Известия
9 февраля 2023, 07:26
Единым флотом: "Аврора" закажет российскую авиатехнику на 55 млрд рублей
Правительство согласовало инвестиционный проект о поставке российской авиатехники дальневосточной авиакомпании "Аврора" на общую сумму около 55 млрд рублей
Второй после "Аэрофлота"
Профильные министерства согласовали инвестпроект по поставке российской авиатехники в лизинг дальневосточной авиакомпании "Аврора", сообщил "Известиям" источник, близкий к кабмину.
Общая стоимость сделки составит чуть более 55 млрд рублей, рассказали два источника, знакомых с деталями сделки. Из них на 33 млрд будет поставлен 21 вертолет Ми-171А2 и Ми-171А3, а восемь Superjet New и десять девятиместных "Байкалов" обойдутся в 22 млрд рублей, сообщил один из собеседников. Самолеты Л-410 и Ил-114-300, которые ранее также планировалось передать авиакомпании, не вошли в итоговый инвестпроект, уточнил он.
Параметры заказа согласованы производителями техники - Объединенной авиастроительной корпорацией, Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА, производитель "Байкалов") и "Вертолетами России" - с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). Сейчас они проходят корпоративное одобрение в "Авроре", после чего будут подписываться контракты, уточнил источник.
Официальные представители "Авроры", ОАК, ГТЛК отказались от комментариев. В пресс-службах Минпромторга, Минфина и Минтранса их также не предоставили.
Представитель УЗГА подтвердил "Известиям", что завод участвует в проекте в качестве поставщика в лизинг десяти самолетов ЛМС-901 "Байкал".
- Раскрывать финансовые и технические условия по договору поставки до момента подписания твердого контракта и без согласования сторон мы не уполномочены, - уточнил представитель компании.
"Известия" также направили запрос в пресс-службу правительства.
Схема финансирования
В январе кабмин одобрил другой инвестпроект поставки российских бортов - для "Аэрофлота". Согласно ему, компаниям группы планируется передать в лизинг от "Авиакапитал-Сервиса" 63 российских самолета, на что из Фонда национального благосостояния (ФНБ) выделят 175,4 млрд рублей. На эти деньги Минфин закупит облигации "Авиакапитал-Сервиса" со ставкой купона 1,5% годовых.
В отличие от поставки самолетов в "Аэрофлот", которая будет на 100% финансироваться из ФНБ, часть "Байкалов" и Ми-171А3 для "Авроры" передадут с участием коммерческих денег, рассказал источник "Известий".
Эксперты по-разному отнеслись к этому различию. Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев считает, что у ГТЛК просто есть успешный опыт привлечения рыночных денег и его можно тиражировать.
Аналитик Telegram-канала "Мои инвестиции" Елена Сахнова считает, что приоритет в финансировании из ФНБ может отдаваться "Аэрофлоту" в силу того, что он подписал соглашение о намерении приобрести 339 отечественных бортов.
- С другой стороны, президент поручил поставить авиакомпаниям не менее 700 самолетов и вертолетов с привлечением средств ФНБ. При этом, согласно комплексной программе развития авиаотрасли до 2030 года, авиакомпаниям будет передано 1,8 тыс. единиц авиатехники. То есть поставка только около 39% техники будет финансироваться из ФНБ, - отметила эксперт.
Елена Сахнова напомнила, что деньги ФНБ выдаются на льготных условиях, что позволяет снизить ставку лизинга для перевозчика.
Сроки поставки и маршруты
В этом году "Аврора" вновь не получит никакой российской техники, хотя предполагалось поставить первый Superjet еще в 2021-м, о чем заявлял тогда глава ГТЛК Евгений Дитрих. Затем сроки сдвинули на IV квартал 2022 года, но и в прошлом году перевозчику также не передали технику.
Теперь "Аврора", согласно инвестпроекту, получит первые вертолеты и четыре Superjet New только в 2024 году. В 2025-м перевозчик ожидает еще четыре SSJ и первые пять "Байкалов". В 2026-м планируются поставки оставшихся вертолетов и еще пяти ЛМС-901.
Олег Пантелеев из "Авиапорта" объяснил перенос сроков тем, что ранее речь шла о Superjet с импортными комплектующими, но после февраля 2022-го стало очевидно, что "заводить в эксплуатацию" SSJ в старом облике нет смысла.
Елена Сахнова считает новые сроки поставки "Байкалов" в "Аврору" вполне реалистичными. При этом первая партия самолетов будет комплектоваться еще иностранными двигателями GE H80-100, сообщил 8 февраля на выставке инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2023 начальник управления продаж и маркетинга УЗГА Максим Харин.
- По SSJ требуется много доработок в части замены двигателя, который ранее производился российско-французским совместным предприятием. Могут быть задержки поставок, - полагает Елена Сахнова.
Новые самолеты, по ее словам, "Аврора" сможет использовать для перевозки пассажиров по социально значимым направлениям на Дальнем Востоке.
Вертолеты Ми-171А3 будут перевозить вахтовиков преимущественно из Ногликов (Сахалинская область) на добывающие платформы на шельфе Охотского моря, добавил ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко.
Отсутствие в проекте самолетов Л-410 и Ил-114-300 Олег Пантелеев объясняет невозможностью на текущий момент рассчитать стоимость будущих бортов.
- Сейчас производители не могут гарантировать ценовые параметры по этим продуктам. По Л-410 остаются вопросы со стоимостью иностранных комплектующих и импортозамещения в целом. В наличии сейчас этих самолетов нет. По Ил-114 аналогично - не сложилось впечатления, что завтра их смогут поставить, - сообщил эксперт.
Источник, близкий к ОАК, рассказал "Известиям", что инвестпроекты формируются этапами, поэтому ожидается, что Ил-114-300 будет фигурировать в следующем пакете. Другой собеседник в одном из предприятий авиапрома уточнил, что "Аврора" только недавно согласовала две компоновки салона самолета, но ни его стоимость, ни годы поставки неизвестны.
СПРАВКА
"Аврора" - российская региональная авиакомпания, базирующаяся в Южно-Сахалинске, Владивостоке и Хабаровске.
Образована 25 сентября 2013 года на базе двух авиакомпаний: "Сахалинские авиатрассы" и "Владивосток Авиа". Перевозчик связывает регулярными рейсами города Дальнего Востока и Сибири. Ранее входил в группу "Аэрофлот". В 2021 году авиакомпания стала базовой для создания единого дальневосточного перевозчика по поручению президента. Акционерами являются правительства всех 11 субъектов ДФО и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 18, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом/Калининградом/Нижним Новгородом
Апрель 17, 2024
Для экстенсивного развития предпосылок у нас уже не осталось
Апрель 18, 2024
СМИ: в Кении разбился военный вертолет