Аэропорт Усть-Кут

Организационно-правовая форма: Акционерное общество
Сокращенное наименование: АО "Аэропорт Усть-Кут"

 

Сфера деятельности

В настоящее время Аэропорт Усть-Кут является самым крупным аэропортом регионального значения (после Иркутска и Братска) в Восточной Сибири, входит в состав Осетрово-Ленского транспортного узла, обеспечивает грузовые и пассажирские авиационные перевозки на север Иркутской области и Якутию, а так же регулярную авиационную связь с областным центром. Аэропорт имеет аэродром класса "Г" с искусственной взлетно-посадочной полосой (2000х45), обеспечивает прием воздушных судов типа:  Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Як-40, ATR-42 и его модификации, Ил-114 и его модификации, Bombardier CRJ-100/200, L-410, Ан-148 и его модификации, вертолёты всех типов.

Контактные лица

Генеральный директор - Бузиков Владимир Иннокентьевич
Заместитель генерального директора по коммерческой работе, экономике и финансам - Скобелев Станислав Васильевич
Заместитель генерального директора по авиационной безопасности и транспортной безопасности - Тарасов Тарас Владимирович
Главный бухгалтер - Тарасова Татьяна Георгиевна
Помощник генерального директора по юридическим вопросам - Прокопьева Людмила Михайловна
Начальник отдела кадров и работы с акционерами - Томшина Наталья Ивановна

Сертификаты и лицензии:

1) Сертификат ФАВТ ВС.А.00145 - Аэропортовая деятельность в аэропорту Усть-Кут, 04.04.2014 - 04.04.2017
2) Лицензия Серия Р №0186 от 19.10.2015 г. - Осуществление деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, 19.10.2015 бессрочно
3) Сертификат ФАВТ ВС.А.01.00179 - Аэродромное обеспечение полетов в аэропорту Усть-Кут, 10.07.2015 - 10.07.2018
4) Сертификат ФАВТ ВС.А.02.00180 - Обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, грузов (включая опасный 1.4S;2.1;2.2.;3;4.1;5.1;6;8;9), 17.07.2015 - 17.07.2018
5) Сертификат ФАВТ ВС.А.03.00182 - Электросветотехническое обеспечение полетов ВС в аэропорту Усть-Кут, 18.06.2015 - 18.06.2018
6) Сертификат ФАВТ ВС.А.10.00181 - Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов в аэропорту Усть-Кут, 07.08.2015 - 07.08.2018
7) Свидетельство №000194 - Поисково-спасательные работы, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, 20.02.2013, Решение получено, сертификат на оформлении в Москве
8) Сертификат ФАВТ.АБ.09-004 - Авиационная безопасность , 25.02.2016 - 25.02.2018
9) Лицензия №38.ИЦ.06.002.Л.000004.09.12 - Осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), 18.09.2012, бессрочно
10) Лицензия №ЛО-38-01-002435 - На осуществление медицинской деятельности, 27.04.2016, бессрочно
11) Сертификат организации по техническому обслуживанию №285-16-012 - Техническое обслуживание Ан-24, Ан-26, 03.03.2016 , бессрочно
12) Свидетельство Серия 15 №00175 - На право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ ЧС, 20.02.2016 - 20.02.2019

Историческая справка:

История зарождения и становления гражданской авиации на севере Иркутской области и в Усть-Кутском районе начинается в 1928 году.
13 января 1928 года Совет Труда и Обороны признал целесообразным открыть в 1928 году эпизодические воздушные полеты по линии Иркутск - Якутск.
17 мая приказом по управлению "Добролета" в Иркутске было организовано Управление Сибирских воздушных линий, в подчинение которому была передана Бурят-Монгольская и вновь образованная Якутская воздушные линии. Начальником управления был назначен Г.Н. Волобуев, его заместителем С.Я. Корф.
После создания в мае 1928 года в Иркутске Управления Сибирских воздушных линий было решено начать регулярные полеты на север Иркутской области и Якутию. Первый технический рейс по маршруту Иркутск - Якутск, было решено выполнить на самолете Юнкере-13 "Моссовет", переоборудованного для посадки на воду.
07 июня 1928 года экспедиция по организации воздушной линии Иркутск-Якутск, под руководством Сергея Яковлевича Корфа взлетела с Иркутского гидроаэродрома на реке Ангара и с одной промежуточной посадкой в Балаганске, к вечеру, прибыла в Усть-Кут. Место для гидроаэродрома выбрали в районе впадения реки Куты в Лену. Причал для самолетов оборудовали в устье реки Куты на левом берегу.
10 августа 1928 года состоялось официальное открытие воздушной гидролинии Иркутск - Якутск, которая имела 10 промежуточных посадок, в том числе и в Усть-Куте. В конце дня, 10 августа 1928 года гидросамолет Юнкере-13 "Моссовет" под управлением А.С. Демченко приводнился на реку Лену в районе впадения реки Куты.
Стремительное развитие экономики и авиации в Северных и Восточных районах России и особенно, начало строительства Байкало-Амурской магистрали и развитие алмазодобывающей промышленности в Якутии, повлекли за собой и бурное развитие Осетрово-Ленского транспортного узла.
В 1963 году, в 10 километрах севернее города Усть-Кута, на вершине одной из сопок, было начато строительство нового, ныне существующего, аэропорта для приема тяжелых грузовых самолетов. Первые полеты на грунтовую взлетно-посадочную полосу самолетов Ан-2, Ил-14 начали осуществляться с осени 1963 года, а уже в 1966 году аэропорт принял первый грузовик Ан-12. За год аэропорт отправил 12 тысяч тонн различных грузов в северные районы Иркутской области и Якутию. Полеты в аэропорт осуществлялись на самолетах Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ил-14, Ан-2, Як-12, вертолетах Ми-2, Ми-4. В зимний период на грунтовой полосе уплотняли снег, производили разметку габаритов ВПП и принимали грузовой транспортный самолет Ил-76.
В связи с началом строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и расширением алмазодобычи в Якутии, резко начали возрастать объёмы грузовых и пассажирских перевозок. Были введены пассажирские рейсы на самолетах Ан-24 и Як-40. В течении нескольких лет в аэропорту были построены здание авиационно-технической базы, склад ГСМ, грузовой пакгауз, здания диспетчерских пунктов УВД и другие необходимые для обеспечения полетов здания и сооружения.
В 1979 году завершено строительство искусственной взлетно-посадочной полосы для тяжелых типов самолетов. Бетонная полоса шириной 45 метров и длинной 1900 метров, оборудованная автоматизированной системой посадки самолетов и светосигнальной системой обеспечивала прием самолетов в темное время суток. Работа аэропорта стала круглогодичной и круглосуточной.
С 1980 по 1990 годы продолжалось строительство инфраструктуры аэропорта. Построен бетонный перрон и оборудованы системы централизованной за¬правки воздушных судов и запуска двигателей самолетов, оборудованы места стоянок для вертолетов, сданы в эксплуатацию здание аварийно-спасательной станции, док для технического обслуживания вертолетов, теплые боксы для аэродромной автотехники и многие другие здания и сооружения. Начато удлинение искусственной взлетно-посадочной полосы. Аэропорт осуществляет круглосуточный прием и выпуск воздушных судов. В этот период годовые отправки достигают максимального значения. Так в 1983 году через аэропорт Усть-Кут было отправлено: пассажиров- 228297 человек; грузов - 26682 тонны; почты - 536 тонн. По объемам отправок грузов в эти годы аэропорт Усть-Кут занимал лидирующее положение в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиа¬ции, обойдя даже аэропорт города Иркутска.
С началом политических и экономических преобразований в стране положение аэропорта сильно изменилось. Объемы работ стали резко падать. Ежегодное падение объемов составляло 30-40 %. За десять последующих лет, с 1991 по 2001 год, годовые отправки грузов сократились в 10 раз (с 18288 до 1812 тн.), а отправки пассажиров в 15 раз (с 111298 до 7199 чел.).
Произошли большие изменения и в организационной структуре. Объединенное авиапредприятие, эксплуатирующее аэропорт, было реорганизовано и создано три отдельных предприятия, занимающихся отдельными видами авиационной деятельности - эксплуатация воздушных судов (ГП "Авиакомпания Усть-Кутавиа") , эксплуатация аэропортового комплекса (ГП "Аэропорт Усть-Кут") и управление воздушным движением (Усть-Кутское отделение ФГУП "Киренскаэронавигация").
С 1993 года главным оператором и эксплуатантом аэропорта стало открытое акционерное общество ’’Аэропорт Усть-Кут", образованное, в результате акционирования и приватизации Государственного предприятия "Аэропорт Усть-Кут".
Период дефолта, экономической разрухи и авиационного безвластия с 2000 по 2008 год оказался самым трудным периодом за всю историю аэропорта. Объемы работ сократились да критического уровня. Доходы от обслуживания воздушных судов с трудом покрывали только мизерную заработную плату персонала аэропорта. В неделю выполнялось только три пассажирских рейса на самолетах Ан-24 из Иркутска и обратно. Наступала реальная угроза неплатежеспособности предприятия с последующим банкротством и ликвидацией аэропорта.
Однако, законами природы заложено что после черной полосы неудач наступает белая полоса успехов и благополучия.
В 2008 году, с началом эксплуатации Верхне-Чонского, Дулисминского, Ярактинского, Талаканского месторо ждений нефти и строительством нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО), востребованность аэропорта Усть-Кут, снова, резко увеличилась. Через аэропорт Усть-Кут на месторождения доставляются сменные вахты нефтяников и буровиков, вертолетами, внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, перевозятся продовольствие, оборудование, техника и материалы. В 2008-2010 годах объемы работ по обслуживанию воздушных судов и перевозкам пассажиров увеличились, почти, в 2 раза
Не смотря на значительное снижение объемов работ в целом по гражданской авиации и в том числе по аэропорту Усть-Кут в период первого десятилетия 21 века, не имея ни какой централизованной финансовой поддержки, в аэропорту Усть-Кут удалось сохранить всю инфраструктуру, необходимую для обеспечения обслуживания больших объемов грузовых авиационных перевозок на самолетах и вертолетах.
За последние годы на собственные средства предприятия произведена замена светосигнального оборудования взлетно-посадочной полосы общей стоимостью более 5 млн.рублей, произведен ремонт инженерных коммуникаций, осуществляется текущий ремонт ИВПП и ограждения аэродрома, обновляется спец.техника.
В виду того, что город Усть-Кут является последним крупным транспортным узлом на северо-востоке страны, имеющим железнодорожную станцию, речной порт и аэропорт, аэропорт Усть-Кут осуществляет в основном социально значимые и экстренные авиационные перевозки и авиационные работы.
В настоящее время Аэропорт Усть-Кут является самым крупным аэропортом регионального значения (после Иркутска и Братска) в Восточной Сибири, входит в состав Осетрово-Ленского транспортного узла, обеспечивает грузовые и пассажирские авиационные перевозки на север Иркутской области и Якутию, а так же регулярную авиационную связь с областным центром. Аэропорт имеет аэродром класса "Г” с искусственной взлетно-посадочной полосой (2000x45), обеспечивает прием воздушных судов типа: Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-30 Ан-32, Ан-74, Ан-72, , Як-40, ATR-42 и его модификаций, Ил-114 и его модификаций, Bombardier CRJ-100/200, L-410, АН-148 и его модификаций, вертолеты всех типов.
Перспективы развития аэропорта Усть-Кут на ближайшие 5 лет, напрямую связаны с перспективами освоения и разработки, на севере Иркутской области и Якутии, крупных месторождений углеводородного сырья (Верхнечонское, Ярак- тинское, Дулисминское, Талаканское и др.месторождения), строительством, а затем и эксплуатацией трубопроводной системы Восточная Сибирь-Тихий Океан (ВСТО).
В 2010 году произошёл значительный рост объёмов по обслуживанию воздушных судов, приёму и отправке пассажиров, грузов и почты, а так же по техническому обслуживанию воздушных судов.
В аэропорту были забазированы Эскадрилия вертолетов Ми-8 ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" и Линейная станция технического обслуживания ВС АО "ЮТэйр- Инжиниринг".
С приходом нового эффективного собственника в лице ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" начат процесс восстановления и обновления инфраструктуры аэропорта, его материально-технической базы. Планируется провести реконструкцию искусственной взлетно-посадочной полосы для обеспечения приема в аэропорту Усть-Кут современных региональных самолетов отечественного и импортного производства. Аэропорт Усть-Кут включен в состав национальной опорной аэропортовой сети России и вошел в Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)". Реконструкция включает удлинение и ремонт существующей ИВПП, покрытие асфальтобетоном ВПП, рулежной дорожки и перрона, реконструкция существующего и строительство нового аэровокзала и доведение его пропускной способности до 150 пассажиров в час. Осуществляется замена устаревшего оборудования и спецавтотехники. В последующие годы планируется осуществить строительство новых стоянок для региональных самолетов и вертолетов, нового помещения аварийно-спасательной станции, замена светосигнального оборудова¬ния и средств посадки самолетов и доведение всех зон аэропорта до уровня требований к воздушным гаваням регионального уровня международного стандарта.
В 2010,2011,2012 годах ОАО "Аэропорт Усть-Кут" сработал со значительной рентабельностью, постоянно увеличивая объемы работ и услуг при этом поддерживая показатели безопасности полетов и авиационной безопасности на высоком уровне. По результатам работы за 2012 год предприятие стало лауреатом и победителем в профессиональных конкурсах в своих номинациях среди аэропортов регионального значения в конкурсе "Золотая колесница" и "Лучший аэропорт года" среди членов ассоциации "Аэропорт" ГА России и стран СНГ.
На основании записи, внесенной 22 июля 2016 г. МИ ФНС №13 по Иркутской области за №216385055429 в ЕГРЮЛ, ОАО "Аэропорт Усть-Кут" было переименовано в акционерное общество "Аэропорт Усть-Кут".
На основании принятого решения ВС МТУ Росавиации № 1.36-1098 от 08.12.2017 г. и №1.36-1136 от 21.12.22017 г. АО "Аэропорт Усть-Кут" допущено к приему воздушного судна Як-42 и его модификаций

Участие в объединениях

 
 

Изменения в сведения об авиапредприятии Аэропорт Усть-Кут вносились: 23.04.2019. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».