О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

НИИАО: создатели бортового оборудования и космических тренажеров

24 февраля 1983 года был образован Научно-исследовательский институт авиационного оборудования - ведущая научно-производственная организация авиакосмической отрасли по исследованиям, опытно-конструкторским разработкам

24 февраля 1983 года был образован Научно-исследовательский институт авиационного оборудования - ведущая научно-производственная организация авиакосмической отрасли по исследованиям, опытно-конструкторским разработкам и созданию цифровых комплексов и систем бортового оборудования самолетов и вертолетов гражданской авиации, а также рабочих мест космонавтов пилотируемых космических аппаратов и тренажеров для их подготовки.
Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (НИИАО) был создан на базе филиала ЛИИ им. М.М. Громова и присоединенного к нему Специального опытно-конструкторского бюро (СОКБ) ЛИИ. Официально об этом было объявлено в приказе МАП № 99 от 24 февраля 1983 года, именно эту дату принято считать днем рождения института. Однако корни истории предприятия уходят в прошлое столетие, когда в 1932 году для проведения фундаментальных работ по созданию комплексов бортового оборудования летательных аппаратов в ЦАГИ был создан электротехнический отдел. В 1933 году отдел был преобразован в бригаду оборудования самолетов, а в 1942 году костяк специалистов этой бригады был переведен в комплекс № 4 бортового оборудования (БО) летательных аппаратов вновь образованного Летно-исследовательского института.

В 1959 году комплекс № 4 был преобразован в Филиал ЛИИ (ФЛИИ), выполняющий функции головного предприятия отрасли по бортовому оборудованию летательных аппаратов. Все навигационное, пилотажное и светотехническое оборудование, системы жизнеобеспечения, аппаратура радиосвязи и электрооборудование, устанавливаемое на пассажирских, транспортных и военных самолетах, разработанных в период 1959-1980 годов, создавалось с учетом рекомендаций ФЛИИ и проходило наземную и летную отработку на его лабораторных стендах и летающих лабораториях.

Вскоре на базе ФЛИИ была создана 47-я лаборатория для разработки систем управления и систем отображения информации для пульта пилота-космонавта. Специалистами лаборатории создано оборудование космического корабля "Восток-1". К осени 1960 года моделирующий стенд дополнен макетом спускаемого аппарата и превратился в стенд-тренажер для подготовки первой группы отряда космонавтов. В 1968 году на базе 47-й лаборатории создано СОКБ ЛИИ, которое стало головным предприятием по разработке оборудования рабочих мест космонавтов и тренажеров для их обучения. Впоследствии силами этого подразделения, вошедшего в 1983 году в состав НИИАО, были разработаны и изготовлены системы отображения информации и средства ручного управления для всех пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, от "Востока" до Международной космической станции, а также разработаны более 20 тренажеров для подготовки космонавтов.

В начале 1980-х годов в СССР наметилось существенное отставание технического и эксплуатационного уровня бортового оборудования пассажирских самолетов от уровня, достигнутого к тому времени за рубежом. Главным инициатором и организатором создания НИИАО стал министр авиационной промышленности Иван Степанович Силаев. На предприятие были возложены задачи формирования концепции развития следующего поколения комплексов БО летательных аппаратов; координации научных исследований в области авиационного БО, проводимых предприятиями и организациями отрасли и смежных министерств; разработки долгосрочных прогнозов развития комплексов и систем БО с учетом наземных средств управления воздушным движением, навигацией и посадкой; разработки рекомендаций по проектированию стендово-моделирующих комплексов для наземной отработки БО; выполнения в полном объеме задач в области пилотируемых космических аппаратов.

Решая поставленные задачи, коллектив НИИАО совместно с предприятиями авиационной, радиотехнической и радиоэлектронной промышленности в короткие сроки создал отечественные комплексы самолетного цифрового пилотажно-навигационного оборудования (КСЦПНО) и цифровые пилотажно-навигационные комплексы (ЦПНК) для самолетов нового поколения Ил-96-300, Ту-204 и Ил-114. Уже в феврале 1986 года в НИИАО была введена в эксплуатацию первая очередь уникального стендово-моделирующего комплекса с мощным вычислительным центром для наземной отработки КСЦПНО. Опыт эксплуатации новых комплексов подтвердил правильность концепции построения и научно-технических решений, принятых при создании КСЦПНО: по функциональным возможностям и основным техническим и эксплуатационным характеристикам они не уступали аналогичным решениям того времени на самолетах Airbus А310, Boeing 757 и Boeing 767.

Разработка и внедрение в эксплуатацию первого поколения отечественных цифровых пилотажно-навигационных комплексов подготовили работы по созданию следующего поколения авионики, которые начались в НИИАО в 1990 году. Комплексы авионики второго поколения соответствовали всем современным международным требованиям и были построены на принципах глубокой интеграции центральных вычислительных систем, применения полноцветных ЖК-экранов, интегрированной системы самолетовождения, интеллектуальных пультов управления и др. В институте продолжалась разработка третьего поколения комплексов авионики с использованием новейших решений в области электроники и информационных технологий. Разработанные в НИИАО комплексы и системы авионики эксплуатируются на самолетах Бе-200, Ил-114, Ил-112В, Ил-96-300 и других.

В 2009 году был создан Концерн "Авиаприборостроение", головным институтом которого стал НИИАО, с целью интеграции предприятий отрасли по системному проектированию и поставкам авиационных приборов и комплексов радиоэлектронного оборудования. В 2012 году объединение вошло в концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ, в составе госкорпорации Ростех).

В настоящее время институт участвует в создании комплексов БО для самолетов МС-21, SSJ-NEW, Бе-200Т, Ил-96-400М. В рамках гособоронзаказа ведутся работы по проектированию систем автоматического управления полетом и тягой легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Выполняются работы по модификации ЦПНК Ил-114 в части импортозамещения систем комплекса бортового радиоэлектронного оборудования ЦПНК-114М2, а также внедрения новых систем и функций на базе комплектующих изделий и систем интегрированной модульной авионики для самолета местных воздушных линий типа Ил-114-300. Важнейшим направлением деятельности НИИАО остаются проекты по космической тематике. В рамках Федеральной космической программы идут работы по модернизации систем отображения информации для транспортных пилотируемых и грузовых космических кораблей нового поколения, а также модернизации и разработке новых космических тренажеров для подготовки космонавтов в ЦПК им. Ю.А. Гагарина.

НИИАО - одно из градообразующих предприятий города Жуковского, которое неизменно принимает участие в работе авиасалонов МАКС, в последние годы - в составе объединенной экспозиции КРЭТ. Институт традиционно представляет на салоне свои новейшие разработки и достижения в области современных комплексов БРЭО. На МАКС-2021 НИИАО был вручен сертификат разработчика и изготовителя авиационного оборудования для российских воздушных судов, в том числе проходящих в настоящее время сертификацию.

Поздравляем коллектив НИИАО с 40-летним юбилеем и надеемся узнать о новых исследованиях и разработках предприятия на МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка