О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небо затягивает!

Двадцатые годы прошлого века стали отправной точкой развития гражданской авиации

Как все начиналось

Двадцатые годы прошлого века стали отправной точкой развития гражданской авиации. Всего за несколько десятилетий отечественный воздушный флот прошел большой эволюционный путь: от деревянного биплана до сверхзвукового пассажирского самолета.

9 февраля 1923 года Совет труда и обороны принял постановление "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации". Эта дата и стала считаться днем рождения гражданской авиации, которая послезавтра отпразднует свой вековой юбилей.

Конечно же, "районка" не смогла обойти стороной Зейский аэропорт и встретилась с его руководителем Альбертом Якомасом. Разговор с Альбертом Эдуардовичем начался с истории основания аэропорта.

"Именно с 1923 года началась история гражданской авиации. По всей России начали строить аэропорты, и город Зея не стал исключением.

В 1933 году в областном центре был организован отряд самолетов По-2, это многоцелевой биплан, созданный под руководством Николая Поликарпова в 1927 году, которые совершали пассажирские и почтовые перевозки в районные центры Амурской области, труднодоступные северные районы области с неразвитой транспортной инфраструктурой, для доставки грузов, медикаментов, почты и пассажиров. К ним относился и Зейский район. Поэтому в 1938 году было решено строить аэропорт на северной окраине города Зеи. Площадка размером 300 на 400 м для самолетов По-2, здание аэровокзала, стоянки - вот и все, что называлось аэропортом.

В 1942 году вернувшийся с фронта после тяжелого ранения Василий Евтушенко был назначен начальником аэропорта. В этой должности он отработал 36 лет из общего стажа 44 в авиации", - отметил Альберт Эдуардович.

Всю жизнь прожила в Зее, а историю нашего аэропорта услышала впервые. Рассказ моего собеседника погрузил в те годы, когда перелет на воздушном транспорте для многих был в диковинку, хотя сейчас это считается стандартным средством передвижения.

"В 1944 году, в связи с приближающейся войной с милитаристской Японией, летное поле было расширено до размеров 1 000 на 300 метров, в результате чего в Зейском аэропорту могли садиться все типы самолетов того времени.

В послевоенное время он превратился в воздушную гавань для обеспечения потребностей народного хозяйства, где использовались не только маленькие По-2, но и флагман аэрофлота того времени самолет Ли-2 - советский поршневой пассажирский и военно-транспортный самолет времен Второй мировой войны средней дальности. Объем пассажирских перевозок тогда составлял 3-5 тыс. человек в год. В те времена это была огромная цифра.

В начале 50-х годов развитие аэрофлота являлось стремительным. На местные воздушные авиалинии вышли самолеты Ан-2. Зейское звено в то время получило один такой самолет. Командиром звена был Константин Стрелков, который проработал в аэропорту "Зея" до 1979 года.

В 1964 году началось строительство Зейской ГЭС, и старый аэропорт уже не мог удовлетворить возросших требований. Поэтому нужен был новый - с искусственной взлетной полосой. Строить новый аэропорт в черте города было нельзя, поэтому приняли решение развернуть строительство на берегу реки Зеи в 12 км от города.

Уже в 1969 году новый аэропорт начал осуществлять полеты. Комфортабельный Як-40 связал город Зею с областным центром. И из мучительной многочасовой поездки на автомобиле при отсутствии асфальтированных дорог полет до города Благовещенска превратился в приятную небесную прогулку.

В течение последующих 10 лет аэропорт "Зея" развивался стремительными темпами. По маршрутам Хабаровск, Благовещенск, Тында, Чегдомын, Чита, Иркутск пассажирские перевозки осуществлял самолет Як-40.

В штате Зейского аэропорта и на приписных к нему посадочных площадках работало 262 человека. На сегодняшний день - 87.

В 1980 году началось строительство аэровокзального комплекса и удлинение взлетно-посадочной полосы (ВПП), в конечном итоге ее длина составила 1650 м и аэропорт смог увеличить количество типов принимаемых воздушных судов.

В 1990 году на должность начальника аэропорта "Зея" с одновременным исполнением обязанностей пилота-инспектора летного авиазвена назначен Сергей Чигрин.

Ему была поставлена задача: не только подготовить малые аэропорты Зейского района в Береговом, Хвойном, Горном, Снежногорском, Бомнаке, Ясном, Октябрьском и Дипкуне к приему и выпуску комфортабельных микролайнеров Л-410, но и обеспечить базирование и летную эксплуатацию этих самолетов в Зейском аэропорту.

В 2006 году руководство Амурской области предложило Сергею Марковичу возглавить всю оставшуюся группу малых аэропортов области: Зея, Тында, Экимчан, Береговой, Хвойный, Горный, Бомнак, Октябрьский и Февральск в форме Государственного учреждения Амурской области.

А директором аэропорта "Зея" назначили Александра Тафатулина, который проработал в этой должности до 2018 года, после чего ушел на пенсию".

Есть перспективы

"В 2012 году аэропорт "Зея" вошел в состав федерального казенного предприятия "Аэропорты Приамурья", а в 2015 году началась полная реконструкция аэропортового комплекса, которая из-за недобросовестного подрядчика затянулась на годы.

Но мы преодолели все трудности. Результатом первого этапа реконструкции в 2021 году стал ввод в эксплуатацию новой искусственной ВПП длиной 1940 метров, части перрона для стоянки воздушных судов, светосистемы, периметрального ограждения со средствами охраны, водосточно-дренажной системы, и как результат - возможность приема новых типов воздушных судов, возобновление авиационного сообщения со столицей Амурской области Благовещенском и возможностью полета до Хабаровска", - с гордостью рассказывал Альберт Якомас.

Аэропорт "Зея" является составной частью системы гражданской авиации, причем на данный момент это динамично развивающееся предприятие, в соответствии с реалиями нынешнего времени и рынком оказания авиационных услуг.

"Прошлый год мы отработали с 26 авиакомпаниями, а 2021 год - с 19. То есть после открытия и введения в эксплуатацию взлетно-посадочной полосы (ВПП) наметилась тенденция развития авиационной отрасли Зейского аэропорта.

У аэропорта есть перспективы, мы развиваем свою логистику для перевозки, оказания услуг не только жителям Зеи и Зейского района, но и для жителей Амурской области и граждан Российской Федерации в целом. Стараемся идти в ногу со временем для того, чтобы создать максимально комфортные условия как для пассажиров, так и для воздушных судов.

Также отмечу увеличение выполнения социальных рейсов, которые были в 2021-2022 гг. в Береговой, Хвойный, Горный, Бомнак, Октябрьский, так как они входят в структуру перевозок по Зейскому району. А также социальные рейсы, которые были вновь открыты на Хабаровск, Благовещенск, Владивосток.

Прошлый год стал знаковым, так как появились новые перевозчики - авиакомпании "Ангара", "СиЛА", "Аврора". Расширилась маршрутная сетка - авиакомпания "Ангара" выполняла прямые рейсы Зея - Иркутск, без посадки в Чите. В 2022 году мы обслужили 857 социальных пассажирских рейсов, а в 2021 - 330.

В течение 2022 года для аэропорта "Зея" приобретено более шести единиц спецтехники и оборудования, которые улучшают качество обслуживания пассажиров и воздушных судов.

Так, в прошлом году приобретен пассажирский специализированный автобус, который приспособлен для перевозки маломобильных граждан к воздушному судну и обратно. Он низконапольный и оснащен откидной автоматической аппарелью - подъемником для инвалидов-колясочников.

Получили новый топливозаправщик. То есть теперь воздушное судно можно поставить на любую стоянку, осуществить заправку, чтобы самолет мог безопасно развернуться на перроне и уйти дальше в полет.

Деайсер - это машина для противообледенительной обработки. Сейчас, в межсезонье, при прыжках температуры, проблемы обледенения воздушных судов уже не будет. Любая авиакомпания, которая будет выполнять полеты в соответствии со своим расписанием, зная о том, что у нас имеется антиобледенительная "жизнь", специальная жидкость и персонал, может спокойно лететь, не отменяя рейс, и люди, которые взяли билет, прибудут в пункт назначения вовремя.

Специальный аэродромный выпрямитель, который необходим для легкого запуска воздушного судна в любое время года и для того, чтобы сэкономить ресурсы двигателей при стоянке на территории нашего аэродрома, например, в зимний период. То есть самолет выключает свои двигатели, мы подключаем этот источник питания к бортовой сети воздушного судна, и оно остается теплым в течение примерно 1-2 часов, пока осуществляется стоянка.

Стараемся щепетильно подходить к комфорту пассажиров и безопасности полетов. Например, для маломобильных граждан создано много возможностей: специальные коляски, установленные в аэровокзале, тактильная плитка, место для стоянки автомобилей людей с ограниченными возможностями, также возле пандуса имеется кнопка вызова специалиста.

Хоть мы и являемся аэропортом местных воздушных линий, но по каким-то позициям, возможно, даже не отличаемся от международных", - поделился приятными новостями Альберт Эдуардович.

Помним

- Помню, в июне побывала у вас на выставке предметов советского времени. Было очень интересно, и пассажиры восторженно о ней отзывались. Планируете ли еще какие-нибудь экспозиции? - спрашиваю руководителя.

- Тематические выставки проводим регулярно. К 9 мая, уже по традиции, работники аэропорта приносят различные вещи родственников, связанные с Великой Отечественной войной, например, награды. Кстати, выставка предметов прошлой эпохи так и не закрылась. Она до сих пор пользуется большой популярностью, так как ротация пассажиров разная и даже экипажи воздушных судов с удовольствием смотрят на предметы и вспоминают что-то сокровенное, что им греет душу. Периодически она пополняется новыми экземплярами, например, недавно приехал мужчина из Зеи и передал на время работы выставки советский фотоувеличитель.

Альберт Якомас отметил, что коллектив не забыл и про ветеранов авиации, которые работали в Зейском аэропорту. А их около 30 человек, проживают в г. Зее и Зейском районе. Они приглашены на вековой юбилей гражданской авиации, на котором планируется показ фильма про аэропорт "Зея". Чтобы ветеранам попасть на мероприятие, отрабатывалась логистика маршрутов.

"Также у нас еще есть работающие ветераны. Анатолий Будько трудится в системе гражданской авиации почти 50 лет, Александр Стрельцов имеет стаж более 30 лет, Александр Зуев тоже работает у нас не один десяток лет, и эти люди еще способны нести знамя гражданской авиации. Небо, как говорится, затягивает!

Молодые специалисты тоже появляются. Сейчас серьезную должность начальника аэродромной службы занимает Михаил Серебряков, которому нет еще и 30 лет. У нас молодым специалистом считается человек в возрасте до 50 лет, поэтому могу сказать, что в Зейском аэропорту их много", - с улыбкой говорит руководитель и сразу припоминает необычный подарок аэропорту.

"В течение всего времени, что я нахожусь в должности, с 2018 года, плотно работаем с нашим Свято-Никольским храмом, непосредственно с отцом Александром Донесенко, оказываем любую практическую помощь из имеющихся у нас возможностей. Недавно отец Александр нас отблагодарил, подарив аэропорту икону в деревянном обрамлении с молитвой "перед отправлением в воздушное путешествие". Это было неожиданно.

Бывают и смешные моменты. Когда, например, пассажир приезжает в аэропорт за пять минут до вылета и требует срочно его зарегистрировать на самолет. Чего мы уже сделать не можем, а на вопрос: "Почему так поздно приехали?" - отвечает: "А что мне здесь целый час просто так сидеть". Хотя в билете указано, что пройти регистрацию необходимо за 40 минут до вылета. Или путают время вылета из Зеи с прилетом в Благовещенск".

Альберт Эдуардович также рассказал, что в этом году завершается второй этап реконструкции инфраструктуры аэропорта. Сюда входит строительство и перенос нового склада ГСМ с административным зданием для службы. Строительство заправочного комплекса автомобилей, нового гаража, резервуаров пожарного водоснабжения, КПП для службы авиационной безопасности, угольной котельной и второй части перрона для стоянки воздушных судов, находящихся на базировке, транзитных рейсов или воздушных судов, взявших аэропорт в качестве запасного....
Авторские права на данный материал принадлежат «Зейские вести сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка