О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Китай продолжает разработку нового боевого вертолета

В настоящее время Народно-освободительная армия Китая располагает достаточно крупным парком боевых вертолетов

В настоящее время Народно-освободительная армия Китая располагает достаточно крупным парком боевых вертолетов. Кроме того, ведутся работы по созданию новой винтокрылой машины ударного назначения. В этом проекте планируют использовать современные и перспективные решения, благодаря которым вертолет сможет продолжать службу и оставаться актуальным в течение нескольких следующих десятилетий.

Новый проект

В первых числах марта китайская телекомпания CCTV взяла интервью у главного конструктора вертолета Z-10, ныне политического советника Компартии Китая, Ву Симина. Он рассказал об основных направлениях развития вертолетной отрасли, а также упомянул разработку нового проекта в военной сфере.

Ву Симин сообщил, что промышленность уже разрабатывает перспективный вертолет для НОАК. Не исключается возможность ускорения этих работ, и для этого планируют приложить все усилия. При этом будет использоваться методика разработки техники, созданная ранее. Она предусматривает несколько этапов создания проекта - исследование нового поколения техники, предварительное изучение поколения, а также его проектирование и производство. Одновременно в разработке может быть несколько проектов.

Представитель CAIC также отметил специфику первых стадий создания проектов. По его словам, не следует просто перенимать и применять иностранные идеи из области вертолетостроения. Нужно брать в развитие только то, что подходит Китаю. Одновременно с этим нужно сделать правильные оценки и найти пути развития, чтобы созданные наработки оставались актуальными в течение следующих 20-30 лет.

К сожалению, Ву Симин и CCTV не стали раскрывать технические подробности разрабатываемого проекта. Пока известно только о самом факте проведения работ. Каким будет новый вертолет, и когда НОАК получит его, не сообщается.

По известным данным

Следует напомнить, что китайская промышленность уже не впервые рассказывает о разработке перспективного боевого вертолета для НОАК. По известным данным, корпорация CAIC и институт China Helicopter Research and Development Institute с 2019 г. в инициативном порядке занимаются таким проектом, и к настоящему времени он прошел ряд первых стадий.

Так, в апреле 2022 г. сообщили, что проект успешно дошел до этапа летных испытаний. Основные решения проекта были реализованы в виде макетного образца, который к тому времени совершил свой первый полет. После отработки при помощи такой летающей лаборатории новые идеи получат развитие и лягут в основу полноценного проекта боевого вертолета.

По данным китайской прессы, новый вертолет должен существенно отличаться от существующих образцов. Применяются новые компоновочные решения, изменена аэродинамика и т.д. За счет этого удастся улучшить летно-технические характеристики, повысить массу и грузоподъемность, а также снизить заметность.

К сожалению, какие-либо материалы по проекту CAIC и CHRDI пока не публиковались. Его разработка уже дошла до той стадии, когда можно рассказывать о проводимых работах, но технические подробности пока не разглашаются. Возможно, продолжение работ и достигнутые успехи позволят в обозримом будущем раскрыть хотя бы основные особенности проекта.

Предполагаемый облик

Несмотря на отсутствие официальных данных, можно попробовать угадать облик перспективного проекта от CAIG. В основу такого прогноза лягут как известные сведения о других вертолетах, в т.ч. иностранных, так и любопытные намеки от китайской промышленности.

Очевидно, что разработка нового вертолетного ударного комплекса для НОАК разделяется на три основных направления. Создается непосредственно платформа в виде вертолета, а также комплекс радиоэлектронного оснащения и набор вооружений для нее. С электроникой и оружием в целом все понятно - будут разработаны новые РЛС, ОЛС, СУО, ракеты и т.д. с повышенными техническими характеристиками. В случае с платформой, однако, ясность пока отсутствует.

В интервью для CCTV Ву Симин упомянул возможность заимствования иностранных наработок, но только с учетом собственных потребностей. Это может быть намеком на некоторые особенности перспективного проекта. Вполне возможно, что будущий боевой вертолет создается с оглядкой на передовые иностранные разработки.

Так, "источником вдохновения" может быть американская программа FVL, целью которой является создание нескольких вертолетов с повышенными летно-техническими характеристиками. При этом следует вспомнить, что в прошлом году в качестве одного из гипотетических преимуществ нового китайского вертолета упоминалась именно повышенная скорость полета.

Американские проекты серии FVL решают задачу повышения летных характеристик несколькими способами. Предлагаются вертолеты с дополнительными толкающими винтами и полноценные конвертопланы с поворотными винтомоторными группами. Обе архитектуры имеют свои преимущества, но по совокупности параметров лучше выглядит скоростной вертолет с дополнительным винтом. Вероятно, по тому же пути пошли и китайские вертолетостроители.

Требуемый уровень

Если CAIC действительно создает новый вертолет для замены существующих Z-10 и Z-19, то можно представить требуемый для него уровень тактико-технических и боевых характеристик. По всем параметрам эта машина должна превосходить имеющиеся - иначе замена попросту не имеет смысла.

Будущий Z-10 разрабатывался корпорацией CAIC в девяностых и двухтысячных годах, причем на ранних этапах большая роль в проекте возлагалась на российскую фирму "Камов". Z-19 создавали уже в двухтысячных на основе вертолета Z-9 - лицензионной копии европейского Eurocopter Dophin. Несмотря на большую разницу в сроках разработки, оба вертолета были приняты на вооружение НОАК в 2012 г. К настоящему времени армия получила не менее 180-190 машин каждого типа.

Z-10 крупнее и тяжелее Z-19 - его максимальная взлетная масса достигает 7 т. Он оснащен двумя турбовальными двигателями WZ-9 мощностью по 1250 л.с., с помощью которых может развивать скорость до 270 км/ч. Дальность полета - 800 км. Z-19 во взлетной конфигурации весит не более 4,25 т и использует двигатели WZ-8 мощностью 940 л.с. При этом по летным характеристикам он похож на Z-10.

Оба вертолета управляются парой летчиков, работающих в кабинах тандемной компоновки. В зависимости от модификации, Z-10 и Z-19 оснащаются радиолокационными и оптико-электронными станциями, цифровой системой управления вооружением, средствами радиоэлектронной борьбы и т.д.

Z-10 несет встроенную артиллерийскую установку с 23-мм автоматической пушкой. На крыле имеются четыре точки подвески на 1,5 т нагрузки. Вертолет может нести неуправляемые ракеты калибра до 90 мм, а также различное вооружение "воздух-земля". Прежде всего, это управляемые ракеты с лазерным или радиолокационным наведением. Z-19 не имеет пушки, и отличается меньшей грузоподъемность. Он так же оснащен четырьмя точками подвески и использует ту же номенклатуру ракет.

Таким образом, перспективный вертолет, разрабатываемый для будущей замены Z-10 и Z-19, должен развивать скорость не менее 270-280 км и иметь дальность более 800 км. Также от него требуется возможность нести и применять управляемое и неуправляемое вооружение общей массой не менее 1,5 т. В боекомплект должны будут войти как нынешние, так и перспективные вооружения, в т.ч. с повышенной дальностью, точностью и могуществом.

Задел на будущее

Из новостей последнего времени следует, что китайская авиационная промышленность продолжает разработку нового боевого вертолета для НОАК. К настоящему времени проект прошел первые стадии, и о нем уже можно говорить открыто, хотя основная часть сведений пока не подлежит публикации.

Учитывая обычаи и привычки китайской оборонной промышленности, можно предполагать, что разработка перспективного вертолета успешно продвигается вперед. Уже в течение нескольких следующих лет она может завершиться с желаемым результатом. Возможно, по мере продолжения работ будут те или иные утечки информации или случайные снимки, но официально вертолет покажут только когда он будет полностью готов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка