О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полет длиною в век: с чего начинался "Аэрофлот" и что имеем сегодня

100 лет назад 9 февраля вышло постановление Совета труда и обороны (СТО) "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации"

100 лет назад 9 февраля вышло постановление Совета труда и обороны (СТО) "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации". Именно этот документ считается определяющим для всей отрасли, несмотря на то что еще в начале 1921 года были приняты первые правила воздушных передвижений в РСФСР Советом народных комиссаров.

Ровно 10 лет назад 9 февраля официально -согласно указу №98 президента РФ Владимира Путина - этот день стал профессиональным праздником всех тех, кто работает в гражданской авиации.

У истоков гражданской авиаотрасли с "Добролетом"

Едва закончилась Гражданская война и еще царила разруха, но уже начались интеграционные процессы, завершившиеся в конце 1922 года - тогда из отдельных республик и народов был образован Союз Советских Социалистических Республик. Руководство нового государства увидело в нарождающейся авиации мощное средство для создания единого хозяйственного механизма из удаленных друг от друга на тысячи километров регионов. Принятые вскоре решения, направленные на скорейшее развитие гражданской авиации и использование самолетов для транспортных целей, позволили сделать весьма заметный скачок на этом поприще.

Как известно, большевики в 1921 году сменили политику военного коммунизма на новую экономическую - НЭП, которая позволяла частным лицам владеть малыми и средними предприятиями. Одним из первых в советском государстве акционерных обществ с участием частных средств и госкапитала стал "Добролет" - это коммерческое предприятие гражданской авиации было основано 17 марта 1923 года. В уставе общества указывалось, что оно учреждено "для развития гражданского воздушного флота в пределах СССР путем организации воздушных линий и перевозки пассажиров, почты и грузов".

"Добролет" широко рекламировался, заметный рост уставного капитала был отмечен уже в первые три месяца существования предприятия. Для выполнения полетов было приобретено 14 пассажирских шестиместных металлических самолетов Ю-13 у московского представительства акционерного общества "Юнкерс". Пилотами на них работали как военные авиаторы, так и гражданские.

С 1 августа начались регулярные рейсы Москва - Нижний Новгород (первый коммерческий полет с пассажирами выполнил орденоносец Яков Моисеев). Пока работала Нижегородская ярмарка - до 22 сентября - пилоты "Добролета" осуществили 94 рейса, в рамках которых перевезли 270 человек и около 2 тыс. кг различных грузов.

В октябре 1923 года СТО принял постановление "Об отводе земельных участков для устройства аэродромов и посадочных площадок" и утвердил ориентировочный план открытия новых авиалиний общей протяженностью свыше 6 тыс. км в индустриальных районах Сибири, на Дальнем Востоке, в Закавказье и Средней Азии. Тогда же начался выпуск ежемесячного журнала "Самолет". Отдельное внимание уделили развитию главного аэропорта Советского Союза, который располагался в центре Москвы на Ходынском поле: отсюда самолеты перевозили почту, матрицы центральных газет, срочные грузы, госслужащих, а затем и других пассажиров.

К концу года в СССР действовали три воздушные линии: ранее упомянутая Москва - Нижний Новгород; Москва - Тифлис (сегодня Тбилиси, обслуживаемый фирмой "Юнкерс") и Москва - Кенигсберг (общество "Дерлюфт"). На всех трассах за пять месяцев налет составил свыше 380 тыс. часов: было перевезено 1 676 пассажиров и 28,3 тыс. кг грузов.

Первым отечественным чисто пассажирским самолетом стал деревянный высокоплан АК-1, созданный в 1924 году конструкторами Владимиром Александровым и Владимиром Калининым при участии Алексея Черемухина. Машину передали "Добролету" под названием "Латышский стрелок".

Укрепление гражданской авиации продолжилось путем внедрения в эксплуатацию новых отечественных самолетов и моторов, расширения сети авиашкол и выполнения все более длительных перелетов, в том числе за рубеж. В октябре 1930 года решением СТО было образовано Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота (ВО ГВФ), таким образом упразднили частные и получастные компании (НЭП сворачивали), которые ранее осуществляли перевозки (в том числе и общество "Добролет"). 25 февраля 1932 года ВО ГВФ преобразовали в Главное управление (ГУ) ГВФ с непосредственным подчинением Совету народных комиссаров (СНК) СССР (первым его начальником стал Абрам Гольцман, до этого два года возглавлявший Всесоюзное объединение). В марте того же года Гражданскому воздушному флоту СССР также присвоили краткое наименование "Аэрофлот", которое сохранилось по сей день и в современной России.

Пилоты "Аэрофлота" и Великая Отечественная война

В 1930-е годы, вероятно, были более известны стране имена именно военных и полярных летчиков, но их гражданские коллеги также осваивали полеты в самые дальние уголки Советской страны. Первым среди всех авиаторов, кто налетал 1 млн км (к 1936 году) без единой аварии, был Николай Шабанов (наградили орденом Ленина и привлекли к работе в Совете по безопасности полетов ГУ ГВФ).

Не обошла трагическая волна репрессий 1937-1938 годов и гражданскую авиацию: тогда многие талантливые, преданные делу пилоты, авиаконструкторы и талантливые руководители изгонялись с работы, арестовывались, а бывало, и приговаривались к расстрелам по ложным обвинениям. Тем не менее за 10 предвоенных лет гражданская авиация выросла количественно и качественно: самолетный парк увеличился в 50 раз и почти полностью состоял из отечественной техники; аэродромная сеть выросла в 16,5 раза; численность пилотов - в 80 раз (после вторжения гитлеровской Германии они стали кадровым резервом ВВС КА).

В июне 1941 года нарком обороны подчинил в оперативном отношении ГВФ себе, было сформировано шесть авиагрупп особого назначения - экипажи этих частей участвовали в эвакуации наиболее ценного оборудования из разных уголков страны, совершали полеты в блокадный Ленинград, доставляли продукты питания, вывозили детей и раненых, выбрасывали десанты под Москвой, выполняли полеты за линию фронта для установления связи с партизанскими отрядами. В процессе создания в марте 1942 года Авиации дальнего действия привлекли многих ведущих летчиков из гражданской авиации: их умение пилотировать ночью и в облаках, находиться за штурвалом по 6-8 часов, ориентироваться в самых сложных обстоятельствах было весьма востребовано.

Можно утверждать, что личный состав "Аэрофлота" внес достойный вклад в победу советских Вооруженных сил. Имея в 1941-1945 годах порядка 3 тыс. самолетов (с учетом учебных подразделений), преимущественно легкомоторных, ГВФ налетал около 4,5 млн часов, перевезя более 2,3 млн военнослужащих, партизан, политработников и других пассажиров, а также до 280 тыс. т различных грузов.

Бои Великой Отечественной войны еще не окончились, когда правительство поставило перед ГУ ГВФ задачу не только восстановить разрушенное, но также продумать и утвердить план перспективного развития сферы на пять послевоенных лет. В этом документе предусматривалось повышение роли "Аэрофлота" в транспортной системе страны, резкое увеличение объемов работы всех видов авиации с одновременным ростом технической оснащенности отрасли.

Внедрение реактивной техники

Авиация в 1950-е годы бурно развивалась во всем мире. У нас обновление авиатехники началось с самолетов для местных линий: например, "Аэрофлот" пополнили Ан-2, Ил-14. Это позволило вести освоение труднодоступных районов Западной Сибири и Крайнего Севера, разведку полезных ископаемых, а также обслуживать нужды сельского и лесного хозяйства, решать иные задачи. С началом развития программы технического перевооружения "Аэрофлота" скоростными турбореактивными и турбовинтовыми лайнерами "первой ласточкой" стал Ту-104, который летом 1956 года приступил к дальним пассажирским перевозкам. Затем на магистральные линии вышел Ил-18, отличавшийся высокой экономичностью и надежностью.

Еще до окончания испытаний новых лайнеров "Аэрофлот" развернул подготовку к их эксплуатации, в том числе: переучивание личного состава и оснащение аэродромов необходимой техникой. Пилоты осваивали большие скорости и высоты, преодолевали психофизический барьер: например, крейсерская скорость Ту-104 равнялась 800 км/ч, тогда как у его предшественника - Ил-14 она составляла 350 км/ч.

В те годы гражданская авиация перестала быть экзотикой, ее услугами стали пользоваться миллионы простых людей, чтобы слетать, скажем, в отпуск к теплому морю. В 1961 году "Аэрофлот" на ряде направлений перевозил уже больше пассажиров, чем железная дорога, а общий объем транспортировок увеличился по сравнению с 1940 годом почти в 60 раз.

Развитие гражданской авиаотрасли через вклад двух министров

В работе "Аэрофлота" неоднократно происходили организационные изменения. Наиболее важным этапом, на мой взгляд, стал 1964 год - тогда 27 июля по указу Президиума Верховного Совета СССР образовали общесоюзное Министерство гражданской авиации (МГА) вместо прежнего ГВФ. Через некоторое время Совет Министров утвердил положение о МГА, определил основные задачи министерства по развитию гражданской авиации в интересах народного хозяйства. Первым министром назначили Евгения Логинова, который в годы войны был боевым летчиком и командиром соединений. Под его началом прошло совершенствование структуры управления - на основе отдельных авиагрупп создали самостоятельные управления, подчиненные непосредственно министерству.

Еще более значительные изменения в гражданской авиации связаны с именем Бориса Бугаева. Ровесник отрасли (родился в 1923 году) сначала был командиром 235-го отдельного Правительственного авиационного отряда, перевозившего первых лиц страны, а затем в течение 1970-1987 годов занимал должность министра гражданской авиации. При нем в 1976 году "Аэрофлот" стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 млн пассажиров. Кроме того, например, при его активном участии были узаконены вознаграждения за выслугу лет в отрасли, бесплатные билеты сотрудникам "Аэрофлота" для полета в отпуск. Но основная заслуга дважды Героя Социалистического Труда, главного маршала авиации Бугаева заключалась в техническом перевооружении отрасли, энергичном развитии отраслевой науки и всей системы подготовки кадров.

Тем не менее негативные процессы в народном хозяйстве в последние годы существования СССР сильно влияли на отрасль. Старые самолеты вырабатывали ресурс, а новые поступали с существенными задержками. Пришлось перенести сроки массового внедрения магистральных лайнеров Ту-204 и Ил-96-300 для замены служивших несколько десятилетий Ту-154 и Ил-62. "Аэрофлот" стал серьезно уступать иностранным компаниям-авиаперевозчикам в комфорте, оперативности ремонта техники, себестоимости перевозок, обеспечении запасными частями и т.д.

Гражданская авиация сегодня

После распада СССР "Аэрофлот", дабы непрерывно и качественно функционировать, а также конкурировать в этот непростой период, заключил контракты с ведущими западными фирмами Boeing и Airbus, организовал эксплуатацию А-310, позднее Boeing 737, A-320 и других. Постепенный выход страны из кризиса способствовал более ритмичной работе авиационной отрасли уже в новых экономических условиях. "Аэрофлот", который в 1980-е являлся крупнейшей в мире авиакомпанией, разделили на много акционерных обществ (их создали около 380 штук).

В конце 2021 года члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО, от англ. ICAO - International Civil Aviation Organization), куда входит и Россия, выработали меры по восстановлению устойчивого развития авиационной отрасли после окончания пандемии COVID-19. Однако, как известно, в конце февраля 2022 года ряд западных государств, отбросив в сторону формальности, общепризнанные акты и принципы международного воздушного права, приняли беспрецедентные решения, закрыв воздушное пространство для российских лайнеров над территориями своих стран, а также расторгнув договоры о лизинге по более чем 700 воздушным судам, которые были арендованы эксплуатантами из РФ у западных компаний.

Принятые российской стороной ответные меры лишили эти государства прав на выполнение полетов в Россию и над ее территорией. Для сохранения воздушного флота страны стартовала перерегистрация гражданских воздушных судов в Государственном реестре РФ.

Авиационная отрасль… играет важнейшую роль в развитии российской промышленности, ее высокотехнологичных направлений и, конечно, имеет особое значение для транспортного сообщения, для связанности регионов нашей огромной страны, Владимир Путин, президент РФ (в ходе совещания по развитию авиаперевозок и авиастроения 31 марта 2022 года).

Несмотря на санкции и ограничения, отечественная гражданская авиация продолжает развиваться: модернизируются аэропорты, совершенствуется аэронавигационная система, расширяется география полетов, внедряются российские технологии обслуживания пассажиров.

Согласно разработанной в настоящее время масштабной Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли, будет выделено более 770 млрд рублей до 2030 года, в частности, на субсидирование внутренних рейсов и поддержку авиастроения. Как ожидается, реализация всех запланированных мер обеспечит прирост годового пассажиропотока и увеличение доли отечественных самолетов в парках российских перевозчиков с нынешних 33% до 81%.

Думаю, что и в 2023 году предприятия отрасли продолжат свою конструктивную работу, направленную на динамичное развитие. Это важно и для российских авиакомпаний и аэропортов, чтобы они развивались как рентабельный бизнес, и, конечно, для пассажиров, чтобы у них была возможность купить авиабилет по доступной цене, а уровень безопасности, комфорта и сервиса отвечал бы самым современным стандартам. Россия в силу ее географии, масштабов, климата "обречена" быть авиационной державой. У нас есть все возможности для того, чтобы авиационная отрасль России не только преодолела текущие сложности, но и получила новый импульс для развития. Успехи и достижения прошлого года показали, что коллективы гражданской авиации умеют решать поставленные задачи и готовы достойно встретить юбилей отрасли, Александр Нерадько, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (из "Транспортной газеты").

Сегодня на российском рынке авиаперевозок функционируют 111 компаний, из которых 25 считаются ведущими. Несмотря на многие перемены в отрасли, "Аэрофлот" сохранил за собой лидерскую позицию и остается основным национальным перевозчиком страны....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка