О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

100 лет гражданской авиации России

Без гражданской авиации сегодня невозможно себе представить жизнь нашей большой страны

Без гражданской авиации сегодня невозможно себе представить жизнь нашей большой страны. Днем рождения гражданского воздушного флота России считается 9 февраля 1923 года, когда в СССР был создан Совет по гражданской авиации. На протяжении века российские самолеты доставляют грузы, перевозят пассажиров, помогают в медицине, науке, сельском хозяйстве.

Многие предприятия, которые сегодня входят в Госкорпорацию Ростех, участвовали в становлении отечественного авиапрома. Сегодня Ростех для гражданской авиации - это не только разработка и производство лучшей авиатехники, но и оснащение наземных служб аэропортов и многое другое.

Начало истории

Хотя датой рождения гражданской авиации в стране и было выбрано 9 февраля 1923 года, на тот момент в России уже были свои пассажирские самолеты. Например, взлетевшие за десять лет до этого машины Игоря Сикорского "Русский витязь" и "Илья Муромец" - дедушки не только современных авиалайнеров, но и тяжелой авиации вообще.

В том же 1923 году создается Акционерное общество добровольного воздушного флота "Добролет", прообраз будущего "Аэрофлота", которое занималось организацией перевозок и развитием авиапромышленности. А первой пассажирской авиалинией СССР стал маршрут Москва - Нижний Новгород.

В 1920-е годы выпускаются такие самолеты, как АНТ-2, ПМ-1, АНТ-9. В 1929 году на машине АНТ-4 "Страна Советов" летчики совершают сверхсложный перелет СССР − США.

В 1930-е годы окончательно формируется отрасль гражданской авиации со своими вузами, НИИ, заводами и инфраструктурой. Например, в 1933 году для производства полуфабрикатов из алюминия и сплавов для самолетостроения был построен завод, ставший впоследствии крупнейшим в мире производителем титана ВСМПО-АВИСМА и входящий сегодня в Госкорпорацию Ростех.

К середине 1930-х годов весь авиапарк страны перешел на отечественную технику. Кроме того, 1930-е - это время авиарекордов, когда новые самолеты проходили проверку в тяжелых условиях. Например, в 1937 году состоялся первый в мире беспосадочный перелет по маршруту Москва - Северный полюс - Ванкувер на самолете АНТ-25 под управлением Валерия Чкалова.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в развитие гражданской авиации. Пилоты уходили на военную службу, самолеты выполняли боевые задания. С другой стороны, опыт, полученный авиастроителями в годы войны, позволил уже в мирное время быстро восстановить гражданскую авиацию и ускорить разработку новых моделей.

Послевоенные годы

Уже летом 1945 года впервые взлетает 32-местный Ил-12 - один из первых отечественных самолетов для массовых перевозок. В 1947 году появляется знаменитый "кукурузник" Ан-2, самолет десятка профессий.

1950-е годы - эпоха реактивной авиации, и первой советской "ласточкой" в этом направлении становится пассажирский Ту-104. Этот лайнер, совершивший свой первый рейс в 1956 году, произвел революцию в авиастроении и был удостоен множества наград.

И все же с появлением реактивных двигателей турбовинтовые самолеты не ушли в прошлое, и для них находились задачи. Кроме того, они были более экономичными. В 1960-е годы в стране было развернуто серийное производство турбовинтового пассажирского самолета Ту-114 - самого большого самолета в своем классе. Лайнер мог разместить до 200 пассажиров и летал на расстояния, недоступные другим машинам. В качестве двигателя для него был выбран НК-12М разработки предприятия "Кузнецов", сегодня являющегося частью Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха. Примечательно, что и сегодня НК-12М остается самым мощным турбовинтовым авиадвигателем в мире.

Пожалуй, самым известным авиалайнером советской эпохи стал Ту-154, поднявшийся в небо в 1968 году. Он производился серийно почти 30 лет и последний полет в качестве пассажирского самолета выполнил только в 2020 году.

В короткий сверхзвуковой период наша страна оказалась в авангарде мирового гражданского авиастроения. Ту-144, разработанный КБ Туполева и выпускавшийся в Воронеже, стал первым сверхзвуковым авиалайнером в мире. И хотя летал он не долго, но опыт подобных разработок может пригодиться уже в ближайшем будущем.

На смену Ту-154 в конце 1980-х годов был создан среднемагистральный Ту-204, который продолжает обновляться и по сей день. На самолете стоят двигатели ПС-90А, разработанные и производящиеся силами "ОДК-Пермские моторы".

Самолеты новой России

Первым авиалайнером, полностью разработанным в современной России, стал ближнемагистральный SuperJet 100, с 2011 года выпускающийся серийно. В настоящее время реализуется программа SSJ-New, предусматривающая полное импортозамещение деталей, агрегатов и систем "Суперджета". Обновленный самолет будет оснащаться новейшим двигателем ПД-8 отечественной разработки.

На базе уже упоминавшегося Ту-204 разработан среднемагистральный узкофюзеляжный самолет Ту-214 вместимостью до 210 пассажиров. Сегодня эти машины применяются в основном в качестве спецбортов, но в скором времени они пополнят авиапарк отечественных авиаперевозчиков. Например, "Аэрофлот" до 2030 года получит 40 таких машин.

На финишной прямой находится программа создания среднемагистрального пассажирского самолета нового поколения МС-21. Лайнер использует новейшие разработки в области авиастроения. В том числе впервые так широко применяются композитные материалы, а поднимать самолет в воздух будут российские двигатели ПД-14 производства ОДК Ростеха. Кроме того, предприятия Корпорации обеспечивают МС-21 титаном, композитными сплавами, остеклением, авионикой, различными системами. Головной исполнитель проекта - корпорация "Иркут", входящая в Объединенную авиастроительную корпорацию.

Полет начинается на земле

Одна из важнейших составляющих любого аэропорта - аэронавигация. От того, какое оборудование радиолокации и навигации используется, зависит, как пройдет весь полет. В России более половины радиотехнического оборудования аэродромов изготовлено челябинским радиозаводом "Полет" холдинга "Росэлектроника". Системы посадки и аэродромные обзорные локаторы производства предприятия работают в ведущих аэропортах страны - Шереметьево, Домодедово и десятках других.

Например, аэродромный обзорный радиолокатор АОРЛ-1АС, выпускаемый в Челябинске, способен обнаруживать воздушные суда на расстоянии до 400 км. Кроме собственно обнаружения, радиолокатор позволяет получать данные о высоте полета, остатке топлива, номере борта.

Посадочный радиолокатор помогает выполнять предпосадочные маневры и саму посадку. Так, локатор ПРЛ-2СТ производства "Полета", оснащенный мощной фазированной решеткой, может отслеживать самолеты на расстоянии до 40 км. С земли самолеты направляют радиомаячные системы посадки, включающие в себя различные радиомаяки.

Еще одна, сравнительно новая разработка "Полета", напрямую влияющая на безопасность работы авиации, - это интеллектуальная система мониторинга инфраструктуры аэропорта. Она обеспечивает всесторонний контроль за территорией, всеми объектами и их перемещениями, ведет наблюдение охраняемого периметра аэропорта и соседних участков. В состав системы входят радиолокаторы, видеокамеры, серверы обработки данных и специализированное программное обеспечение с применением нейронных сетей. Система мониторинга Ростеха уже прошла успешную апробацию в нескольких российских аэропортах и предполагается к использованию в концепции "Умный аэропорт"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка