О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорт Алматы переживает крупнейшую трансформацию в истории

Перерождение аэропорта крупнейшего города страны идет полным ходом

Перерождение аэропорта крупнейшего города страны идет полным ходом. Когда люди смогут летать "по-новому", а главное, какова судьба жемчужины воздушной гавани - исторического здания, прежде выполнявшего функции Vip-терминала?

Личный рекорд

Встреча представителей руководящего состава Международного аэропорта Алматы с работниками средств массовой информации состоялась 28 февраля. Президент АО "Международный аэропорт Алматы" Эрсой Альп Эр Тунга провел презентацию по деятельности гавани, в которой раскрыл все актуальные вопросы, а также рассказал о работе компании TAV Airports Holding.

Напомним, турецкий холдинг приобрел аэропорт Алматы в 2020 году за 415 миллионов долларов. Несмотря на то, что сделка вызвала немало споров, для самой гавани и тех, кто постоянно летает, такую смену можно считать позитивной. Ведь кто как не турки знает толк в организации комфортного пространства и сервиса в этом отнюдь не только воздушном вопросе. Чего стоит некогда крупнейший аэропорт Турции имени Ататюрка, расположенный в Стамбуле, который раньше принимал 65-70 миллионов пассажиров в год. Это 150-200 тысяч человек ежедневно.

Для сравнения - комфортная загрузка алматинского порта составляет около трех миллионов человек. К слову, 2022 год стал рекордным для Международного аэропорта южной столицы, и в декабре прошлого года он встретил своего 7-миллионного пассажира. Это событие является историческим как для аэропорта, так и для города Алматы, ведь ранее таких показателей не было даже в самые лучшие, с точки зрения доступности авиаперелетов, годы. Это своего рода зеркало деятельности новой команды, ведь работа аэропорта заключается не только в приеме и отправке пассажиров. Здесь и транспортировка/транзит грузов, и привлечение новых авиакомпаний, и ряд других инициатив, которые ведут к притоку посещаемости.

Рекорд зафиксирован, но, как в своем выступлении заявил Эрсой, это еще не предел. В 2023 году ожидается увеличение пассажиропотока до восьми (!) миллионов человек. Заявка, несомненно, смелая, и есть все основания полагать, что она будет реализована. Правда, есть в покорении этих личных "эверестов" одно важное "но": в условиях устаревшей и откровенно отстающий от современных норм инфраструктуры говорить о комфорте пассажиров не приходится. Сама проектная мощность действующего аэропорта составляет 2,7 миллиона человек. Определенная работа по оптимизации пространства в порту ведется постоянно, однако до открытия нового терминала чем-то жертвовать все же придется.

Радует то, что в отличие от предыдущих владельцев, некоторые из которых оказались в бегах, TAV Airports внушает доверие. Компания является оператором 15 аэропортов в восьми странах мира - в их числе как долевое участие, так и полное владение. Холдинг работает на четырех континентах и в прошлом году обслужил более 280 миллионов пассажиров, в числе которых и "алматинские" 7,2 миллиона человек.

Как отметил спикер, прирост в послепандемийный период является отличным показателем не только в сравнении с прежними достижениями воздушной гавани, но и наряду со многими аэропортами мира.

Еще один предмет для гордости - это грузопоток, который также показывает положительную динамику. В 2022 году объем грузов, прошедших через порт Алматы, составил 90 тысяч тонн, а в этом году ожидается увеличение еще на четыре процента. Для сравнения - в допандемийный 2019 год этот показатель составил всего 69 тысяч тонн. Казалось бы, есть чем похвастаться. Но есть в этом вопросе и недовольные, о чем руководство скрывать не стало.

Терпеть осталось недолго

"В прошлом году мы получили много жалоб со стороны потребителей о высокой стоимости услуги по перевозке/хранению грузов. Однако, если сравнить цену на отправку грузов с другими аэропортами, расположенными в иных странах, они самые низкие в регионе", - отметил директор воздушной гавани.

В показанной таблице спикер приводит следующее сравнение по стоимости хранения за 10 единиц/1000 килограммов: в Бишкеке - 203 евро, Дубае - 382, Москве - 813, Амстердаме - 575, Стамбуле - 575 и, наконец, в Алматы хранение обходится в 143 евро. Цифры действительно разнятся, однако присутствует здесь и доля лукавства. Насколько корректно такое сравнение - вопрос спорный, ведь ни один из вышеперечисленных аэропортов несопоставим с алматинским ни по размеру, ни по объему грузои пассажиропотока. Да и географически к нашему региону отнести эти города крайне сложно. Исключением является только аэропорт в Бишкеке, который схож по критериям и, собственно, по стоимости услуг - тоже.

Как говорили выше, действующий аэропорт рассчитан на 2,7 миллиона человек, при этом реальное число пассажиров - в 2-2,5 раза больше. И это вопрос не только о вместительности так называемых залов ожидания. Аэропорт оборудован всего четырьмя телетрапами (рукава для погрузки пассажиров), в помощь которым курсируют специальные автобусы (шаттлы), число которых также ограничено. По заявлению представителей аэропорта ситуация должна значительно измениться в течение последующих шести месяцев.

Как отметил Эрсой Альп Эр Тунга, компания ведет постоянный мониторинг соцсетей, аккумулируя таким образом общественное мнение, что позволяет выявить наиболее острые и приоритетные вопросы. Для наглядности был приведен пример перемещения людей из терминала к самолету. О каких именно претензиях шла речь, не уточняли, но из личного опыта можно отметить недостаточное число автобусов для курсирования. Здесь ничего нового. Все, как в городе на рейсовом маршруте - в час пик людей много, а составов мало. Решается проблема просто - добавлением дополнительного автобуса, чтобы загрузку/выгрузку одного самолета обслуживали не два, а, скажем, три шаттла. Это и есть нестоящий сервис, к которому, собственно говоря, именно турки и приучили весь мир.

Если верить спикеру, то эту проблему решили. TAV Airports выделил около шести миллионов долларов на развитие инфраструктуры аэропорта, а также на покупку новых техники и оборудования, в том числе и на усовершенствование автобусного парка: сейчас курсируют семь автобусов, помимо этого еще три арендованы, также будут закуплены новые машины. Согласно планам аэропорта, в 2023 году число курсирующих шаттлов должно составить не менее 14, что сделает процесс перемещения из терминала к судну более комфортным.

В целом же характеристики нового еще пока строящегося терминала, который не исключит, а дополнит действующий, впечатляют. Общая площадь нового терминала составит 54 тысячи квадратных метров, при этом его мощность - семь миллионов пассажиров. Внутри будут установлены 40 стоек для регистрации, также запланированы 20 стоек для паспортного контроля на вылете и 32 - для прибывших пассажиров.

Сейчас завершено 45 процентов строительства, и, согласно планам, запуск нового терминала намечен уже на лето 2024 года. Всего же в проект по новому терминалу компания TAV Airports Holding инвестирует более 200 миллионов долларов.

Отдельное внимание на пресс-конференции было уделено теме переноса VIP-терминала, располагавшегося ранее в старом здании аэропорта. Этот вопрос вызвал большой общественный резонанс, однако найти концептуальное решение задачи все-таки удалось.

Компромисс

Историческое здание аэропорта построено в 40-х годах, то есть являлось одним из немногих сооружений, которые передавали дух прошлого. Понятно, что любая постройка того времени не отвечает современным требованиям комфорта, однако обладает другим важным качеством.

Миллионы туристов ежегодно перемещаются по миру, и при посещении любой страны их меньше всего интересуют стеклянные небоскребы. С гораздо большим интересом все ищут аутентичные архитектурные сооружения, которые дают возможность прикоснуться к прошлому, а оно у алматинского аэропорта очень и очень интересное.

Однако здесь справедливо отметить и другой факт. Кто был внутри VIP-терминала, знает, что от исторического там оставалось очень и очень мало. По информации пресс-службы аэропорта первая серьезная реставрация здания проведена еще в 1975 году. Позже, с 2000 по 2010 год, там проводили ремонт, в результате чего был утрачен первоначальный облик старого аэропорта. Другими словами, от исторического в этом здании оставались лишь общий вид снаружи и некоторые витражи.

После проведения общественных обсуждений и многочисленных исследований приняли решение о "переносе" здания VIP-терминала с сохранением отдельных его элементов.

"Мы пронумеровали каждую деталь и потом перенесли на новое место. Те, что не удалось сохранить, воссоздали на предприятии, с которым заранее заключили контракт. Мы воссоздавали их по 3D-макету, который сделали заранее, еще до сноса здания. В новом пространстве, когда все самолеты прилетают или вылетают, пассажиры будут видеть историческое здание во время взлета и посадки. Каждый элемент, который имеет историческое и культурное значение, переносится аккуратно в новое здание VIP-терминала. Все это делается согласно с правилами, законами и культурой после тщательного согласования, проведения общественных слушаний. Мы получили все разрешительные документы", - сказал Эрсой Альп Эр Тунга.

Де-факто сейчас возводится копия старого здания, в которое будут интегрированы элементы старого. Новая локация VIP-терминала расположена в 420 метрах юго-восточнее по улице Ахметова. Строительство нового VIP-а планируют завершить летом 2023 года. На прежнем месте возведут трехэтажное здание нового терминала, которое и будет отвечать всем современным требованиям по авиаперевозке пассажиров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец - Казахстан». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка