АвиаПорт.Ru
28 сентября 2023, 18:47
Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат!
Производственно-учебные центры, создаваемые Госкорпорацией Ростех, стали эффективным ответом на проблему кадрового дефицита. Пилотный проект реализован на площадке ОДК в Уфе, запущен проект в Москве, на очереди - Пермь
"Объединенная двигателестроительная корпорация", рождённая почти 15 лет назад, сегодня является ведущим в стране производителем авиационных и наземных газотурбинных двигателей. Крупнейшие индустриальные площадки корпорации расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Рыбинске, Самаре и Уфе. Каждый из этих заводов сегодня загружен заказами на годы вперёд, имеет амбициозные планы по наращиванию объёмов производства и проводит программу обновления станочного парка и оборудования. Показателен пример санкт-петербургского предприятия "ОДК-Климов". Во втором квартале 2022 года перед предприятием была поставлена задача увеличения выпуска авиационных двигателей на 43 %. Чтобы выполнить это задание, требовалось в кратчайшие сроки привлечь новые кадры. По итогам 2022 года численность сотрудников компании увеличилась на 500 человек, и большинство из принятых на работу имели рабочие специальности: слесари механосборочных работ, слесари-сборщики, испытатели-механики. Это не разовое событие, перед "ОДК-Климов" стоит задача за три года удвоить масштаб производства. Следовательно, и в нынешнем, и в будущем годах набор персонала продолжится. И снова в числе наиболее востребованных позиций будут основные производственные рабочие. Точно такая же ситуация - на других заводах, входящих в периметр "ОДК".
Является ли эта тенденция долгосрочной? Судите сами. В июне 2022 года Правительством Российской Федерации была утверждена Комплексная программа развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года. Этим документом, разработанным совместно Министерством транспорта и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, определена потребность отечественных авиакомпаний в воздушных судах до конца нынешнего десятилетия, а эта потребность согласована с производственными возможностями авиапромышленности. Документ даёт ясные ориентиры по количеству авиационных двигателей, которые предстоит выпустить предприятиям "Объединенной двигателестроительной корпорации": 284 двигателя ПД-8, 540 ПД-14, 254 ПС-90, 142 ТВ7-117СТ-01, 280 ТВ7-117СТ-02, 78 ТВ7-117В, 336 ВК-650В, 180 ВК-1600В и 934 ВК-2500 и ТВ3-117. Итого более трёх тысяч моторов только для самолётов и вертолётов гражданского назначения. А если добавить к этому объёму и продукцию, поставляемую для государственных заказчиков, то получится колоссальный объём. Естественно, и после 2030 года потребность в авиационных и наземных газотурбинных двигателях сохранится на высоком уровне. После удовлетворения потребностей внутреннего рынка неизбежно встанет вопрос о международной экспансии, и промышленности нужно будет выполнять экспортные контракты, как по гражданской продукции, так и по линии военно-технического сотрудничества. Кроме того, встанет задача освоения в производстве двигателей большой тяги для широкофюзеляжных самолётов, а это означает дальнейшее развитие производственных мощностей и новые потребности в рабочих руках.
Эффективность авиационных двигателей, их экономические и экологические характеристики за несколько десятилетий улучшились кратно. Этого удалось достичь за счёт большого количества новаций: внедрены новые расчётные методы, применяются новые материалы. Немалый вклад в обеспечение роста характеристик внесли новые производственные технологии. Также переход на передовые технологические решения обеспечил существенное сокращение цикла производства деталей, снижение уровня брака. Ранее заготовка, прежде чем превратиться в деталь, проходила через несколько станков, на которых её точили, сверлили, фрезеровали, шлифовали, вручную переставляя со станка на станок и также вручную управляя основными параметрами работы оборудования. Теперь широко используются многофункциональные обрабатывающие центры и поточные линии. Количество вспомогательных операций принеси-закрепи-сними стало кратно меньше. Да и сама работа теперь изменилась: ранее рабочий-станочник руками задавал перемещение резца, сверла или фрезы, теперь он запускает управляющую программу и следит за её корректным исполнением.
Требования к рабочим также поменялись: сегодня недостаточно знания работы одного станка, нужно владеть разными специальностями. Для работы теперь не так уж важны физическая сила, острое зрение и твёрдая рука, автоматика справляется с большинством задач лучше человека. Безусловно, преобразилась и сама обстановка на производстве. Такие вредные для здоровья факторы как шум, вибрация, запылённость помещений уходят в прошлое. А там, где негативные факторы всё же остаются, применяются эффективные индивидуальные средства защиты. Поэтому множество профессиональных заболеваний, ухудшавших качество жизни нескольких поколений рабочих, сегодня остались в прошлом. Даже визуально цеха преобразились: вместо чёрных и синих халатов, забрызганных маслом, белые халаты и чистые воротники рубах.
Продолжением фразы "Я б в рабочие пошёл" было "Пусть меня научат". Увы, в постсоветский период система образования, опиравшаяся на сеть профтехучилищ и техникумов, в значительной мере деградировала. В то же время, для предприятий "Объединенной двигателестроительной корпорации", да и для всех машиностроительных активов Госкорпорации Ростех, обеспечение промышленных предприятий кадрами соответствующей квалификации по-прежнему остаётся ключевой задачей. С 2019 года в "ОДК" был запущен пилотный проект "Создание производственно-учебного центра авиационного кластера ГК "Ростех" на базе ПАО "ОДК-УМПО", цель которого - кардинально решить проблему дефицита рабочих кадров и повысить уровень компетенции производственных рабочих.
Инициируя запуск пилотного проекта, руководство кадрового блока Ростеха исходило из того, что устранять дефицит квалифицированного производственного персонала следует, в первую очередь, с опорой на собственные силы. Анализ ситуации, проведённый в конце прошлого десятилетия, выявил на предприятиях машиностроительной отрасли ряд негативных факторов. В частности, в большинстве случаев рабочие имели только одну профессию, не имели квалификации по техобслуживанию и малому ремонту. В итоге, нормативная численность и основного, и вспомогательного персонала была завышена, а коль скоро набрать нужное количество работников удавалось не всегда, возникал дефицит рабочих кадров. Кадровому голоду способствовали низкая мотивация и высокая текучесть молодых кадров.
Пилотный проект по созданию производственно-учебного центра (ПУЦ) предполагал, что ежегодно в его стенах будет проходить обучение 2000 рабочих, а в период с 2021 по 2025 годы будет подготовлено 4650 выпускников. Обучение предполагалось по 36 рабочим профессиям по направлениям "Мехатроника" и "Обработка металлов резанием". Набирать учащихся в ПУЦ планировалось и в Башкортостане, и в других регионах, в свою очередь, подготовленные рабочие должны трудоустроиться на предприятие "ОДК-УМПО", ещё на четыре предприятия, расположенных в Уфе, а также направиться по адресам других предприятий Ростеха в Приволжском федеральном округе. Важно, что предусмотрены и программы получения новых профессий "с нуля" (это программа может занимать до 2 лет 10 месяцев), и повышения квалификации, и переучивания. Сокращённые программы могут занимать от 10 месяцев.
ПУЦ существенно отличается от традиционных учебных заведений и по уровню оснащения, и по организации учебного процесса. В центре созданы все условия для совершенствования практического обучения: построен современный, отлично оснащённый комплекс, закуплено передовое оборудование и станки - всего 220 единиц, включая 150 крупногабаритных станков, из которых 45 - с числовым программным управлением. Объём инвестиций в первый ПУЦ в Уфе на старте проекта оценивался более чем в 2,4 млрд рублей. Образовательные программы предусматривают дуальную технологию, когда учащиеся параллельно осваивают теоретические основы, и вскоре закрепляют их на практике, выполняя конкретные задания. Распределение времени - 30 % на теорию, 70 % - на практику.
Одним из ключевых условий успешности работы ПУЦ становится система наставничества. Современному производству нужны рабочие кадры "новой формации", имеющие актуальные умения и навыки, освоившие современную технику и технологии и способные работать по 5-6 специальностям. При этом время адаптации выпускников должно быть минимальным - по окончании обучения они должны сразу включиться в производственный процесс.
С момента запуска проекта прошло четыре года и теперь можно подводить его первые итоги. В августе 2021 года учебный центр был открыт в Уфе, на базе "ОДК-УМПО". Первые учащиеся уже получили дипломы и устроились на предприятие. Из почти полутора тысяч человек, которые проходили обучение на начало текущего года, 960 было студентов средних профессиональных учебных заведений.
В 2022 году второй ПУЦ был открыт на площадке производственного комплекса "Салют" "Объединенной двигателестроительной корпорации". По своим масштабам столичный центр несколько уступает уфимскому, однако и здесь созданы все условия для обучения: сформирован производственный участок с более чем 40 единицами оборудования, обустроены учебные аудитории, которые приняли почти 500 студентов из четырёх столичных колледжей. В будущем география ПУЦ будет расширена. В апреле 2023 года было подписано соглашение о создании очередного центра в Перми, его плановая мощность - 2000 мультиквалифицированных рабочих в год.
Для современного школьника, который всерьёз задумывается о будущей профессии, сегодня открыто множество дорог. Получить сразу несколько специальностей, поступить в колледж и присоединиться к программе обучения в производственно-учебном центре Госкорпорации Ростех, получать во время обучения повышенную стипендию, а по окончании колледжа - гарантированно трудоустроиться на предприятие, обеспеченное заказами на годы вперёд и предлагающее конкурентную зарплату - хорошая перспектива. Я б в рабочие пошёл!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции