О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вакансии для авиадвигателя

Мы уже рассказывали, как авиационные двигатели применяются в теплоэнергетике, но это не единственная "земная" ипостась силовых установок

Мы уже рассказывали, как авиационные двигатели применяются в теплоэнергетике, но это не единственная "земная" ипостась силовых установок. Существует целый ряд как экспериментальных, так и серийных разработок, где была задействована мощь авиадвигателей. С их помощью очищают от наледи аэродромы, обеззараживают военную технику, тушат пожары. О самых необычных способах применения авиадвигателей читайте в нашем материале.

Летящий по рельсам

Поезда с приводом от авиационного двигателя пытались создать еще в поршневую эпоху. В 1920 году русский инженер Абаковский разгонял свой аэровагон до 140 км/ч, что в итоге привело к аварии и гибели создателя поезда и пассажиров. А немецкий "рельсовый цеппелин" с воздушным винтом стал в 1931 году рекордсменом скорости на рельсах, достигнув 230 км/ч. Впрочем, все это были единичные случаи, не приведшие к массовому производству - вагоны с винтом невозможно было собрать в состав.

В СССР к идее вернулись в 1960-е при разработке высокоскоростной линии между Ленинградом и Москвой. Основным инструментом для исследований поведения системы "рельс-колесо" на больших скоростях был выбран скоростной вагон-лаборатория. Собрали его на базе серийного головного вагона электропоезда ЭР22. За высокие скорости сначала должен был отвечать первый советский турбореактивный двигатель РД-45 от истребителя МиГ-15, но он оказался слишком тяжелым. В итоге выбор пал на более современные силовые установки АИ-25 от только что выпущенного пассажирского самолета Як-40. Доработкой и установкой двигателя на вагон-лабораторию занимались специалисты КБ А.С. Яковлева. Также на вагон были установлены дополнительные аэродинамические элементы, баки на шесть тонн керосина и усиленные тормоза, чтобы удерживать вагон на месте, когда мощные двигатели уже запущены.

Первый пуск диковинной машины состоялся в 1970 году, затем были испытания на максимально продолжительных прямых участках подмосковных железных дорог. В 1972 году вагон-лаборатория достиг предельной скорости в 249 км/ч. К 1975 году программа испытания была полностью закончена. Опыты доказали, что скоростные поезда могут оставаться устойчивыми на скоростях до 360 км/ч, а результаты исследований легли в основу разработки советских скоростных поездов "Русская тройка" (РТ200) и ЭР200. Сам же удивительный самолет-вагон занял свое место в качестве памятника в тверском Сквере вагоностроителей.

Огнеборец для сложных случаев

Как еще можно использовать реактивную мощь авиадвигателя? Например, распылять жидкость, но не для того, чтобы поливать растения - таким напором может снести даже дерево, а для тушения пожаров повышенной сложности. К таким пожарам, безусловно, относятся загоревшиеся газовые и нефтяные фонтаны. Потушить такой пожар нужно как можно быстрее, ведь в буквальном смысле в огне каждую секунду сгорают огромные суммы. И здесь на помощь приходят авиадвигатели.

Первой в мире машиной газоводяного тушения считается модель АГВТ-100, созданная в СССР в 1960-е годы. В качестве огнетушителя на ней использовался выработавший ресурс турбореактивный двигатель ВК-1 от истребителей МиГ-15. Впоследствии мелкими сериями выпускались автомобили с двигателями РД-9Ф, Р11В-300, Д-20.

Суть работы такой машины заключается в том, что вода, подаваемая из нескольких водяных лафетных стволов, смешивается с отработавшими газами на выходе из двигателя и распыляется на очаг пожара на расстоянии в десятки метров. Нужно сказать, что, в отличие от обычных пожарных устройств, турбореактивные установки дороги в эксплуатации, поэтому идут в дело только в самых сложных случаях.

"Горыныч" на взлетной полосе

Отработавшие свой срок в небе двигатели помогают не только пожарным, но и остаются поближе к авиации - служат в наземных службах аэродромов. В качестве рабочего элемента авиадвигатель устанавливается на газоструйные тепловые машины, работа которых - быстро и качественно очистить взлетно-посадочную полосу от снега, льда и грязи.

Сильнейшая струя раскаленных газов вмиг справляется не только со льдом в любую погоду, но и может высушить бетонное покрытие от влаги, если случился дождь и предполагаются морозы. Понятно, что это удовольствие не из дешевых - двигатель "прожорлив", поэтому каждая тепловая машина оснащается вместительным баком.

В качестве "реактивного фена" используются те же двигатели ВК-1 или установки Р-25-300 от истребителей МиГ-21. Основой может служить трактор или грузовое шасси. Несмотря на разнообразие моделей, в народе все газоструйные тепловые машины получили прозвище "Горыныч".

Турбореактивный санитар

Еще одно нетривиальное применение авиадвигатели, в основном те же ВК-1, нашли в Войсках радиационной, химической и биологической защиты. Здесь авиадвигатель работает как сверхмощный дезинфектор, который может быстро сдуть и смыть с большой поверхности разнообразные вредные вещества, применяющиеся в ходе боевых действий.

В модели ТМС-65, выпускаемой с 1960-х годов, двигатель устанавливается на грузовое шасси Урал-375 с поворотным элементом. Очищать с помощью таких тепловых пушек можно военную технику, небольшие здания, дороги, взлетно-посадочные полосы и другие важные объекты. Еще одной дополнительной функцией может быть постановка дымовых завес, маскирующих технику, в ходе боевых действий. В этих случаях в распыляемую жидкость вводятся добавки, в том числе мазут, и горячий выхлоп превращается в густое облако....
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка