностью полетов не связан.

- В авиации, как и в целом в технике, год выпуска не имеет практического значения. Здесь важен лишь остаточный ресурс, причем он рассчитывается одновременно в часах, в циклах "взлет-посадка" и в годах. Есть строгие регламенты, согласно которым каждый борт при отработке определенного ресурса проходит техническое обслуживание и ремонт, - отметил глава Нарьян-Марского авиаотряда Валерий Остапчук.

Тем временем переход на новую технику уже идет, малую авиацию НАО пополняют вертолеты - за последние годы появилось шесть новых машин.

В Архангельске в прошлом году несколько "Аннушек" были отремонтированы на Московском авиационно-ремонтном заводе. Закупается и новая авиатехника для малой авиации - в 2019 году приобрели два чешских Л-410 последнего поколения с мощными двигателями и увеличенной дальностью полетов.

В Республику Коми в начале декабря прибыл новый вертолет Ми-8МТВ-1. Его будут использовать для пассажирских, коммерческих перевозок, санитарной авиации и лесоохраны. До конца первого квартала 2023 года региональное правительство планирует восстановить летную годность еще шести вертолетов, для этого из республиканского бюджета выделено 364 миллиона рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка