Известия
27 сентября 2023, 07:05
Вылететь из сумрака: "Аэрофлот" вывел из иностранных реестров 45% парка
В сентябре "Аэрофлот" вывел из Бермудского реестра еще 18 самолетов группы, доведя их общее количество до 120 бортов
Выход из тени
Крупнейшая российская авиагруппа "Аэрофлот" в сентябре дерегистрировала из иностранных реестров еще 18 своих самолетов, следует из актуальных данных реестра Бермудских островов (BCAA), с которыми ознакомились "Известия".
Всего на текущий момент дерегистрировано 120 воздушных судов иностранного производства, подтвердил "Известиям" представитель авиакомпании. В их числе самолеты типа Boeing 737 (55 штук), Boeing 777 (22), Airbus A319 (15), Airbus A330 (11), Airbus А320 (9), Airbus А321 (5) и Airbus А350 (3).
Причем из 18 дебермудизированных бортов только 11 ранее принадлежали структурам ирландского лизингодателя Aercap, убедились "Известия". "Аэрофлот" объявлял о завершении переоформления 18 бортов этого лессора в российскую собственность.
Среди недавно выведенных из реестра BCAA также фигурируют три Airbus A350 - два из них принадлежат дочерней структуре Государственной транспортной лизинговой компании Aurum Leasing (совместное предприятие GTLK Middle East и Trecastle Global Investments), еще один - японскому лессору SMBC Aviation Capital, следует из данных Flightradar. Принадлежность двух А350 компании Aurum Leasing "Известиям" подтвердил источник на отечественном лизинговом рынке.
При этом в конце мая 2023-го Высокий суд Ирландии принял решение о ликвидации европейских лизинговых активов ГТЛК (GTLK Middle East, в свою очередь, является дочерней компанией GTLK Europe). С тех пор российское юрлицо потеряло контроль над управлением всеми зарубежными активами группы, пояснил собеседник на лизинговом рынке.
В пресс-службе ГТЛК отказались от комментариев.
"Известия" направили запрос в Минтранс и Росавиацию с вопросом об общем количестве "очищенных" от иностранной прописки самолетов. В феврале бывший глава Росавиации Александр Нерадько сообщал о 181 таком воздушном судне (среди них "Аэрофлоту" принадлежали порядка 90 штук). В июле в сообщении авиационного ведомства говорилось о 186 бортах с исключительно российской регистрацией.
Новые направления
120 самолетов, выведенных из иностранных реестров, - это 45% от всего импортного парка группы "Аэрофлот" (268 штук).
Перерегистрация понадобилась отечественным авиакомпаниям в прошлом году из-за введения странами Запада санкций, направленных против российской авиаотрасли. Большинство самолетов, которыми оперировали отечественные перевозчики, не принадлежали им самим, а были взяты в лизинг и, как правило, зарегистрированы на Бермудах и в Ирландии. После введения ограничительных мер западные владельцы потребовали аннулирования лизинговых договоров и возвращения своих воздушных судов, но в РФ издали указ, запрещающий их вывоз за границу.
Отечественные перевозчики в целом эксплуатировали около 800 импортных воздушных судов, зарегистрированных за рубежом: 768 самолетов - на Бермудах, 37 - в Ирландии.
При этом из вновь дерегистрированных судов "Аэрофлота" только два Airbus А330 сейчас не выполняют полеты (с октября 2022 года), следует из данных Flightradar, проанализированых "Известиями". Другие - выполняют рейсы или по РФ, или в столицу Киргизии Бишкек. 24 сентября, после снятия "прописки" в BCAA, один из широкофюзеляжных Аirbus 350 выполнил рейс по маршруту Москва - Анталья - Москва.
Дебермудизация парка позволяет избавиться от двойной регистрации (в российском и зарубежном реестрах), напоминает аналитик "Моих инвестиций" Елена Сахнова.
- Многие страны, в том числе и дружественные нам, не принимают у себя самолеты с двойной регистрацией, поэтому избавление от нее позволяет расширить парк судов, доступных для полетов за границу, - объяснила она.
По ее словам, теперь не задействованные в программе вновь "очищенные" суда могут встать на новые международные направления, поскольку они более рентабельны. Из потенциальных маршрутов эксперт назвала Вьетнам, Израиль, а также расширение полетов в Индию и Китай.
Для снятия самолетов с регистрации за границей соответствующую заявку должен подать их собственник, отметил исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев. Но западные владельцы-лессоры никогда не смягчатся в отношении своих активов, поэтому по Airbus А350 тоже мог смениться собственник, хотя это и не анонсировалось, полагает он.
При этом эксперт менее оптимистичен насчет открытия новых направлений полетов: то обстоятельство, что та или иная страна может принимать дебермудизированные самолеты, не означает, что российские авиакомпании выстроятся туда в очередь. Важна коммерческая привлекательность маршрута и наличие контрагентов на месте, которые смогут обеспечить обслуживание этих судов, в том числе под угрозой вторичных санкций, заключил эксперт.
Например, недавно агентство гражданской авиации Грузии сообщило, что повторно отказало авиакомпании "Россия" (входит в группу "Аэрофлот") в полетах в эту страну, из-за того что перевозчик включен Евросоюзом в черный список авиакомпаний. Вместе с тем агентство продлило разрешения для "Азимута" и Red Wings, которые выполняют рейсы в Грузию на российских Superjet 100....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников
