ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"
9 февраля 2023, 13:36
ГосНИИАС - системный интегратор авиастроения: к 100-летию отечественной гражданской авиации
Сегодня гражданская авиация России отмечает 100-летний юбилей
Этот импульс возымел колоссальное значение для развития авиационной науки и промышленности нашей страны. В последующие годы при поддержке государства ведущие научно-инженерные предприятия и НИИ активно проводили фундаментальные и поисковые исследования с целью создания новых образцов авиационной техники и внедрения перспективных технологий в авиационную отрасль.
Государственный научный центр ГосНИИАС (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"), как институт системной интеграции, участвовал и участвует практически во всех важных проектах по гражданской линии отечественной авиапромышленности. В соответствии с приказом Российского авиационно-космического агентства, институт определен "головной организацией по проведению единой научно-технической политики авиационной промышленности в области радиоэлектронного оборудования для летательных аппаратов".
Первая большая работа института над гражданским воздушным судном со значением мирового уровня началась с Ту-144. Участие ГосНИИАС в создании самолета нового поколения было обусловлено наличием необходимых опыта и компетенций, сформировавших научно-технический задел для создания сложных комплексов, которые отечественные конструкторские бюро того времени не проектировали.
В рамках работ над Ту-144 в институте был создан комплекс полунатурного моделирования (далее - КПМ). На нем была осуществлена отработка информационного взаимодействия контуров навигационного комплекса и автоматической бортовой системы управления, с целью обеспечения автоматизации процессов управления на всех режимах полета.
Работы на КПМ проводились совместно с ведущими специалистами МИЭиА, ОКБ "Электроавтоматика" и ОКБ А.Н. Туполева. Результатом стал отработанный пилотажно-навигационный комплекс бортового оборудования с функцией автоматического полета по маршруту.
В конце 80-х годов институт осуществлял работы по внедрению новой авионики с открытой архитектурой - интегрированной модульной авионики (далее - ИМА). Это, пожалуй, один из главных проектов гражданского сектора, которым занимался ГосНИИАС. ИМА позволила уменьшить стоимость жизненного цикла летательного аппарата, улучшить производительность, повысить эксплуатационные характеристики посредством разработки единой архитектуры и стандартов, требуемых для реализации цифрового ядра авионики и сетевых интерфейсов.
Результаты исследований в области разработки новой идеологии авионики легли в основу работ по созданию Ил-96. Для этого борта специалистами ГосНИИАС была произведена разработка системы "Электронный бортинженер" для сокращения численности экипажа до двух пилотов, а также реализован проект с импортными двигателями и бортовым радиоэлектронным оборудованием. Параллельно с разработкой нового лайнера в институте был создан комплекс "Железная птица" - стенд для отработки отказоустойчивости самолетных систем, на котором в натуральную величину выполнены имитаторы крыльев, хвостового оперения и мест подвески опор шасси. Стенд разрабатывался для ускорения процесса разработки, испытаний и повышения безопасности воздушного судна. В ходе реализации проекта в короткие сроки, в соответствии с международными стандартами, учеными института было переработано практически все функциональное программное обеспечение и проведено тестирование, необходимое для прохождения сертификации. Кроме того, была реализована функция предупреждения критических режимов, разработкой которой в полном объеме, начиная с разработки требований и заканчивая верификацией, занимались специалисты института.
В последующем в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" ГосНИИАС определен головным разработчиком по разработке и системной интеграции ИМА.
Ученые ГосНИИАС внесли неоценимый вклад в создание и последующую модернизацию серии воздушных судов нового поколения - МС-21 и SSJ. Институт стал соисполнителем работ в части отработки взаимодействия всех самолетных систем, проектирования и динамического тестирования информационно-управляющего поля кабины экипажа с применением технологии прототипирования.
Данная технология реализована институтом совместно со специалистами корпорации "Иркут" на базе универсального стенда прототипирования, который позволяет проводить разработку бортового программного обеспечения авионики и отработку концепции человеко-машинного интерфейса. На стенде отрабатываются все виды нештатных ситуаций, что способствует предотвращению чрезвычайных ситуаций на борту самолета еще до введения его в эксплуатацию.
Также специалистами ГосНИИАС и корпорации "Иркут" в рамках совместных работ по созданию перспективных судов гражданской авиации разработан стенд "Электронная птица". Стенд предназначен для отработки взаимодействия и функционала комплекса бортового оборудования и его программного обеспечения. Это позволяет скорректировать программно-математическое обеспечение и исправлять ошибки в элементах оборудования кабины.
Еще с середины прошлого столетия институт завоевал репутацию головной научной организации авиационной промышленности по исследованиям и разработкам в области систем бортового оборудования летательных аппаратов.
Сегодня ГосНИИАС исполняет функции от планирования и прогнозирования перспективного развития авиационной техники до выработки конкретных решений и разработки конечных продуктов и технологий для их внедрения в авиационную отрасль.
Институт ведет широкий круг работ по научному сопровождению процессов разработки и испытаний, участвует в стратегиях импортозамещения и внедрения критических технологий.
Являясь государственным научным центром, ГосНИИАС обеспечивает наращивание научно-технологического потенциала страны и способствует решению важных стратегических задач по развитию авиационной отрасли и прикладной науки....
Авторские права на данный материал принадлежат «ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции