1obl.ru
9 февраля 2023, 10:41
Орнитолог челябинского аэропорта рассказала о несовместимости железных птиц с чайками и воронами
Птица, которая попала в турбину самолета, - фобия всех пилотов и пассажиров
Орнитологи - это биологи, которые изучают птиц. Они составляют классификации пернатых, трудятся в заповедниках для увеличения численности подопечных.
Перед авиационными орнитологами стоит противоположная задача - сделать так, чтобы в аэропорту птиц не было. Ведь если они попадут в двигатели машины, последствия могут быть серьезными, как это случилось под Москвой летом 2019-го с лайнером "Уральских авиалиний" А321. Причиной аварийной посадки на кукурузное поле тогда назвали как раз "многочисленное попадание птиц в двигатели самолета".
У Валерии в здании аэродромной службы свой кабинет. Он небольшой, примерно три на два метра, но уютный. У стенки - велосипед дожидается схода снега. На нем специалист ездит на осмотр территорий за пределами аэропорта. Важно следить за птицами, живущими там, ведь для них заборы - не преграда.
По случаю визита журналиста вызвали машину, но обычно Валерия обходит территорию аэропорта пешком. Зимой - по протоптанному периметру, а летом - по всей территории: знает, где какая птица обитает.
Идем по заснеженной тропе вдоль забора, Валерия сокрушается, что птиц в это время года практически нет. Для аэропорта это хорошо, но для съемок - не очень: так хотелось показать читателям какого-нибудь местного жителя. Неожиданно прерываемся, Валерия указывает на дорогу.
"Вот следы зайчика. А вот здесь лис был", - отмечает специалист.
Следов действительно много. Помимо чаек, куропаток, сов, здесь живет много зайцев, лис и сусликов.
"Они все приходят из леса, как-то пробираются. Для лис, например, заборы - вообще не проблема. Они даже сквозь колючую проволоку пролазят", - делится женщина.
И все это животное разнообразие мешает полетам. Работа орнитолога - найти и использовать эффективные методы избавления от мохнатых и пернатых.
Для этого Валерия и совершает ежедневные обходы территории. Она ведет дневник, куда записывает каждую встретившуюся особь, а также делает фотографии на профессиональную технику. Это, помимо ежегодной отчетности для аэропорта, помогает орнитологу оценить фронт работ, понять, какие средства отпугивания лучше применять.
"У нас есть птицеотпугивающее оборудование. И мы стараемся постоянно новые средства закупать, потому что птицы могут привыкать к одному методу отпугивания. Сигналы охотника, ракетницы, "крякалки" - мобильные приборы, которые устанавливаются на машины и издают неприятный для птиц звук, пропановые пушки, создающие громкие хлопки, - все, что действует резко и заставляет птиц улететь",- рассказывает Валерия.
Можно подходить и еще более творчески. Например, не торопиться с изгнанием лиса, поскольку он косвенно решает проблему наличия птиц: охотится на полевых грызунов, которые, в частности, привлекают на аэродром пернатых.
Есть и методы борьбы, направленные не на симптомы, а на источник проблем. Прошлым летом, например, Валерия сфотографировала поле, расположенное сразу за забором, и отправила снимки в прокуратуру. Там в июле спецтехникой распахали землю, хотя существует запрет на разработку сельхозполей, строительство ферм вблизи аэропортов.
Такая же ситуация со свалками. Предприятие, расположенное в паре десятков километров, давно организовало место скопления неорганических - как, наверное, указано в разрешении - отходов.
"Но выбрасывают туда, наверное, и остатки еды. Я же отслеживаю движение птиц, вижу, что они летят оттуда. А для них расстояние в 20-30 километров - совсем ничего", - рассуждает Валерия.
На территории аэропорта и вокруг нее, к слову, вопрос мусора принципиальный - чистота и всегда закрытые баки.
Все внешние проблемы, конечно, осложняют работу, но Валерия подходит к ней со всей душой.
Проезжаем мы на машине вдоль забора, а Валерия, глядя в окно, говорит:
"О, смотрите, за забором метрах в 200 лис. Ну вон, у дерева. Не видите?"
А я, как ни всматривался, - поле как поле. Как там на таком расстоянии зверушку можно заметить?
Именно из любви к делу, которому Валерия уделила всю жизнь, - получила кандидатскую степень по биологии, много лет проработала в заповедниках - она и занимается этой непростой работой. При этом не ограничивается должностной инструкцией.
"Я со временем начала к отчетам для начальства прикладывать фотографии птичек. Не зря же делала их. И в научных журналах статьи о птицах пишу",- улыбается орнитолог....
Авторские права на данный материал принадлежат «1obl.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Кировский памятник-самолет обновят