Госкорпорация Ростех
12 апреля 2023, 13:36
Вакансии для авиадвигателя
Мы уже рассказывали, как авиационные двигатели применяются в теплоэнергетике, но это не единственная "земная" ипостась силовых установок
Летящий по рельсам
Поезда с приводом от авиационного двигателя пытались создать еще в поршневую эпоху. В 1920 году русский инженер Абаковский разгонял свой аэровагон до 140 км/ч, что в итоге привело к аварии и гибели создателя поезда и пассажиров. А немецкий "рельсовый цеппелин" с воздушным винтом стал в 1931 году рекордсменом скорости на рельсах, достигнув 230 км/ч. Впрочем, все это были единичные случаи, не приведшие к массовому производству - вагоны с винтом невозможно было собрать в состав.
В СССР к идее вернулись в 1960-е при разработке высокоскоростной линии между Ленинградом и Москвой. Основным инструментом для исследований поведения системы "рельс-колесо" на больших скоростях был выбран скоростной вагон-лаборатория. Собрали его на базе серийного головного вагона электропоезда ЭР22. За высокие скорости сначала должен был отвечать первый советский турбореактивный двигатель РД-45 от истребителя МиГ-15, но он оказался слишком тяжелым. В итоге выбор пал на более современные силовые установки АИ-25 от только что выпущенного пассажирского самолета Як-40. Доработкой и установкой двигателя на вагон-лабораторию занимались специалисты КБ А.С. Яковлева. Также на вагон были установлены дополнительные аэродинамические элементы, баки на шесть тонн керосина и усиленные тормоза, чтобы удерживать вагон на месте, когда мощные двигатели уже запущены.
Первый пуск диковинной машины состоялся в 1970 году, затем были испытания на максимально продолжительных прямых участках подмосковных железных дорог. В 1972 году вагон-лаборатория достиг предельной скорости в 249 км/ч. К 1975 году программа испытания была полностью закончена. Опыты доказали, что скоростные поезда могут оставаться устойчивыми на скоростях до 360 км/ч, а результаты исследований легли в основу разработки советских скоростных поездов "Русская тройка" (РТ200) и ЭР200. Сам же удивительный самолет-вагон занял свое место в качестве памятника в тверском Сквере вагоностроителей.
Огнеборец для сложных случаев
Как еще можно использовать реактивную мощь авиадвигателя? Например, распылять жидкость, но не для того, чтобы поливать растения - таким напором может снести даже дерево, а для тушения пожаров повышенной сложности. К таким пожарам, безусловно, относятся загоревшиеся газовые и нефтяные фонтаны. Потушить такой пожар нужно как можно быстрее, ведь в буквальном смысле в огне каждую секунду сгорают огромные суммы. И здесь на помощь приходят авиадвигатели.
Первой в мире машиной газоводяного тушения считается модель АГВТ-100, созданная в СССР в 1960-е годы. В качестве огнетушителя на ней использовался выработавший ресурс турбореактивный двигатель ВК-1 от истребителей МиГ-15. Впоследствии мелкими сериями выпускались автомобили с двигателями РД-9Ф, Р11В-300, Д-20.
Суть работы такой машины заключается в том, что вода, подаваемая из нескольких водяных лафетных стволов, смешивается с отработавшими газами на выходе из двигателя и распыляется на очаг пожара на расстоянии в десятки метров. Нужно сказать, что, в отличие от обычных пожарных устройств, турбореактивные установки дороги в эксплуатации, поэтому идут в дело только в самых сложных случаях.
"Горыныч" на взлетной полосе
Отработавшие свой срок в небе двигатели помогают не только пожарным, но и остаются поближе к авиации - служат в наземных службах аэродромов. В качестве рабочего элемента авиадвигатель устанавливается на газоструйные тепловые машины, работа которых - быстро и качественно очистить взлетно-посадочную полосу от снега, льда и грязи.
Сильнейшая струя раскаленных газов вмиг справляется не только со льдом в любую погоду, но и может высушить бетонное покрытие от влаги, если случился дождь и предполагаются морозы. Понятно, что это удовольствие не из дешевых - двигатель "прожорлив", поэтому каждая тепловая машина оснащается вместительным баком.
В качестве "реактивного фена" используются те же двигатели ВК-1 или установки Р-25-300 от истребителей МиГ-21. Основой может служить трактор или грузовое шасси. Несмотря на разнообразие моделей, в народе все газоструйные тепловые машины получили прозвище "Горыныч".
Турбореактивный санитар
Еще одно нетривиальное применение авиадвигатели, в основном те же ВК-1, нашли в Войсках радиационной, химической и биологической защиты. Здесь авиадвигатель работает как сверхмощный дезинфектор, который может быстро сдуть и смыть с большой поверхности разнообразные вредные вещества, применяющиеся в ходе боевых действий.
В модели ТМС-65, выпускаемой с 1960-х годов, двигатель устанавливается на грузовое шасси Урал-375 с поворотным элементом. Очищать с помощью таких тепловых пушек можно военную технику, небольшие здания, дороги, взлетно-посадочные полосы и другие важные объекты. Еще одной дополнительной функцией может быть постановка дымовых завес, маскирующих технику, в ходе боевых действий. В этих случаях в распыляемую жидкость вводятся добавки, в том числе мазут, и горячий выхлоп превращается в густое облако....
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции