О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

С земли в воздух: в России начнут серийно выпускать гражданские дроны

В РФ начнут серийно выпускать воздушные беспилотники - кабмин формирует госзаказ на них до 2030 года. Параметры госпрограммы планируется определить до апреля, президент должен утвердить ее в мае

В РФ начнут серийно выпускать воздушные беспилотники - кабмин формирует госзаказ на них до 2030 года. Параметры госпрограммы планируется определить до апреля, президент должен утвердить ее в мае. Спрос на дроны для нужд различных органов, служб и компаний уже сейчас оценивается в 100 тыс. экземпляров, сообщил источник "Известий", знакомый с ходом подготовки документа. При этом в ближайшие три года стране потребуется порядка 8 тыс. беспилотников, стоимость которых превысит 50 млрд рублей, уточнили в ГТЛК. Сейчас в России большими сериями гражданские дроны не выпускаются, а сертифицирован был только один образец - БАС-200 "Вертолетов России".

Спрос и предложения

Правительство готовит параметры госзаказа на гражданские воздушные беспилотники до 2030 года. Они должны быть сформированы до 1 апреля, сообщил "Известиям" источник, знакомый с подготовкой документа.

Сформировать такой госзаказ поручил президент РФ Владимир Путин в декабре 2022 года, говорится на сайте Кремля. Согласно тексту поручения, проект призван удовлетворить потребности в дронах у федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, госкомпаний и хозяйственных обществ с долей участия государства в капитале более 50%.

Спрос у этих структур предварительно оценивается в порядка 100 тыс. экземпляров беспилотных авиационных систем (БАС), рассказал источник, знакомый с подготовкой программы. Представитель Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая будет участвовать в проекте, оценил спрос только на ближайшие три года в 8 тыс. единиц.

- Согласно проведенному анализу рынка, мы оцениваем спрос на БПЛА, который станет основой формирования госзаказа, на ближайшие три года в объеме не менее 8 тыс. единиц беспилотников разных классов и типов для выполнения авиационных работ гражданского назначения. Их общая стоимость оценивается свыше 50 млрд рублей, - сообщил представитель ГТЛК.

В Минпромторге "Известиям" рассказали, что точные параметры госзаказа будут определены к апрелю, а предварительный спрос только на тяжелые беспилотники составляет более 1 тыс. единиц. Оценка же потребностей федеральных и региональных заказчиков говорит о потенциале кратного увеличения прогнозных объемов, в основном за счет легких и средних БАС.

- Для финансирования программы планируется использование средств заказчиков - госкорпораций и частных компаний, федеральных и региональных органов власти. Особое внимание будет уделено приоритизации стимулирования спроса на БАС и соответствующие услуги в рамках действующего портфеля поддержки, - сообщил "Известиям" замглавы ведомства Василий Осьмаков.

По его словам, в программе госзаказа планируется участие максимально широкого круга как разработчиков, так и производителей. В их числе "Геоскан", "Аэромакс", "Финко", "Птеро", ЛМТ, "Миль и Камов", "Радар ммс", "ВР-Технологии", "Аэроглоуб" и множество других компаний. Часть из них уже серийно выпускает такие системы, уточнил он.

В пресс-службе Минпромторга также отметили, что в ведомство поступали инициативы по использованию и средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В их использовании, в частности для создания производств тяжелых БАС, есть логика, уточнили в министерстве. Представитель ГТЛК добавил, что источники финансирования пока не определены, как и объемы необходимых инвестиций со стороны государства. Но господдержка будет оказана сразу по нескольким направлениям - стимулирование спроса на услуги с использованием БАС, поддержка производителей и компаний-эксплуатантов.

Инвестиции в проекты создания гражданских дронов потенциально могут быть предоставлены и корпорацией ВЭБ.РФ, сообщил "Известиям" ее представитель, при условии нормативного закрепления правил поддержки высокотехнологических компаний на уровне правительства, то есть после утверждения постановления правительства о "праве на риск".

В секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова рассказали "Известиям", что в течение ближайших двух недель планируется проанализировать информацию от профильных ведомств и обсудить ее с крупнейшими заказчиками со стороны бизнес-сообщества. Такой анализ, по словам представителя вице-премьера, станет отправной точкой для параметров разрабатываемого национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем.

- Планируется, что госзаказ на развитие беспилотников будет обновляться ежегодно - заказчики будут лучше понимать возможности БАС, и, соответственно, спрос будет увеличиваться, - сообщила представитель Андрея Белоусова.

Счет на тысячи

Гражданские беспилотники в России сегодня выпускают многие компании, но чаще всего это опытные или экспериментальные образцы, рассказал основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков. Для массового использования в коммерческой эксплуатации такие модели непригодны.

- Необходимо сначала наладить регулирование для легализации коммерческого применения БАС в РФ. Это даст смысл отрасли, рынку разворачивать серийное производство этих систем, - объясняет Андрей Патраков.

Пока же применение дронов в коммерции ограничено именно регуляторикой, добавляет он.

Но некоторые компании продвинулись в производстве БАС дальше остальных. Среди них эксперты рынка называют, например, частную петербургскую организацию "Геоскан", которая мелкосерийно производит несколько типов дронов и квадрокоптеров.

- Мы надеемся, что будем участвовать в исполнении госзаказа. Мы произвели и поставили уже 15 тыс. беспилотников за 10 лет существования компании, - сообщил "Известиям" ее владелец Алексей Семенов.

План поставок на этот год - около 5 тыс. дронов, добавил он. В основном эти аппараты предназначены для образовательных целей, различных шоу и аэрофотосъемки. Спрос на профессиональные БАС (не предназначенные для обычных пользователей) для нужд только сельского хозяйства оценивается в 50 тыс. штук, для мониторинга (над стройками, другими инфраструктурными объектами, для кадастровых работ) - порядка 10-20 тыс. штук, рассказал Алексей Семенов.

Кроме "Геоскана" гражданские беспилотники в РФ производят "Аэромакс" (принадлежит АФК "Системе", выпускает как грузовые вертолеты взлетной массой свыше 300 кг, так и легкую технику), компания "Транспорт будущего" (входит в ГК "ЭФКО"), концерн "Алмаз-Антей" (запустил серию прошлой осенью, до конца 2022 года планировалось выпустить тысячу БАС), ОАК, "Вертолеты России", "Агримакс.Аэро" и другие.

При этом в стране пока сертифицирована только одна модель - это БАС-200, беспилотник вертолетного типа, который может перевозить 50 кг груза и летать на расстояние до 430 км. Его разработчик и изготовитель - национальный центр вертолетостроения "Миль и Камов" холдинга "Вертолеты России". Легкие дроны до 30 кг не требуют сертификации, а только постановки на учет в Росавиации.

Планы участвовать в госзаказе "Известиям" подтвердили в "Аэромаксе", "Агримакс.Аэро", "Транспорте будущего" и "Вертолетах России". В последнем холдинге добавили, что сегодня готовятся запустить серийное производство БАС-200 на базе Кумертауского авиационного производственного предприятия (КумАПП) в Башкирии.

- Заказчиками наших дронов будут как централизованные компании-эксплуатанты, создаваемые сейчас с участием госструктур, так и подведомственные организации Минсельхоза и регионов, а также аграрные вузы, которым подобные комплексы необходимы для подготовки специалистов, - сообщил представитель производителя дронов-опрыскивателей "Агримакс.Аэро".

Сейчас беспилотники производятся под заказ собственной, внутренней службы эксплуатации этой компании и для других покупателей, уточнили в "Агримакс". Производить больше дронов "на склад" пока нет возможности из-за ограниченности доступа инновационных компаний к финансовым ресурсам, добавили там.

Гендиректор "Транспорта будущего" Юрий Козаренко отметил, что его компания ежемесячно производит по несколько образцов каждого типа (включая БАС 700 кг) для испытаний, тестирования и сертификации. Параллельно компания работает над созданием материальных активов для запуска серийного производства.

В ГТЛК видят на российском рынке около 10-12 ключевых производителей, которые уже создают дроны серийно в разных классах и сегментах. Еще не менее 10 компаний имеют серьезный потенциал, сообщили в компании.

Планы на взлет

О планах использовать беспилотники еще в 2016 году заявляла "Почта России". В 2018 году компания провела первый публичный тестовый запуск дрона в Улан-Удэ. Попытка оказалась неудачной: аппарат отклонился от курса вскоре после запуска, а затем врезался в трехэтажный дом. Но "Почта России" не отказалась от своих планов. Сейчас компания тестирует несколько систем в рамках своего экспериментального правового режима на Чукотке, Камчатке, в ЯНАО и ХМАО. Также компания "Консорциум БАС" (СП "Почты России" и SK Capital) планирует начать тесты тяжелых дронов для опыления сельхозугодий.

Но сама "Почта России" не собирается закупать беспилотники - это не предусмотрено действующей моделью развития проекта-маяка по беспилотной аэродоставке грузов, сообщил "Известиям" представитель компании. "Почта" выступит заказчиком услуги по доставке грузов дронами, добавил он.

Базовым же заказчиком самих дронов станет ГТЛК, сообщил представитель компании.

- Наша задача - консолидация спроса и формирование стабильного долгосрочного заказа на гражданские беспилотники для нужд российской экономики. Мы готовы взять на себя выполнение функций базового заказчика, обеспечить стимулирование производства и локализацию БАС, продвижение перспективных моделей на рынке, - сообщили "Известиям" в компании.

Вместе с тем ГТЛК через свою созданную в августе 2022 года "дочку" - компанию "БАС" - будет оказывать и услуги с использованием закупленных дронов, добавил представитель компании....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка