О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Основоположник авиационного материаловедения

25 февраля исполняется 135 лет со дня рождения выдающегося ученого, основоположника отечественного авиационного материаловедения, основателя ВИАМ, профессора Ивана Ивановича Сидорина

25 февраля исполняется 135 лет со дня рождения выдающегося ученого, основоположника отечественного авиационного материаловедения, основателя ВИАМ, профессора Ивана Ивановича Сидорина. Для него был характерен неизменный творческий поиск в самых передовых областях науки и техники, что приводило к оригинальным и важным результатам. Основатель научной школы, настойчивый и целеустремленный, всесторонне образованный, свободно владеющий несколькими иностранными языками - таким он остался в памяти его учеников и современников.

Близкий друг и соратник А.Н. Туполева, И.И. Сидорин стоял у истоков создания советской авиации, прежде всего нуждавшейся в материалах, из которых можно было бы строить самолеты. Как единственный специалист по авиационному материаловедению, в 1920 году он вошел в состав Научно-технического комитета при Главном управлении Военно-Воздушных Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Сидорин составил первые советские технические условия на все существующие к тому времени авиационные материалы.

В начале 1920-х годов назрел вопрос: из какого материала строить самолеты - из дерева или металла? На тот момент только немецкая фирма "Юнкерс" имела опыт создания цельнометаллических самолетов из дуралюминия. Проанализировав всю имеющуюся к тому времени литературу и патенты по алюминиевым сплавам, И.И. Сидорин пришел к выводу, что они наиболее подходят для авиастроения. В дальнейшем под его руководством на Кольчугинском металлургическом заводе было организовано производство полуфабрикатов из отечественного алюминия.

Из кольчугалюминия - "крылатого металла" - был построен первый цельнометаллический самолет, поднявшийся в небо 26 мая 1924 года, и впоследствии налажен выпуск металлических самолетов, на которых был поставлен не один мировой рекорд, а во время Великой Отечественной войны советские летчики громили фашистских захватчиков.

В 1925 году вышли в свет монографии И.И. Сидорина "Исследование кольчугалюминия" и "Исследование кольчугалюминиевых профилей", которые стали настольными книгами металловедов и конструкторов, работавших в авиации.

Ученик профессора Н.Е. Жуковского, сподвижник А.Н. Туполева, И.И. Сидорин принимал самое активное участие в создании Центрального аэрогидродинамического института. В 1925 году в ЦАГИ был организован отдел испытания авиационных материалов (ОИАМ), в составе которого уже к 1932 году имелось 14 лабораторий по всем важнейшим направлениям авиационного материаловедения.

К началу 30-х годов прошлого века стало ясно, что для создания авиационной техники необходимо применять специальные, учитывающие особенности ее эксплуатации материалы. С исключительной активностью и напором профессор И.И. Сидорин ставил перед руководством ВВС и правительством вопрос об объединении отделов материалов ЦАГИ и ЦИАМ в самостоятельный институт.

Учитывая особую важность и большой объем выполненных ОИАМ работ, 28 июня 1932 года приказом наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе в составе Главного управления авиационной промышленности был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ). И.И. Сидорин был назначен заместителем начальника института по научной части. Он сумел в сжатые сроки создать мощный и авторитетный коллектив, в довоенные и военные годы взявший на себя всю ответственность за качество металлургического производства и технологию переработки материалов в детали летательных аппаратов и их двигателей. Под его руководством были созданы новые литейные алюминиевые сплавы, высокопрочные сплавы и стали, разработаны первые методы неразрушающего контроля, впервые применены радиоактивные изотопы для контроля качества материалов и изделий, что послужило основой создания научного направления по радиационным методам контроля.

Наряду с работой в ЦАГИ и ВИАМ, Иван Иванович Сидорин занимался педагогической деятельностью в МВТУ им. Н.Э. Баумана. Именно он в 1924 году настоял на введении в программу обучения студентов-механиков новой дисциплины "Металловедение и термическая обработка" и стал первым лектором по этому курсу. В 1929 году Ученый совет МВТУ принял решение о создании кафедры "Металловедение" - первой кафедры по металловедению в мировой практике, руководство которой было поручено профессору И.И. Сидорину. Кафедра выпустила несколько сотен специалистов, лучших из которых Иван Иванович отбирал для работы в ВИАМ.

В 1938 году И.И. Сидорин был репрессирован. Однако даже в тяжелых условиях он продолжал работать не жалея сил. И когда в конце 1942 года назрела острая необходимость в создании двигателя для бомбардировщика дальнего радиуса действия (специалистов для этой работы выбирал лично Сталин), Сидорин был назначен главным металлургом завода № 45 (ныне - НПЦ газотурбостроения "Салют"), где за короткий срок был сконструирован и внедрен в производство мощный дизельный двигатель.

Иван Иванович Сидорин ушел из жизни в 1982 году в возрасте 95 лет.

Коллектив нашего института чтит и помнит Ивана Ивановича. Благодаря этому человеку сегодня, спустя 90 лет после своего основания, НИЦ "Курчатовский институт" - ВИАМ всемирно известен как материаловедческий центр, определяющий облик современной авиационной и космической техники....
Авторские права на данный материал принадлежат «ВИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка