О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэродромная служба: о призвании, трудовых буднях и уверенности в будущем

История Галины Руммо - отличный пример того, как в авиаотрасли создаются и приживаются трудовые династии

9 февраля 2023 года гражданская авиации России празднует большой юбилей - 100 лет со дня создания. Великий праздник для людей, которые плотно связали свою жизнь с небом и тех, кто причастен к наземной, но не менее важной работе в отрасли. При слове "авиация" первым делом приходят следующие ассоциации: аэропорт, путешествия, самолеты. Но кто за этим стоит? Пресс-центр АО "Аэропорт Южно-Сахалинск" в своем проекте "Мы работаем, чтобы вы летали" будет знакомить читателей с людьми, которые посвятили жизнь или недавно начали карьеру в авиации, но влюблены в нее всем сердцем.

Инженер по эксплуатации аэродрома Галина Руммо: "Моя семья больше двухсот лет в авиации"

История Галины Руммо - отличный пример того, как в авиаотрасли создаются и приживаются трудовые династии. Отец, брат, племянник, муж, сын. Большая часть ее семьи связала свою жизнь с авиацией. Семья Галины и Геннадия Руммо в некотором роде уникальная. Познакомились будущие супруги на службе, куда Геннадий Иванович пришел к будущей жене в подчинение. А спустя годы Галина Анатольевна перешла в подчинение своего супруга. Геннадий Руммо трудится заместителем начальника аэродромной службы. Больше 35 лет чета Руммо делит все на двоих: и личные и профессиональные дела.

"В аэропорту я работаю 38 лет. Родилась в семье авиаторов, поэтому выбор профессии был очевиден. Мой родной отец окончил Кременчугское военное училище, затем, после сокращения армии в 1960-е годы переучился на гражданскую авиацию и приехал вместе с мамой на Сахалин по направлению. До 1970-го года был командиром, летал на Ил-14. К сожалению, его рано не стало. Мой второй отец, второй муж мамы, который меня воспитал, работал здесь в АТБ (авиационно-технический базе) авиатехником. Отработал 49 лет. Мы, как и многие сотрудники, жили в авиагородке и меня повсюду окружали авиаработники. Даже учителями в школе были жены летчиков, авиатехников, диспетчеров.

Училась я в Киевском институте инженеров гражданской авиации. Приемные комиссии были по всему Советскому союзу, в том числе и в Хабаровске. В первый год поступить не получилось, зато на второй меня приняли. Отучилась на факультете "Строительство и эксплуатация аэропортов". Это был единственный институт, который готовил специалистов такого профиля. Нас было 100 человек в год на весь Советский союз".

Выпускница Киевского института мечтала попасть на работу в Нарьян-Мар, в город Мирный, но все не складывалось, текущим работникам продлевали срок работы. Так судьба и вернула Галину в родной Южно-Сахалинский аэропорт.

Уникальность Галины Руммо состоит и в том, что она является единственной представительницей прекрасного пола в крупном мужском коллективе. Одна женщина на всю аэродромную службу, да еще и с высшим техническим образованием! К слову, благодаря достаточно редкому авиационному образованию и многолетнему опыту, Галина Руммо владеет большим объемом знаний, и может подменить любого мастера или сотрудника аэродромной службы. К Галине коллеги регулярно обращаются за профессиональным советом, словно к энциклопедии и, конечно же, всегда находят ответ.

"Каждая зима, каждый день - как вызов. В особенности, циклоны. С этим каждый раз необходимо справляться так, чтобы на деятельности аэропорта непогода не отразилась. Все самые яркие воспоминания, конечно, связаны с зимним периодом. Бывало такое, что начальник службы бежит впереди ротора, показывая ему путь для расчистки, потому что мело так, что, как говорится, света белого не видно. Или когда на метеостанцию, расположенную на аэродроме, повезли менять наблюдателя и потеряли его на 6,5 часов, не мог выбраться. Искали его по GPS. Сейчас, конечно, такое не допустимо, но это тоже наша история".

Когда-то, в аэродромной службе, которая в аэропорту "Южно-Сахалинск" с момента открытия, трудились два человека: водитель и аэродромный рабочий. Сейчас в службе числится 27 человек. Больше 40 единиц спецтехники, новейшие машины немецкого производства, работать стало легче, но ответственность очень высока. Именно от аэродромных рабочих зависит качество содержания летного поля аэродрома, которое проводится в соответствии с действующими стандартами и нормами. Вылеты и прилеты воздушных судов зависят от того, как служба выполняет свою работу, насколько хорошо следит за состоянием взлетно-посадочной полосы, и многих других факторов.

"Про работу могу сказать одно - это большая часть моей жизни. Я не мыслю своей жизни без аэропорта. Даже в периоды, когда трудно. Мы с мужем как-то посчитали, что если сложить трудовой стаж всех членов нашей большой семьи, то получится, что авиации мы отдали более 200 лет. Что это, если не судьба?

В нашей работе самое главное - это стабильность. Все должно быть гладко, четко и слаженно. Всем своим коллегам, всем авиаторам и их семьям я желаю крепкого здоровья, большого личного счастья и взаимопонимания. Любимому аэропорту "Южно-Сахалинск", непременно, желаю процветания и развития. Мирного неба всем нам!"

Старший инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов Сталий Энгельсович Коняшов

Сталий Энгельсович Коняшов - один из ветеранов предприятия, при котором произошли масса событий и изменений в сфере гражданской авиации Сахалинской области. За свой многолетний труд сроком в неполных 60 лет, Сталий Коняшов награжден нагрудными знаками "Отличник воздушного транспорта", "Почетный работник транспорта РФ", "За безаварийный налет 3000 часов", почетным знаком отличия "Трудовая доблесть России" и почетным орденом Государственной Думы Российской Федерации "Патриот России".

Путь в авиацию для Сталия Коняшова начался с должности матроса второго класса парохода "Шота Руставели".

"В 1959 году я находился в сельдяной экспедиции на Северных Курилах помощником капитана малого рыболовного сейнера. Наводить морские суда на косяки помогала авиация. Смотрел на самолеты Ли-2 "Разведчик рыбы", которые наводили сейнера в заметы на косяки рыбы. Это меня и вдохновило, я тогда всерьез задумался о работе в гражданской авиации. Когда пришли на берег в Невельске, сразу побежал к киоску и попросил книгу "Куда пойти учиться". Из книги выбрал единственный в СССР институт - Киевский институт гражданского воздушного флота СССР (КИ ГВФ) и определил свою дальнейшую профессию. Мне было 19 лет. Подал документы на поступление, а ответ застал меня в море. На морском буксире добрался до Сахалина. В Южно-Сахалинском аэропорту (Большая Елань) купил авиабилет до Москвы на самолет Ил-12 и через 35 часов прилетел в аэропорт Внуково, откуда отправился в Киев".

Сталий Энгельсович провел пять лет в окружении соратников, студентов, влюбленных в авиацию. Отучился на инженера‐механика по эксплуатации самолетов и двигателей, получил допуски к оперативному технического обслуживания самолетов Ил-14, Ил-18, Ан-10, Ту-104 и вертолетов Ми-1 и Ми-4 и по распределению молодых специалистов 3 августа 1964 году вернулся в аэропорт "Южно-Сахалинск", в котором работает вот уже 59 лет. Небывалый срок.

На всю его авиационную карьеру пришлось множество событий и перемен. К слову, в год, когда Сталий Коняшов поступил в инженерно-авиационную службу, аэровокзал располагался в одноэтажном здании бывшей столовой авиагарнизона ВВС в Хомутово. Но из главных воспоминаний об ИАС, конечно, авиационные инциденты и самые непростые задачи, которые приходилось решать в разное время.

"В Охе 22 декабря 1972 года произошла авария вертолета Ми-4. При заходе на посадку вертолет зацепился хвостовым винтом за землю. Вертолет был разбит вдребезги лопастями несущего винта, а все трое членов экипажа чудом спаслись. Началось расследование. Я тогда работал старшим инженером 147-го летного отряда. Комиссия, проводившая расследование, искала причину в нестандартных действиях экипажа, а я настаивал на открытии капотов автомата перекоса для проверки состояния крепления ручки циклического шага. В итоге моя версия оказалась истинной причиной аварии. Проблема была в рассоединении ручки циклического шага с автоматом перекоса, при помощи которой и идет управление вертолетом.

За свою авиационную карьеру Сталий Энгельсович работал на разных должностях. В 1964 году начинал работу в инженерно-авиационной службе, в 70-е годы работал старшим инженером 147-го летного отряда, с 1975 года по 1982 год работал заместителем командира 359 летного отряда в г. Оха. В 1982 году переведен из Охи в Южно-Сахалинск сменным заместителем начальника аэропорта "Южно-Сахалинск", а затем заместителем командира Сахалинского производственного объединения гражданской авиации по охране и режиму. С 1984 по 1985 годы очно обучался в Академии гражданской авиации (ОЛАГА) на факультете переподготовки командно-руководящих кадров гражданской авиации. С отличием его окончил с присвоением квалификации "Организатор производства на воздушном транспорте".

С 2003 года Сталий Коняшов занимается орнитологическим обеспечением безопасности полетов в главной воздушной гавани острова. В этом ему помогают многочисленные знания, бесценный опыт, специальное оборудование в виде биоакустических установок, газовых громпушек для отпугивания птиц и специалисты Сахалинского Центра обслуживания воздушного движения, руководители аэродромных и других служб АО "Аэропорт Южно-Сахалинск".

"Больше всего в своей работе я ценю положительный результат вложенного труда. Я всегда себе ставлю задачу - выполнить поручение, которое мне дали, то есть не допустить столкновение авиационных видов птиц/диких животных с воздушными судами".

Со своей главной задачей наш герой справляется на "отлично". 20 лет, с тех пор как Сталий Энгельсович обеспечивает орнитологическую безопасность полетов на аэродроме Южно-Сахалинск (Хомутово), столкновений воздушных судов с авиационными видами птиц/дикими животными в аэропорту не случалось.

Грядущий праздник - 100 лет Отечественной гражданской авиации Сталий Энгельсович считает самым замечательным для тех, кто трудится в гражданской авиации. "Праздник летчиков, инженеров, диспетчеров службы движения, штурманов. В 1959 году я до аэропорта Внуково с Сахалина добирался 35 часов, сегодня - 8 часов и ты уже в Москве. В 4 раза быстрее. Это великое достижение! Поэтому всем работникам гражданской авиации я желаю радости, счастья и долгих лет жизни!".

Сменный инженер аэродромной службы Юрий Виноходов

Юрий Викторович, в отличие от вышеупомянутых коллег, в аэродромной службе работает не так долго. А вот в авиации, и в аэропорту "Южно-Сахалинск" в частности, - почти всю жизнь. Обладатель государственной награды "Отличник воздушного транспорта" и множества грамот от руководства предприятия о своей насыщенной впечатлениями карьере рассказывает скромно, но с удовольствием.

Юрий Виноходов родился и вырос в Комсомольске-на-Амуре. В первый год после школы молодой человек опоздал с подачей документов и не поступил на учебу. Чтобы не терять времени, пошел на работу в местный аэропорт. Так молодого Юрия приняли в авиамеханики. Первое время помогал старшим коллегам, набирался опыта. За год так прикипел к авиации, что решил связать с аэропортовой деятельностью свою жизнь. Следующим летом без проблем поступил в Троицкое авиационно-техническое училище гражданской авиации в Челябинской области, которое успешно окончил. По распределению попал на Сахалин, где и живет до сих пор.

"В аэропорту "Южно-Сахалинск" в общей сложности я работаю с 1981 года. Много лет трудился авиатехником. Работал в авиакомпании "Сахавиатранс", которая занималась грузовыми перевозками на самолетах Ил-76, Ан-12, Ан-26, "Сахалин Транзит Сервис", на малом предприятии "Старт".

В училище на гражданской кафедре изучали Ан-2 и Ан-24, на военной - Су-7Б. Когда я пришел в аэропорт, уже имел неплохой опыт. Но с течением времени, когда в аэропорт стали приходить новые воздушные суда, нужны были дополнительные знания. Поэтому нередко летал в Хабаровск в учебно-тренировочный отряд, переучивался на каждый тип самолетов. Уже здесь я освоил Ил-14 - самолет, который применялся в народном хозяйстве (разведка рыбы, проводка судов в ледовой обстановке). Самолет специфический, особо ни у кого допусков не было, поэтому на борту всегда летал авиатехник. Так я неоднократно летал в Анадырь, Магадан, Артем (Владивосток), на Кунашир.

Тем временем, аэропорт постоянно развивался: поступала новая техника, удлиняли взлетно-посадочную полосу. К нам начали летать Ту-154. Снова пришлось удлинять полосу и аэропорт начал принимать Ил-62, затем Ил-96. Его осваивал в Перми, проходил обучение при заводе.

Позже у российских авиакомпаний начала появляться иностранная техника: мы начали обслуживать Boeing, Airbus. В обязанности авиатехника входили визуальный осмотр самолета, проверка шасси, двигателей, осмотр внутри самолета, оформление документации об исправности самолета. Иногда приходилось и ремонт выполнять, но нечасто. Например, замену колес, ремонт кресел и прочее".

Юрий Викторович много лет посвятил техническому обслуживанию воздушных судов, но в какой-то момент захотелось перемен, новых знаний, посмотреть на самолеты с другого ракурса. В аэродромной службе как раз освободилось место старшего мастера. На эту вакансию Юрия Викторовича пригласил Геннадий Руммо. А сегодня Юрий Виноходов занимает должность сменного инженера аэродромной службы.

"Главное в гражданской авиации - безопасность полетов. Поэтому в мои обязанности входит осмотр и оценка взлетно-посадочной полосы на ее пригодность к полетам. Проверка коэффициента сцепления, маркировка, организация и контроль ремонтных работ, осмотр на повреждения, отсутствие посторонних предметов, животных. За годы работы на аэродроме маленький "собрал" зоопарк. Неоднократно мне попадались чайки, вороны, совы. После дождя выходят жабы, мигрируют через взлетно-посадочную полосу. На периметровой дороге встречались цапли. Сидят обычно на болотцах и ручьях. Лисиц было много. Был случай, несколько дней подряд наблюдали за территорией маленького оленя. Видимо, сбежал с оленьей фермы".

Юрий Викторович признается, что больше всего в работе ему нравится движение. В аэропорту, который по праву считается "живым организмом", в любое время дня и года кипит жизнь: взлетают и садятся самолеты, спешат пассажиры, не останавливаясь, ведется рабочая деятельность. Здесь попросту нельзя засидеться.

Проработав долгое время в авиации, Юрий Викторович, как это часто бывает с опытными авиаторами, по звуку может различить практически любые виды самолетов. Во время записи интервью, за окном аэродромной службы то и дело были слышны звуки работающих двигателей, которых наш герой безошибочно определял - такие уже родные звуки, без которых не особо представляешь свою жизнь.

Как это часто бывает, авиация становится семейной сферой деятельности. Старшая дочь Юрия Виноходова работает в отделе сервисного обслуживания АО "Аэропорт Южно-Сахалинск", зять работает водителем в службе спецтранспорта. К авиации в свое время проявлял интерес и старший внук.

Свой профессиональный праздник герой интервью, как и многие, встретит на работе: "Юбилей отечественной гражданской авиации - самый главный авиационный праздник, который объединяет всех работников отрасли. Очень тепло к нему отношусь и до сих пор рад, что работаю в гражданской авиации, которая в этом году отмечает прекрасный юбилей. Всем коллегам искренне желаю здоровья, безоблачного неба и чтобы сбывались все мечты"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Аэропорт "Южно-Сахалинск"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка