О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Единым флотом: "Аврора" закажет российскую авиатехнику на 55 млрд рублей

Правительство согласовало инвестиционный проект о поставке российской авиатехники дальневосточной авиакомпании "Аврора" на общую сумму около 55 млрд рублей

Правительство согласовало инвестиционный проект о поставке российской авиатехники дальневосточной авиакомпании "Аврора" на общую сумму около 55 млрд рублей, узнали "Известия". Речь идет о 18 самолетах (восемь SSJ-New и 10 "Байкалов") и 21 вертолете с передачей в лизинг в 2024-2026 годах. Это один из крупнейших инвестпроектов за последнее время. Сделка будет профинансирована за счет средств ФНБ с привлечением коммерческих денег, сообщил источник. Новые самолеты "Аврора" сможет использовать на местных маршрутах в ДФО, а вертолеты - для перевозки вахтовиков, считают эксперты. Больший контракт пока только у "Аэрофлота" - компаниям группы планируется передать 63 лайнера на 175,4 млрд рублей из ФНБ.

Второй после "Аэрофлота"

Профильные министерства согласовали инвестпроект по поставке российской авиатехники в лизинг дальневосточной авиакомпании "Аврора", сообщил "Известиям" источник, близкий к кабмину.

Общая стоимость сделки составит чуть более 55 млрд рублей, рассказали два источника, знакомых с деталями сделки. Из них на 33 млрд будет поставлен 21 вертолет Ми-171А2 и Ми-171А3, а восемь Superjet New и десять девятиместных "Байкалов" обойдутся в 22 млрд рублей, сообщил один из собеседников. Самолеты Л-410 и Ил-114-300, которые ранее также планировалось передать авиакомпании, не вошли в итоговый инвестпроект, уточнил он.

Параметры заказа согласованы производителями техники - Объединенной авиастроительной корпорацией, Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА, производитель "Байкалов") и "Вертолетами России" - с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). Сейчас они проходят корпоративное одобрение в "Авроре", после чего будут подписываться контракты, уточнил источник.

Официальные представители "Авроры", ОАК, ГТЛК отказались от комментариев. В пресс-службах Минпромторга, Минфина и Минтранса их также не предоставили.

Представитель УЗГА подтвердил "Известиям", что завод участвует в проекте в качестве поставщика в лизинг десяти самолетов ЛМС-901 "Байкал".

- Раскрывать финансовые и технические условия по договору поставки до момента подписания твердого контракта и без согласования сторон мы не уполномочены, - уточнил представитель компании.

"Известия" также направили запрос в пресс-службу правительства.

Схема финансирования

В январе кабмин одобрил другой инвестпроект поставки российских бортов - для "Аэрофлота". Согласно ему, компаниям группы планируется передать в лизинг от "Авиакапитал-Сервиса" 63 российских самолета, на что из Фонда национального благосостояния (ФНБ) выделят 175,4 млрд рублей. На эти деньги Минфин закупит облигации "Авиакапитал-Сервиса" со ставкой купона 1,5% годовых.

В отличие от поставки самолетов в "Аэрофлот", которая будет на 100% финансироваться из ФНБ, часть "Байкалов" и Ми-171А3 для "Авроры" передадут с участием коммерческих денег, рассказал источник "Известий".

Эксперты по-разному отнеслись к этому различию. Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев считает, что у ГТЛК просто есть успешный опыт привлечения рыночных денег и его можно тиражировать.

Аналитик Telegram-канала "Мои инвестиции" Елена Сахнова считает, что приоритет в финансировании из ФНБ может отдаваться "Аэрофлоту" в силу того, что он подписал соглашение о намерении приобрести 339 отечественных бортов.

- С другой стороны, президент поручил поставить авиакомпаниям не менее 700 самолетов и вертолетов с привлечением средств ФНБ. При этом, согласно комплексной программе развития авиаотрасли до 2030 года, авиакомпаниям будет передано 1,8 тыс. единиц авиатехники. То есть поставка только около 39% техники будет финансироваться из ФНБ, - отметила эксперт.

Елена Сахнова напомнила, что деньги ФНБ выдаются на льготных условиях, что позволяет снизить ставку лизинга для перевозчика.

Сроки поставки и маршруты

В этом году "Аврора" вновь не получит никакой российской техники, хотя предполагалось поставить первый Superjet еще в 2021-м, о чем заявлял тогда глава ГТЛК Евгений Дитрих. Затем сроки сдвинули на IV квартал 2022 года, но и в прошлом году перевозчику также не передали технику.

Теперь "Аврора", согласно инвестпроекту, получит первые вертолеты и четыре Superjet New только в 2024 году. В 2025-м перевозчик ожидает еще четыре SSJ и первые пять "Байкалов". В 2026-м планируются поставки оставшихся вертолетов и еще пяти ЛМС-901.

Олег Пантелеев из "Авиапорта" объяснил перенос сроков тем, что ранее речь шла о Superjet с импортными комплектующими, но после февраля 2022-го стало очевидно, что "заводить в эксплуатацию" SSJ в старом облике нет смысла.

Елена Сахнова считает новые сроки поставки "Байкалов" в "Аврору" вполне реалистичными. При этом первая партия самолетов будет комплектоваться еще иностранными двигателями GE H80-100, сообщил 8 февраля на выставке инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2023 начальник управления продаж и маркетинга УЗГА Максим Харин.

- По SSJ требуется много доработок в части замены двигателя, который ранее производился российско-французским совместным предприятием. Могут быть задержки поставок, - полагает Елена Сахнова.

Новые самолеты, по ее словам, "Аврора" сможет использовать для перевозки пассажиров по социально значимым направлениям на Дальнем Востоке.

Вертолеты Ми-171А3 будут перевозить вахтовиков преимущественно из Ногликов (Сахалинская область) на добывающие платформы на шельфе Охотского моря, добавил ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко.

Отсутствие в проекте самолетов Л-410 и Ил-114-300 Олег Пантелеев объясняет невозможностью на текущий момент рассчитать стоимость будущих бортов.

- Сейчас производители не могут гарантировать ценовые параметры по этим продуктам. По Л-410 остаются вопросы со стоимостью иностранных комплектующих и импортозамещения в целом. В наличии сейчас этих самолетов нет. По Ил-114 аналогично - не сложилось впечатления, что завтра их смогут поставить, - сообщил эксперт.

Источник, близкий к ОАК, рассказал "Известиям", что инвестпроекты формируются этапами, поэтому ожидается, что Ил-114-300 будет фигурировать в следующем пакете. Другой собеседник в одном из предприятий авиапрома уточнил, что "Аврора" только недавно согласовала две компоновки салона самолета, но ни его стоимость, ни годы поставки неизвестны.

СПРАВКА

"Аврора" - российская региональная авиакомпания, базирующаяся в Южно-Сахалинске, Владивостоке и Хабаровске.

Образована 25 сентября 2013 года на базе двух авиакомпаний: "Сахалинские авиатрассы" и "Владивосток Авиа". Перевозчик связывает регулярными рейсами города Дальнего Востока и Сибири. Ранее входил в группу "Аэрофлот". В 2021 году авиакомпания стала базовой для создания единого дальневосточного перевозчика по поручению президента. Акционерами являются правительства всех 11 субъектов ДФО и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка