О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Большой самолет большой страны: 35 лет первому полету Ил-96

Создание любого самолета - наукоемкий процесс, требующий вовлечения множества различных отраслевых предприятий

Создание любого самолета - наукоемкий процесс, требующий вовлечения множества различных отраслевых предприятий. Не исключением стал и Ил-96, первый советский широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер, поднявшийся в воздух 28 сентября 1988 года.

Ил-96 положил начало целому семейству летательных аппаратов. Одним из таких стал Ил-96М/T, в создании которого принимал участие ГосНИИАС*. Разработанный в ОКБ Ильюшина, этот самолет должен был стать заменой Ил-62, на котором к середине 1970-х годов осуществлялись практически все дальние авиаперевозки в СССР. Однако из-за его небольшой пассажировместимости и растущего спроса на авиаперелеты, росла нагрузка на аэропорты. Еще на этапе проектирования Ил-96 закладывался как технологически продвинутый, по тем временам, авиалайнер.

Быстрое развитие авиационной техники заставляло конструкторов постоянно пересматривать прогнозируемые уровни технического совершенства. Новые пассажирские самолеты проектировались с учетом всех тех достижений в авиационной науке и технике, которые могли быть реализованы не только в ближайшем, но и в довольно отдаленном будущем.

И будущее наступило. В 1990-х годах сложилась потребность в модернизации Ил-96. Так появился Ил-96М/T - значимый проект ГосНИИАС в рамках работ по гражданской авиации.

C 1980-х годов институт осуществляет работы по внедрению новой авионики с открытой архитектурой - интегрированной модульной авионики. Эта технология позволяет сделать авионику воздушного судна более "гибкой" и значительно снижает стоимость модернизации борта. Например, раньше, чтобы сделать из авиалайнера транспортный самолет требовалась серьезная переработка бортовой электроники, теперь же - достаточно заменить один блок на другой. Результаты этих исследований легли в основу работ по Ил-96. Специалистами ГосНИИАС был разработан "Электронный бортинженер" - уникальная система, которая позволила сократить численность летного экипажа до двух человек. Этот ценный опыт послужил началом развития новых компетенций и научно-технического задела института, связанных с гражданской авиацией. ГосНИИАС совершенствует эти компетенции, активно применяя их в разработке и модернизации новейших отечественных пассажирских самолетов - SJ-100 и МС-21.

"…мы смело взялись за новое дело. В какой-то степени институт всегда брался за новые технологии, поэтому особого страха не было. Наиболее близкими были нам проблемы авионики гражданского самолета. И здесь нам протянул руку помощи наш сосед - коллектив ОКБ им. Ильюшина, доверив работу над самолетом Ил-96М/Т. Эта работа очень многое дала нам в овладении технологиями авионики гражданского самолета", - вспоминает научный руководитель ГосНИИАС, академик РАН, Е.А. Федосов.

*Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем" (ФАУ "ГосНИИАС") входит в состав Национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского" (НИЦ Институт им. Н.Е. Жуковского)....
Авторские права на данный материал принадлежат «ГосНИИАС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка