МАИ
27 февраля 2023, 10:31
Место для одного: сократят ли экипаж в самолетах
Авиакомпании хотят поскорее приблизить тот момент, когда экипаж самолета станет одночленным. О плюсах и минусах такого новшества рассказал руководитель лаборатории НЦМУ "Сверхзвук" Александр Ефремов
- Почему вообще возник вопрос замены двух пилотов на одного?
- Мы постепенно движемся к переходу к одночленному экипажу, работа в этом направлении сейчас ведется во всем мире. Всего два основных мотива: экономия средств и снижение вероятности авиационных происшествий из-за человеческого фактора: согласно статистике ИКАО примерно 75% авиационных происшествий связано именно с ним.
Помимо этого уменьшение состава пилотов на борту связано с компоновкой самолетов. Мы в МАИ и еще целый ряд организаций работаем над созданием нового концепта и проведением фундаментальных исследований по новому поколению сверхзвукового пассажирского самолета. Чтобы летать на сверхзвуковых скоростях, такой летательный аппарат должен иметь очень узкий фюзеляж. А значит, и два пилота в один ряд там не разместятся. Получается, нужно сажать либо одного, либо одного за другим.
- Как будет осуществляться переход с технической точки зрения? Ведь должны измениться наземная инфраструктура, передача информации, сама кабина пилота.
- Конечно, вопрос о том, как оставить в кабине одного человека, не увеличив на него нагрузку, и при этом грамотно распределить все функции, которые выполняют левый и правый пилоты - очень непростая задача. Особенно на взлете и посадке, где идет максимальное взаимодействие обоих членов экипажа.
В первую очередь, должно быть произведено много работы по средствам отображения информации. Необходимо, чтобы самолет легко пилотировался как при штатных, так и нештатных условиях.
Касательно взаимодействия с землей при нештатных ситуациях одной из современных тенденций является возможность передачи управления самолетом наземному экипажу. Это очень сложная и дорогая задача. И, безусловно, надежность всех систем должна быть на порядок выше.
- Про системы - очень интересный вопрос. Ведь все больше функций по управлению самолетом передается от человека к компьютеру. Какая работа сейчас ведется в этой области в МАИ?
- Сейчас мы очень интенсивно работаем над прогнозным дисплеем, который должен снизить влияние человеческого фактора, являющегося частой причиной авиапроисшествий. Он повысит точность пилотирования и значительно разгрузит летчика, которому не придется следить за десятком приборов.
Испытания дисплея в экстремальных условиях уже доказали его эффективность. По результатам такой способ представления информации позволяет повысить точность пилотирования примерно в 3-4 раза, спокойно справиться с атмосферным возмущением и совершить благополучную посадку.
- Насколько сложно посадить огромный самолет силами наземной службы?
- Это можно сделать, но есть ряд специфических проблем. Например, сигнал с земли на самолет может запаздывать до 1,5 секунд. Это немало, и в режиме ручного управления может привести к катастрофе. Мы работаем над тем, как компенсировать это разработкой определенных алгоритмов, но пока все работы находятся на научно-исследовательском уровне. Все эти новшества требуют многолетней доработки.
Когда, по вашему мнению, можно ожидать, что самолетом будет управлять один пилот?
- Это перспектива не двух-трех лет, а значительно более далекий горизонт. Я думаю, где-то лет 20. При этом препятствием к быстрому переходу является не только решение ряда упомянутых мной выше технических задач. Тут еще и психологический вопрос. Согласитесь ли вы сесть в самолет с одним пилотом? А совсем без пилота? Задайте себе этот вопрос.
Тем не менее, постепенно, по мере того, как будут совершенствоваться и внедряться автоматизация и интеллектуализация бортовых систем, этот психологический барьер будет снижаться....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114