О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Георгий Бериев: главный конструктор летающих лодок

120 лет назад родился Георгий Михайлович Бериев - выдающийся советский ученый и авиаконструктор, основатель конструкторской школы разработки гидросамолетов

120 лет назад родился Георгий Михайлович Бериев - выдающийся советский ученый и авиаконструктор, основатель конструкторской школы разработки гидросамолетов. Практически каждый созданный им самолет становился этапным в развитии гидроавиации, а все вместе они стали целой эпохой в отечественном гидросамолетостроении. Учениками Бериева создан самый большой в мире реактивный самолет-амфибия А-40 "Альбатрос" и уникальный многоцелевой поисково-спасательный Бе-200, ставший наиболее совершенным и эффективным самолетом в истории мировой гидроавиации.

Георгий Бериев родился 13 февраля 1903 года в Тбилиси, в многодетной семье рабочего. Интерес к авиации зародился у будущего авиаконструктора еще в раннем детстве: осенью 1910 года он впервые увидел в родном городе самолет - это был французский "Фарман", на котором знаменитый Сергей Уточкин выполнял демонстрационные полеты. Событие было настолько ошеломляющим, что "надолго запечатлелось в моем детском сознании и уже тогда родило во мне мечту о полете в воздухе", написал позже Г. Бериев в своих воспоминаниях.

Осенью 1919 года он поступил в Тифлисское железнодорожное техническое училище, а после его окончания пробовал поступить в Егорьевскую летную школу. Попытка оказалась неудачной, но это не остановило будущего авиаконструктора. В 1924 году он поступил в Тифлисский политехнический институт, откуда в 1925 году перевелся на авиационное отделение Ленинградского политехнического института. После окончания института Г. Бериев работал в ОКБ Морского опытного самолетостроения Всесоюзного авиационного объединения под руководством Поля Эмэ Ришара, затем - в ЦКБ завода № 39, где он по своей инициативе начал работу над морским ближним разведчиком МБР-2. В декабре 1931 года самолет был построен и в мае 1932 года представлен на испытания, а уже в 1933 году передан в серию на авиационный завод № 31 в Таганроге.

9 августа 1934 года правительство СССР приняло решение о создании при заводе № 31 Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения. Г. Бериев был назначен главным конструктором, в этой должности он проработал долгие 34 года.

До Великой Отечественной войны КБ создало ряд гидросамолетов, включая пассажирский МП-1 и транспортный МП-1Т, стартующие с катапульты корабельные КОР-1 и КОР-2, экспериментальные разведчики МДР-5 и МБР-7. Самолет МБР-2 прошел модернизацию, и с новым двигателем М-34 стал основным гидросамолетом советской морской авиации. В годы Великой Отечественной войны это была самая массовая летающая лодка, которая применялась в качестве ближнего разведчика, противолодочного самолета, ночного и дневного бомбардировщика. Самолет стал эпохой в развитии отечественной гидроавиации: за 20 лет было построено 1365 МБР-2 всех модификаций.

В годы войны бериевское КБ было эвакуировано из Таганрога в Омск, а затем в Красноярск, где коллектив продолжал работать вплоть до возвращения в Таганрог в августе 1944 года. В послевоенные годы в ОКБ Бериева продолжились разработки гидросамолетов. На смену американской лодке "Каталина", которую в годы войны СССР получал по ленд-лизу из США, в ОКБ Бериева спроектирована летающая лодка Бе-6 большой дальности полета с мощным вооружением, способная решать задачи разведки, бомбометания, высадки десанта, перевозки грузов. Бе-6 имел поршневые двигатели, но это была уже уходящая эпоха: вслед за сухопутной, гидроавиация переходила на реактивную тягу. Бериевцы создали экспериментальный реактивный гидросамолет Р-1 с двумя турбореактивными двигателями, который впервые поднялся в воздух в мае 1952 года. Машина не пошла в серию, однако стала важнейшим заделом для создания серийных реактивных гидросамолетов Бе-10, которые производились в 1956-1961 годах. Опыт эксплуатации Бе-10 показал, что турбореактивные двигатели неоптимальны для гидросамолетов, и следующая амфибия Бе-12 "Чайка" получила более экономичные турбовинтовые двигатели. Противолодочная амфибия Бе-12 стала ответом на появление атомных подводных ракетоносцев и могла применяться как на воде, так и с сухопутных аэродромов благодаря тому, что оснащалась убирающимся шасси. Первый полет Бе-12 состоялся в октябре 1960 года, а с 1963 года самолет начал поступать на вооружение авиации ВМФ. В 1960-1973 годах Таганрогский авиазавод изготовил 143 Бе-12, которые стояли на вооружении противолодочных полков и эскадрилий всех флотов ВМФ СССР. Несколько таких машин несут службу по сей день.

В 1968 году в КБ Бериева был создан пассажирский самолет короткого взлета и посадки для местных воздушных линий Бе-30/32, который должен был заменить устаревающий Ан-2. Несмотря на отличные летно-технические характеристики, подтвержденные в ходе летных испытаний, машина так и не пошла в серийное производство из-за решения правительства о закупке чехословацких Л-410. Это был последний самолет, созданный под руководством Г. Бериева. Георгий Михайлович был полон новых идей и планов, но состояние здоровья не позволило воплотить их в жизнь. В августе 1968 года он покинул пост главного конструктора и перешел на работу в Научно-технический совет Министерства авиационной промышленности в Москве. В 1979 году его не стало. Во главе КБ стал его ученик и соратник Алексей Кириллович Константинов. С 1989 года Таганрогский авиационный научно-технический комплекс носит имя Г.М. Бериева.

В 1972 году перед бериевским КБ была поставлена задача создания противолодочного самолета-амфибии нового поколения для замены устаревающих Бе-12 и Ил-38. Так появилась легендарная амфибия А-40 "Альбатрос", впервые поднявшаяся в небо в 1986 году. По аэродинамическому совершенству и летным характеристикам эта амфибия со взлетным весом свыше 90 тонн не уступала сухопутным самолетам аналогичной размерности, обладая при этом мореходными качествами, позволяющими эксплуатировать ее при ветровой волне высотой до двух метров. В 1998 году впервые поднялся в небо самолет-амфибия Бе-200 разработки ТАНТК Г.М. Бериева.

Показ бериевской техники на авиасалонах МАКС имеет давнюю историю. Интерес к развитию гидроавиации не ослабевает - самолеты этого класса остаются востребованными для эффективной борьбы с природными и техногенными катастрофами, проведения поисково-спасательных операций, патрулирования, экологических миссий и т.д. История эта ведет начало с "Мосаэрошоу-92", где с успехом демонстрировались самолеты-амфибии А-40 и Бе-12П разработки ОКБ Бериева. На МАКС-1993 к ним добавился самолет Бе-32, а его модернизированная версия Бе-32К появилась на МАКС-1995 и МАКС-1997. Начиная с 1999 года неизменным участником статической экспозиции и летной программы авиасалона в Жуковском стал самый совершенный в мире многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 и его модификации. На МАКС-2001 впервые с успехом демонстрировался легкий многоцелевой самолет-амфибия Бе-103. Демонстрационные полеты Бе-200ЧС на МАКС являются неизменным украшением летной программы авиасалона и важной частью программы продвижения этих уникальных машин на мировой рынок.

Отдаем дань памяти выдающемуся авиаконструктору Георгию Михайловичу Бериеву и ждем новых модификаций уникального самолета-амфибии Бе-200 на МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка