Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радио аппаратуры

Организационно-правовая форма: Акционерное общество
Сокращенное наименование: АО "ВНИИРА"
Официальное наименование на английском: All-Russian scientific Research Institute of Radio Equipment awarded with the Order of Red Banner
- Адрес: 192012, Россия, г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д.120
- Телефон: +7 (812) 363-8260, +7 (812) 363-8250
- Факс: +7 (812) 363-9888
- E-mail: info@vniira.ru
- Web: http://www.vniira.ru/
- Дата организации предприятия: 1946 г.
- Анкета создана: 30.03.2012 , изменена: 28.01.2020
Сфера деятельности
Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры (АО "ВНИИРА") специализируется на разработке, производстве, вводе в эксплуатацию и обслуживании:
- автоматизированных систем и средств ОВД для различных зон управления, а также для больших регионов и отдельных стран
- тренажерных комплексов для диспетчеров УВД
- обзорных, посадочных, вторичных и метеорологических радиолокаторов
- наземного и бортового оборудования радиотехнических систем ближней навигации и систем инструментальной посадки
- бортового дальномерного оборудования, радиолокационных ответчиков и систем предупреждения столкновений летательных аппаратов (ЛА), систем предупреждения о близости земли
- бортовых интегрированных комплексов навигации и посадки
- наземных и бортовых средств систем автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В)
Контактные лица
Назаров Максим Борисович - исполнительный директор
Историческая справка:
Интенсивное развитие авиации в послевоенные годы вызвало необходимость разработки современных радиотехнических средств навигации, посадки самолётов и управления воздушным движением, что потребовало создания специальной научно-исследовательской базы.
Для решения этих задач Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1529-678 от 10 июля 1946 г. в Ленинграде организуется Научно-исследовательский институт по радионавигационной технике (НИИ-33), впоследствии АО "Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры" (АО "ВНИИРА").
К началу 1960-х гг. специалистами ВНИИРА впервые в стране и в мире были разработаны радиолокационные комплексы управления полётами и посадкой самолетов (Глобус-1, Глобус-2), системы ближней навигации (РСБН) в составе наземной и бортовой аппаратуры, которые в кратчайшие сроки внедрялись в производство; системы инструментальной посадки (СП-50), обеспечивающие посадку самолётов всех ведомств, метеорологические радиолокаторы (МРЛ-1).
В 1960 г. Постановлением Правительства была подтверждена головная роль ВНИИРА по разработке направлений техники, которые были закреплены за ВНИИРА ранее, и определены новые направления. Этим постановлением институт был назначен головным предприятием по разработке Единой Государственной системы управления воздушным движением, навигации и посадки военной и гражданской авиации.
В то же время была разработана первая отечественная система адресного радиовизирования и передачи команд для наведения истребителей войск ПВО. В период создания этой системы был разработан ряд новых технологий, которые отрабатывались на опытных образцах и затем передавались вместе с конструкторской документацией на серийные заводы.
В 1967 году Ленинградскому научно-исследовательскому институту авиационного оборудования присвоено наименование Всесоюзного научно-исследовательского института радиоаппаратуры.
К началу 70-х гг. ВНИИРА осуществил переход от разработки отдельных систем и устройств к созданию комплексных систем управления воздушным движением, навигации и посадки, обеспечивающих высокую надежность и повышенный уровень автоматизации управления полетами.
В 1971 г. ВНИИРА определён головным предприятием по созданию и внедрению автоматизированной радиотехнической системы ближней навигации, посадки и управления для самолётов корабельного базирования на тяжёлых авианесущих кораблях ВМФ. Комплекс средств бортового и наземного оборудования был создан, испытан, и в 1976 г. им был оснащён первый тяжёлый авианесущий корабль "Киев", а затем и последующие корабли этого проекта.
В середине 1970-х гг. ВНИИРА разработал новое поколение посадочных радиомаяков метрового диапазона длин волн СП-70, а затем СП-75, удовлетворяющих требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO).
В этот же период ВНИИРА создал бортовую аппаратуру инструментальной системы посадки, удовлетворяющую международным стандартам и рекомендациям. Было разработано и внедрено наземное оборудование системы управления приводом и посадкой беспилотных самолётов-разведчиков, включая бортовое оборудование, которое обеспечило навигацию беспилотных летательных аппаратов в радиусе действия радиомаяков системы ближней навигации, выполнение полёта по заданному маршруту и возврат в заданную точку посадки.
На основе научно-технического задела, приобретённого за годы создания средств, систем и комплексов для военной авиации, ВНИИРА была разработана и установлена в 1976 году в аэропорту гражданской авиации "Пулково" Ленинграда первая отечественная автоматизированная система управления воздушным движением (шифр "СТАРТ"). Позднее комплекты АС УВД "СТАРТ" были установлены и введены в эксплуатацию в 14 аэропортах с интенсивным воздушным движением. В том же году ВНИИРА разработал и первый тренажер для практической подготовки диспетчерского состава гражданской авиации. Тренажерами "Тренер" были оборудованы все учебные центры СССР, где тогда готовили диспетчеров.
В 1977 году за большие заслуги в создании и производстве новой специальной техники Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоаппаратуры был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1978 г. в соответствии с Постановлением Правительства институт был определён головным предприятием по созданию радиотехнического комплекса (шифр "Вымпел") навигации, посадки, контроля траектории движения и обеспечения безопасности полёта на атмосферном участке движения орбитального корабля "Буран" многоразовой космической системы "Энергия-Буран". 15 ноября 1988 года средствами комплекса "Вымпел" было успешно выполнено обеспечение первого полета и посадки орбитального корабля "Буран".
В 1980-е годы проводилось дальнейшее совершенствование средств, систем и комплексов управления воздушным движением, навигации и посадки летательных аппаратов, метеорадиолокационного обеспечения, адресного радиовизирования на основе широкого внедрения новейшей элементной базы, перспективного программного обеспечения.
Тогда же ВНИИРА начал интенсивное освоение методов микроминиатюризации аппаратуры на основе тонко- и толстоплёночной технологии, бескорпусной элементной базы, в первую очередь для бортовой аппаратуры, а также для наземных радиолокаторов военного и гражданского назначения. На этой основе в 1982 г. осуществлён переход к использованию арсенид-галлиевой технологии для разработки и изготовления высокочастотных узлов бортовой и наземной радиоаппаратуры.
В 1986 г. во ВНИИРА была разработана АС УВД второго поколения "СПЕКТР", в которой автоматизирована обработка не только радиолокационной информации, но и плановой информации в полном объеме, а также расчет пространственно-временных (4D) траекторий и анализ воздушной обстановки на бесконфликтность.
В 90-х и начале 2000-х гг. создан унифицированный ряд АС УВД "СИНТЕЗ", реализующий наивысший уровень автоматизации, удовлетворяющий рекомендациям EUROCONTROL и обеспечивающий бесстриповую технологию УВД. На сегодняшний день более 40 Центров УВД оснащены средствами УР АС УВД "СИНТЕЗ" в России и за рубежом. 15 апреля 1996 года Постановлением правительства РФ № 453 НИИ радиоаппаратуры присвоено наименование Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры ("ВНИИРА").
09 апреля 1999 года ВНИИРА присвоен статус Федерального научно-производственного центра.
С 2003 года ВНИИРА успешно занимается проблемой внедрения АЗН-В 1090 ES – технологии, которая существенно повышает безопасность полетов и в разы сокращает затраты на управление воздушным движением.
С 2009 года ВНИИРА выступает в качестве крупнейшего системного интегратора проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, поставщика оборудования собственной разработки для модернизации более 20 аэродромно-районных и аэроузловых центров УВД в России в городах Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск, Сочи, Владивосток и других. Данные работы проводятся в соответствии с Федеральной целевой программой "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)".
Участие в объединениях
Социальные сети
![]() |
Изменения в сведения об авиапредприятии Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радио аппаратуры вносились: 28.01.2020. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».