О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

100 лет гражданской авиации. Как в Ульяновске готовили летные кадры

Продолжаем наше путешествие по страницам "Ульяновской авиационной энциклопедии"

Продолжаем наше путешествие по страницам "Ульяновской авиационной энциклопедии". В 1927 году в СССР было создано добровольное Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). Главной его задачей стало патриотическое воспитание своих членов и подготовку их к защите Родины.

Авиационная подготовка занимала особое место в работе общества. Страна строила свой воздушный флот, и ей нужны были летные кадры.

"Молодежь - на самолеты" - вот девиз 1930-х гг.

В 1931 г. Средневолжский краевой Совет Осоавиахим принял решение перевести из Самары в Ульяновск краевую школу летчиков.

Занятия курсантов в Ульяновской летной школе имени Молотова Средневолжского краевого Осоавиахим начались 15 октября 1931 г. Ее штаб и учебная часть разместились в здании на ул. Гимова, 1 (ныне музыкальное училище), общежитие - в доме № 3 (ныне областной Дворец бракосочетаний). Во дворе этих зданий находились гараж, вещевой, технический и продовольственные склады и три жилых дома для летно-технического состава школы.

Торжественное открытие школы состоялось на месте будущего аэродрома 18 ноября 1931 г. в присутствии общественности города, о чем сообщила 19 ноября 1931 г. газета "Пролетарский путь".

Аэродром расположился на территории современного Засвияжского района Ульяновска между Московским трактом и р. Свиягой. На северной его окраине со временем была оборудована стоянка для хранения самолетов, построены масловодогрейка, командно-диспетчерский пункт, в котором разместились метеостанция, парашютная, класс подготовки к полетам, кабинет для руководства школы, комната дежурного по аэродрому. Затем построили два ангара для хранения самолетов, артезианский колодец с водонапорной башней, ремонтные мастерские, на восточной окраине - склад горюче-смазочных материалов.

Учебные классы по подготовке авиатехников, мастерские по капитальному ремонту авиамоторов и самолетов были оборудованы в домах и технических помещениях на набережной Свияги, где в настоящее время находится автомеханический техникум. Был благоустроен летний лагерь курсантов.

Летное поле аэродрома имело вид эллипса, наибольшая ось которого была направлена с востока на запад и имела длину около 2 км. Подходы к аэродрому были открытыми. Аэродром представлял собой ровную поверхность, покрытую травой, и позволял производить взлет и посадку самолетов всех типов того времени.

Этот аэродром стал первым в Ульяновске с постоянной дислокацией на нем самолетов. Впоследствии на его территории были построены массив жилых домов по улице Полбина и проспекту 50 лет ВЛКСМ и кинотеатр "Свияга".

В распоряжении школы находились еще три аэродрома в селах Чердаклы, Белый Ключ, Солдатская Ташла. Ульяновский аэродром был базовым, а остальные - полевого типа.

Первый выпуск курсантов в школе состоялся в феврале 1932 г. На этом этапе велась подготовка пилотов на У-2.

Весной 1932 г. в Ульяновске был открыт Ульяновский I Всесоюзный авиационный техникум - учебное заведение Центрального Совета Осоавиахим СССР с двухгодичным сроком обучения. Он размещался в здании бывшего ремесленного училища Орлова-Давыдова (ныне здание Ульяновского автомеханического техникума, Набережная р. Свияги, 158).

Занятия в нем начались 15 апреля 1932 г. и велись по программе для младших авиатехников.

5 ноября 1933 г. приказом ЦС Осоавиахим СССР авиатехникум и Ульяновская летная школа были преобразованы в Ульяновскую объединенную школу пилотов и авиатехников Осоавиахим (УОШПА).

Комиссаром, а затем, после слияния с авиационным техникумом, начальником школы был военный летчик, участник Гражданской войны Георгий Иванович Константинов. Он руководил постройкой аэродрома, созданием самолетного парка, формированием преподавательского состава, оборудованием учебных кабинетов. В УОШПА была создана образцовая учебная база.

В разгар сталинских репрессий, 23 сентября 1937 г., Константинов был арестован в связи с делом о руководстве Осоавиахим. В воспоминаниях симбирянки Н. Храмцовой описано, как тащили начальника школы по лестнице при аресте. До с июня 1939 г. Константинов содержался под стражей. Был освобожден и 1 января 1941 г. призван в действующую армию Орджоникидзевским РВК г. Тбилиси (Грузия). Он служил в должности начальника штаба 145-й отдельной авиационной эскадрильи связи Закавказского фронта и умер от ран 25 февраля 1944 г. в госпитале Тбилиси. В апреле 1992 г. Г. И. Константинова реабилитировали (посмертно).

Начальником летной учебной части школы был Алексей Семенович Вотинцев. (1906 -1982 гг.). Грамотный специалист написал много методических статей в центральных журналах и издал совместно с преподавателем школы В. А. Ивановым учебное пособие "Авиационный мотор М-11" (1935 г.). Пособие неоднократно переиздавалось и было признано одним из лучших пособий по авиационному мотору. Учебное пособие для летных школ "Самолет У-2", в числе авторов которого был Вотинцев, в 1939 г. было признано лучшим по итогам Всесоюзного конкурса ЦК Осоавиахим СССР по написанию учебников, посвященным самолетам и авиационным двигателям.

А. С. Вотинцев - один из авторов книги об истории Ульяновской летной школы. В книге собраны очень интересные и ценные факты об истории создания, организации учебной деятельности школы и ее выпускниках.

В начале 1936 г. Г. И. Константинов обратился с ходатайством о разрешении школе иметь свой орган печати. Его поддержала редакция авиационного журнала "Самолет" Центрального Совета Союза Осоавиахим СССР, которая отметила "ценный с методической точки зрения преподавательский состав школы" и то, что ее инструкторы были активными авторами журнала. Первый номер газеты вышел в декабре 1936 г. Она была четырехполосная и выходила раз в неделю. Традиционными рубриками газеты были "Школьные новости", "Обменяемся опытом", "Авиационные новости".

Но вернемся в школе. Комплектование ее летного отделения проводилось за счет пилотов, прошедших первоначальное обучение в аэроклубах. Так 13 ноября 1933 г. в Ульяновск прибыли 80 курсантов из Центрального аэроклуба им. В. П. Чкалова (г. Москва). В школе они отрабатывали элементы полета на самолетах У-2, Ут-1 как летчики-инструкторы, способные обучать курсантов по программе КУЛП (курса учебно-летной подготовки) ВВС.

С 1936 г. окончившим курс инструкторов присваивалось звание "лейтенант запаса", авиатехников - звание "воентехник 2-го ранга запаса".

По особой программе велась подготовка инструкторов летчиков-парашютистов (25 прыжков с учебного и боевого самолетов, последние прыжки совершались, когда самолет выполнял элементы высшего пилотажа). После учебы эти курсанты направлялись на должности начальников парашютно-десантных войсковых соединений. К 1939 г. в школе обучалось на инструкторов-летчиков 174 человека, на авиатехников - 240 чел.

На отделениях инструкторов и авиатехников обучались и девушки.

1 февраля 1940 г. УОШПА была преобразована в Ульяновскую военную авиационную школу пилотов (УВАШП) и вела подготовку летчиков-истребителей на самолетах И-5, И-15 бис, И-16, а затем - летчиков-истребителей-штурмовиков на Ил-2.

По данным, которые приведены в "Ульяновской авиационной энциклопедии", 56 выпускников Ульяновской школы были удостоены звания Героя Советского Союза, один - звания Героя Социалистического Труда, один - звания Героя России. Среди воспитанников школы есть заслуженные военные летчики СССР, заслуженный пилот СССР, летчики-испытатели, мастера парашютного спорта, чемпионы мира по высшему пилотажу, авиационные судьи международного класса.

В 2012 г. к 80-летию образования Ульяновской объединенной школы пилотов и авиатехников в Засвияжском районе на месте бывшего аэродрома УОШПА был установлен памятник. Имена героев - выпускников школы занесены на памятную плиту на его постаменте.

Уже после выхода "Ульяновской авиационной энциклопедии" мне встретилось имя еще одного Героя Советского Союза, который обучался летному делу в Ульяновске. Летчик штурмовой авиации Бубликов Федор Борисович (1915 -1972) был удостоен высокого звания 2 августа 1944 г. Он прошел инструкторские курсы в УОШПА в 1935-1936 гг.

Уникальные материалы об Ульяновской объединенной школе пилотов и авиатехников собраны и хранятся в музее "Люди легенд" Новоульяновской СШ, создателем и руководителем которого является Елизавета Романовна Морозова.

Она предоставила авторам "Ульяновской авиационной энциклопедии" уникальные фотографии из фондов музея.

В "Ульяновской авиационной энциклопедии" вы можете прочитать о Елизавете Романовне Морозовой, о музее "Люди легенд", о героях - выпускниках УОШПА, о преподавателях школы и авиационных учебниках, подготовленных ими, о самолетах, на которых курсанты овладевали летным делом, об ульяновском аэроклубе и его отделениях в районах области....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ульяновская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка