О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Гражданскому воздушному флоту страны - 100 лет!

09 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны принял постановление "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации"

09 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны принял постановление "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации". Именно этот день считается датой создания гражданской авиации СССР. С этого момента для перевозки пассажиров и грузов, выполнения народно-хозяйственных задач, доставки почты и медицинских нужд в стране появился воздушный флот, который за 100 лет развития стал одной из важнейших частей транспортной системы страны.

Первые шаги становления гражданской авиации в СССР относятся к 1918 году, когда в составе Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом был создан отдел по применению авиации в народном хозяйстве. В начале 1920-х созданы первые самолётостроительные КБ, в 1921 году вышел декрет "О воздушных передвижениях", в 1922 году создана Инспекция гражданского воздушного флота. В 1923 году стартовала подписка на акции "Добролёта" - Российского Общества Добровольного воздушного флота - с целью создания гражданской авиации для нужд народного хозяйства. Началось строительство сети внутренних воздушных линий, первой из которых стала регулярная линия Москва - Нижний Новгород протяжённостью 420 км. К середине 1920-х общая протяженность авиалиний уже превысила 6 тыс. км.

С начала 1930-х производство пассажирских самолётов набирает темп: парк гражданской авиации пополнили самолёты отечественной разработки К-5, ПС-9, АИР-6, ХАИ-1, "Сталь-2" и "Сталь-3", ПС-35, Ли-2 и целый ряд гражданских модификаций военных самолётов. В 1932 году создано Главное управление гражданского воздушного флота, появилось собирательное название всей гражданской авиации СССР - "Аэрофлот". Открылось воздушное сообщение в центральных районах страны, Казахстане, на европейском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. В середине 1930-х годов российская гражданская авиация перешла исключительно на отечественную технику, в 1932 году был утверждён флаг гражданской авиации, введена форменная одежда и знаки различия для персонала, появились высшие и средние учебные заведения для подготовки специалистов. К 1940 году в СССР насчитывалось уже 150 крупных аэропортов.

Во время Великой Отечественной войны оперативное управление гражданским флотом перешло Народному Комиссариату Обороны. Пилоты гражданской авиации выполняли особо важные полёты к линии фронта и в тыл врага к партизанам, эвакуировали раненых, выполняли военно-транспортные задачи. Не прекращались и регулярные полёты на международных авиалиниях. Всего за время войны самолёты гражданского воздушного флота страны перевезли 2,35 млн пассажиров и 278 тыс. тонн грузов. Интенсивность воздушного движения продолжала нарастать, и с 1945 года для увеличения пропускной способности на авиалиниях гражданской авиации стало применяться эшелонирование по высоте полёта.

Появление реактивной авиационной техники после войны ознаменовало новый этап развития гражданской авиации в стране. В 1946 году было создано Министерство авиационной промышленности СССР, увеличилась доля самолётов, выпускаемых для нужд гражданской авиации, началось широкое внедрение в эксплуатацию вертолётов. Появление самолётов большой пассажировместимости - реактивного Ту-104, а также турбовинтовых Ил-18, Ту-114 и Ан-10, придало новый импульс развитию воздушной транспортной системы. К концу 1950-х авиационным сообщением обеспечены все столицы союзных республик, все областные и краевые центры страны. Росло и международное сообщение: в первое послевоенное десятилетие "Аэрофлот" выполнял регулярные рейсы в 14 стран, в 1960 году - в 22 страны, в 1970 - в 59 стран. Через территорию СССР начались трансконтинентальные перелёты зарубежных авиакомпаний из западной Европы в Азию.

В 1960-1970-е годы на авиалинии вышли пассажирские Ан-24, Ту-134, Ту-154, Ил-18, Ил-62, Як-40, Л-410, транспортные Ан-12, Ил-76, а также вертолёты Ми-2, Ми-6, Ми-8 и Ка-26. Для эффективной организации перевозок в 1964 году создано Министерство гражданской авиации СССР. В систему подготовки кадров для "Аэрофлота" к 1980 году входили 24 высших и средних учебных заведения. Началась эксплуатация первого отечественного широкофюзеляжного самолёта Ил-86. К концу 1980-х годов "Аэрофлот" ежегодно перевозил более 120 млн пассажиров, около 3 млн тонн грузов, свыше 400 тысяч тонн почты.

С распадом СССР нарушились традиционные промышленные связи, отменилась система госзакупок, спрос на новую технику упал вместе с падением спроса на авиаперевозки, производство всех видов авиационной техники снизилось в разы. Правопреемником наименования и торговой марки перевозчика бывшего СССР стала компания "Аэрофлот - российские международные авиалинии" (с 2000 года "Аэрофлот - российские авиалинии"). Были предприняты попытки создания новой рыночной модели организации гражданских перевозок в стране. Вместо единого государственного перевозчика образовано множество коммерческих независимых предприятий. На рынок хлынул поток бывших в употреблении самолётов западных производителей.

Оправившись от потрясений 1990-х, российский авиапром начал вводить в строй новые самолёты и вертолёты для гражданского воздушного флота: 1997 и 1999 - первые полёты лёгких многоцелевых Ка-226 и "Ансат"; 2003 - первый полёт вертолёта Ми-38; 2008 - первый полёт регионального SSJ-100; 2017 год - первый полёт среднемагистрального МС-21-300 и первый полёт Ка-62. Со временем функции управления в сфере гражданской авиации распределились между тремя федеральными органами исполнительной власти - Росавиацией, Ространснадзором и Минтрансом России. В 2017 году постановлением Правительства РФ функции по сертификации типа воздушных судов от Межгосударственного авиационного комитета переданы в Росавиацию, а функции сертификации разработчиков и изготовителей авиационной техники - в Минпромторг России. В 2017 сертификат типа получили модернизированный Ми-171А2, начались работы по модернизации Ил-96-400М и Ил-114-300. В 2022 году завершилась сертификация модернизированного "Ансата" и грузовой версии Ми-171А3, в 2023 году ожидается сертификация SSJ New и импортозамещённого МС-21-310 с российским двигателем ПД-14. В 2017 году группа "Аэрофлот" вновь вернулась в ТОП-20 крупнейших авиаперевозчиков мира по пассажиропотоку.

Гражданская авиация остаётся важнейшей составляющей единой транспортной системы страны, решая задачи наращивания объёмов внутренних перевозок, модернизации и расширения сети аэропортов, введения в строй новых воздушных судов отечественного производства. Росавиация и Минтранс РФ традиционно принимают активное участие в насыщенной программе авиасалона МАКС. Это и вручение сертификационных документов на новую авиационную технику, и участие в работе семинаров и конференций по актуальным проблемам отрасли, и встречи с представителями международных организаций. В частности, в рамках МАКС-2021 были вручены сертификаты разработчиков и изготовителей компаниям "Навигатор", "НИИ АО", "НПП "Аэросила" и "НИИ Микроприборов", осуществляющим разработку оборудования для российских воздушных судов, в том числе проходящих сертификацию Ил-114-300, МС-21 и Ка-62.

Поздравляем с Днём работников гражданской авиации и следим за развитием гражданского воздушного флота России на МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка