О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Малые аэропорты России: типовые проекты требуют уникальных решений

В этом году отмечается 100-летие российской гражданской авиации

В этом году отмечается 100-летие российской гражданской авиации. К концу 2023 года должна быть реконструирована инфраструктура 18 аэропортов, а в следующем году - еще 16. Примечательно, что 38 воздушных гаваней из 48, планируемых к модернизации до 2024 года, расположены в Дальневосточном федеральном округе. В то же время в проектной документации на строительство и реконструкцию аэропортов в отдаленных районах выявляются серьезные ошибки. Большая часть из них уже пополнила реестр типовых замечаний, созданный Главгосэкспертизой в целях оперативного анализа и автоматизации процессов экспертизы.

Как обеспечить долгую жизнь и успешную судьбу аэропортов в регионах России, и прежде всего там, куда "только самолетом можно долететь"? Оценками и комментариями по итогам рассмотрения новых и реконструируемых объектов инфраструктуры воздушного транспорта поделились эксперты Главгосэкспертизы России.

"Чтобы лучше видеть перспективу развития аэропорта, нужно больше работать с ретроспективой. Она дает объективный анализ интенсификации деятельности аэропорта и позволяет точнее прогнозировать этапы его развития. Исходной базой и ориентирами в расчетах также должны служить целевые индикаторы Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и прогнозы роста воздушных перевозок в региональном разрезе", - отметила Лариса Бондарь, главный эксперт проекта Службы ГЭП по объектам транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России.

В декабре 2022 года завершилась модернизация сразу четырех аэропортов в Якутии: Белая Гора, Депутатский, Хандыга, Сангар. Все объекты в разное время получили положительные заключения Главгосэкспертизы России. Это наиболее характерные примеры обустройства объектов малой авиации в отдаленных северных регионах. При минимальных расчетных значениях пропускной способности (от 35 пассч) якутские аэропорты несут огромную социальную нагрузку, обеспечивая порой безальтернативные транспортные связи населенных пунктов. Данные аэродромы относятся к классу Д (с длиной взлетно-посадочной полосы 1000 м), расчетный тип воздушных судов - Ан-74, Ан-140, Ан-24, "Bombardier" Q-300, "Bombardier" Q-400 и самолеты классом ниже.

"При строительстве малых аэропортов могут применяться типовые конструкции, но решения по фундаментам в каждом случае индивидуальны и зависят от сейсмических и геоклиматических условий конкретной местности. Например, в Якутии с учетом больших расстояний между населенными пунктами такая разница может быть существенной. Чем суровее климат - тем жестче требования к металлам, и тем дороже строительство в целом. Соответственно, стоимость устройства радиомаячных систем одного типа также может существенно отличаться в разных аэропортах одного региона", - рассказал Сергей Иванов, главный эксперт проекта Службы ГЭП по объектам культурного наследия и инженерно-технической инфраструктуры Главгосэкспертизы России. Он также подчеркнул, что в проектах модернизации малых северных аэропортов, рассмотренных за последнее время, применяется современное навигационное оборудование российского производства.

"В числе самых распространенных замечаний к проектам модернизации малых региональных аэропортов - недостаточно тщательная проработка задания на проектирование, особенно при выполнении этапов работ в условиях действующего авиапредприятия. Кроме того, проектные организации мало внимания уделяют вопросам проработки технико-экономического обоснования принимаемых решений", - говорит Андрей Федулов, главный специалист отдела локальных экспертиз по объектам транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России.

Например, во многих случаях не представлены обоснования решений по выбору места базирования подрядной организации, потребности в кадрах, а также основных машинах и механизмах. Зачастую отсутствуют обоснования перечня и основных характеристик машин и механизмов, намеченных к перебазировке морским транспортом, а также согласованные заказчиком ведомости источников получения и маршрута транспортировки основных строительных материалов и оборудования. "В условиях реализации проектов в удаленных регионах подобные нарушения считаются критическими", - подчеркнул Андрей Федулов.

Сегодня, по данным Росавиации, в Государственный реестр включено 229 аэродромов и пять вертодромов гражданской авиации. По всей России также действуют около 2430 посадочных площадок. 79 аэропортов выполняют международные полеты. Одним из последних статус международного получил аэропорт Норильска (Алыкель) на севере Красноярского края. Распоряжение об этом 28 января 2023 года подписал председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин....
Авторские права на данный материал принадлежат «ФАУ "Главгосэкспертиза России"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка