О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Русский витязь": начало эры многомоторных тяжелых самолетов

110 лет назад, 15 марта 1913 года состоялся первый полет двухмоторной версии самолета "Русский витязь" конструкции Игоря Сикорского

110 лет назад, 15 марта 1913 года состоялся первый полет двухмоторной версии самолета "Русский витязь" конструкции Игоря Сикорского. С этой машины началась эра тяжелых многомоторных самолетов. Дальние наследники первого летающего гиганта представлены на авиасалоне МАКС: это широкофюзеляжные пассажирские лайнеры, тяжелые бомбардировщики и самолеты транспортной авиации.

Разработка опытного многомоторного самолета началась зимой 1912-1913 годов на Русско-Балтийском вагонном заводе в Санкт-Петербурге. Руководил проектом молодой Игорь Сикорский - будущему великому авиаконструктору было всего 23 года. К идее создания многомоторного самолета И. Сикорского подтолкнул случай, когда он едва не погиб из-за того, что во время полета мотор его самолета вышел из строя. По замыслу, новый самолет представлял собой полностью деревянный четырехдвигательный биплан с закрытой кабиной и максимальной взлетной массой свыше четырех тонн, что в четыре раза превышало массу самого большого самолета, существовавшего на тот момент в мире. Самолет должны были поднять в воздух немецкие двигатели "Аргус" мощностью в 100 л.с. Габариты и вес будущего гиганта, поначалу получившего название "Гранд", вызывали скепсис многих экспертов: считалось, что такой тяжелый самолет не сможет оторваться от земли; что многомоторная силовая установка в случае отказа одного из двигателей сделает самолет неуправляемым; что закрытая кабина лишит пилота возможности чувствовать силу и направление воздушного потока.

Выкатка "Гранда" состоялась на Комендантском аэродроме 04 марта 1913 года. Самолет поражал не только своими размерами, но и смелостью и новизной конструкторских решений. Размах верхнего крыла составлял 27 м, нижнего - 20 м, общая площадь крыльев составляла 125 кв.м. В носовой части фюзеляжа располагался открытый балкон, за которым возвышалась закрытая остекленная кабина длиной 5,75 м и высотой 1,85 м. В кабине размещались два сиденья летчиков, за ними - стеклянная перегородка с дверью в пассажирский салон, позади которого находились умывальник и туалет. Боковые выходы из кабины вели к нижним крыльям, обеспечивая доступ к двигателям.

Для начала И. Сикорский решил опробовать машину в двухдвигательном варианте. 15 марта 1913 года он совершил несколько пробежек и маленький подлет, который дал надежду на дальнейшие успешные испытания. Тренажеров еще не существовало, и И. Сикорский, будучи к тому времени уже опытным пилотом, много времени провел в кабине на пилотском кресле, мысленно "проигрывая" первый полет по кругу, еще и еще раз повторяя свои действия в случае возможных отказов. Он старался довести свои действия до автоматизма, бросая короткие точные взгляды на приборы, чтобы не тратить в воздухе время на их поиск. 27 апреля он вновь выполнил подлет. Машина вела себя послушно, и И. Сикорский принял решение совершить первый полет по кругу. Полет прошел успешно: набрав 100 м, самолет выполнил первый разворот, затем второй, уверенно прошел над ангарами в горизонтальном полете со скоростью 80 км/ч, хорошо слушаясь рулей. На посадке "Гранд" тоже послушен - пробежав 150 м, он остановился. Это был настоящий триумф: летающий гигант доказал свое право на существование.

Тем не менее, первый полет показал, что мощности двух двигателей для самолета недостаточно. Следующим шагом стала установка дополнительных двигателей, сначала - тандемно к уже стоящим. Первый полет самолета в четырехдвигательном варианте состоялся 6 мая 1913 года. Машина стала заметно мощнее, легко набирала высоту, была устойчива и управляема. Вертикальное оперение обеспечивало путевую устойчивость и давало запас управляемости даже при отказе двух двигателей с одной стороны. Тогда И. Сикорский принял решение отказаться от тандемной схемы и разместить двигатели на крыле в ряд, что должно было улучшить летные качества самолета: при тандемной схеме задний винт, находясь в потоке от переднего, работал с меньшим КПД.

Первый полет "Гранда" с рядным размещением двигателей состоялся 23 июня 1913 года. Перестановка существенно улучшила взлетные характеристики и дала прибавку в скорости и скороподъемности. Вскоре самолет получил новое имя - "Русский витязь". 2 августа 1913 года И. Сикорский установил на нем мировой рекорд продолжительности полета - 1 час 54 минуты. Всего самолет выполнил 53 полета с общим налетом 11 часов и навсегда вошел в историю мирового самолетостроения: Игорю Сикорскому впервые в мире удалось создать успешно летающий многомоторный самолет, разрушив миф о том, что при отказе одного из двигателей разворачивающий момент сделает самолет неуправляемым.

"Русский витязь" дал огромный объем информации для постройки более совершенной машины - знаменитого четырехмоторного "Ильи Муромца". Новый самолет был готов уже в декабре 1913 года. По сравнению с предшественником, он "потяжелел" почти до пяти тонн, размах крыльев вырос до 31 м, он имел вдвое большие нагрузку и максимальную высоту полета. Первый полет "Илья Муромца" состоялся 23 декабря 1913 года. В июне 1914 года И. Сикорский оснастил второй экземпляр самолета более мощными двигателями и совершил на нем перелет длиной 1100 км по маршруту Санкт-Петербург - Киев. Это была очередная победа, открывающая новые возможности для самолетов тяжелого класса. В годы Первой мировой войны из "Муромцев" было сформировано первое соединение стратегической авиации, которое эффективно использовались в качестве тяжелых бомбардировщиков и дальних разведчиков. Всего было построено 85 самолетов шести основных типов, при этом каждый тип имел ряд модификаций.

Исторически спектр задач, выполняемых тяжелой транспортной авиацией, был связан с интересами армии, однако на практике военно-транспортные самолеты выпускались и в гражданских версиях для решения народно-хозяйственных задач, выполнения гуманитарных миссий и пр. В годы Великой Отечественной войны примерно треть от общего числа вылетов пришлась на высадку десантов, снабжение воинских подразделений продовольствием, вооружением и боеприпасами. После войны парк военно-транспортной авиации (ВТА) пополнился самолетами Ил-12, Ил-14, Ан-8, Ан-12, Ан-22 и Ан-26. С 1974 года на вооружение ВТА стали поступать средние военно-транспортные Ил-76 в различных модификациях, начиная с 1987 году к ним добавились тяжелые Ан-124 "Руслан". В 2012-2013 годах была запущена программа переоснащения ВТА, включающая как ремонт стоящего на вооружении авиапарка, так и поставку новых машин, в частности глубоко модернизированной версии Ил-76МД-90А.

Дальние потомки "Русского витязя" и "Ильи Муромца" - современные многодвигательные гиганты пассажирской, транспортной и стратегической авиации России - традиционно представлены на авиасалоне МАКС. Пассажирские дальнемагистральные самолеты Ил-96-300 и Ил-96М, тяжелый транспортный Ил-96-400Т, новый транспортник Ил-76МД-90А и топливозаправщик Ил-78М-90А в разные годы встречали посетителей на статической стоянке салона и принимали участие в его летной программе. Начиная с "Мосаэрошоу-92" и первого МАКС-1993 участниками авиасалона в Жуковском являются знаменитые туполевские "стратеги" - четырехдвигательные гиганты Ту-95МС и Ту-160. Символично, что один из "именных" самолетов Ту-160 носит сегодня имя своего дальнего предшественника "Ильи Муромца"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка