Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радио аппаратуры

Организационно-правовая форма: Акционерное общество
Сокращенное наименование: АО "ВНИИРА"
Официальное наименование на английском: All-Russian scientific Research Institute of Radio Equipment awarded with the Order of Red Banner

 

Сфера деятельности

Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры (АО "ВНИИРА") специализируется на разработке, производстве, вводе в эксплуатацию и обслуживании:
- автоматизированных систем и средств ОВД для различных зон управления, а также для больших регионов и отдельных стран
- тренажерных комплексов для диспетчеров УВД
- обзорных, посадочных, вторичных и метеорологических радиолокаторов
- наземного и бортового оборудования радиотехнических систем ближней навигации и систем инструментальной посадки
- бортового дальномерного оборудования, радиолокационных ответчиков и систем предупреждения столкновений летательных аппаратов (ЛА), систем предупреждения о близости земли
- бортовых интегрированных комплексов навигации и посадки
- наземных и бортовых средств систем автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В)

Контактные лица

Назаров Максим Борисович - исполнительный директор

Историческая справка:

Интенсивное развитие авиации в послевоенные годы вызвало необходимость разработки современных радиотехнических средств навигации, посадки самолётов и управления воздушным движением, что потребовало создания специальной научно-исследовательской базы.

Для решения этих задач Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1529-678 от 10 июля 1946 г. в Ленинграде организуется Научно-исследовательский институт по радионавигационной технике (НИИ-33), впоследствии АО "Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры" (АО "ВНИИРА").

К началу 1960-х гг. специалистами ВНИИРА впервые в стране и в мире были разработаны радиолокационные комплексы управления полётами и посадкой самолетов (Глобус-1, Глобус-2), системы ближней навигации (РСБН) в составе наземной и бортовой аппаратуры, которые в кратчайшие сроки внедрялись в производство; системы инструментальной посадки (СП-50), обеспечивающие посадку самолётов всех ведомств, метеорологические радиолокаторы (МРЛ-1).

В 1960 г. Постановлением Правительства была подтверждена головная роль ВНИИРА по разработке направлений техники, которые были закреплены за ВНИИРА ранее, и определены новые направления. Этим постановлением институт был назначен головным предприятием по разработке Единой Государственной системы управления воздушным движением, навигации и посадки военной и гражданской авиации.

В то же время была разработана первая отечественная система адресного радиовизирования и передачи команд для наведения истребителей войск ПВО. В период создания этой системы был разработан ряд новых технологий, которые отрабатывались на опытных образцах и затем передавались вместе с конструкторской документацией на серийные заводы.
В 1967 году Ленинградскому научно-исследовательскому институту авиационного оборудования присвоено наименование Всесоюзного научно-исследовательского института радиоаппаратуры.

К началу 70-х гг. ВНИИРА осуществил переход от разработки отдельных систем и устройств к созданию комплексных систем управления воздушным движением, навигации и посадки, обеспечивающих высокую надежность и повышенный уровень автоматизации управления полетами.

В 1971 г. ВНИИРА определён головным предприятием по созданию и внедрению автоматизированной радиотехнической системы ближней навигации, посадки и управления для самолётов корабельного базирования на тяжёлых авианесущих кораблях ВМФ. Комплекс средств бортового и наземного оборудования был создан, испытан, и в 1976 г. им был оснащён первый тяжёлый авианесущий корабль "Киев", а затем и последующие корабли этого проекта.

В середине 1970-х гг. ВНИИРА разработал новое поколение посадочных радиомаяков метрового диапазона длин волн СП-70, а затем СП-75, удовлетворяющих требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO).
В этот же период ВНИИРА создал бортовую аппаратуру инструментальной системы посадки, удовлетворяющую международным стандартам и рекомендациям. Было разработано и внедрено наземное оборудование системы управления приводом и посадкой беспилотных самолётов-разведчиков, включая бортовое оборудование, которое обеспечило навигацию беспилотных летательных аппаратов в радиусе действия радиомаяков системы ближней навигации, выполнение полёта по заданному маршруту и возврат в заданную точку посадки.

На основе научно-технического задела, приобретённого за годы создания средств, систем и комплексов для военной авиации, ВНИИРА была разработана и установлена в 1976 году в аэропорту гражданской авиации "Пулково" Ленинграда первая отечественная автоматизированная система управления воздушным движением (шифр "СТАРТ"). Позднее комплекты АС УВД "СТАРТ" были установлены и введены в эксплуатацию в 14 аэропортах с интенсивным воздушным движением. В том же году ВНИИРА разработал и первый тренажер для практической подготовки диспетчерского состава гражданской авиации. Тренажерами "Тренер" были оборудованы все учебные центры СССР, где тогда готовили диспетчеров.

В 1977 году за большие заслуги в создании и производстве новой специальной техники Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоаппаратуры был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1978 г. в соответствии с Постановлением Правительства институт был определён головным предприятием по созданию радиотехнического комплекса (шифр "Вымпел") навигации, посадки, контроля траектории движения и обеспечения безопасности полёта на атмосферном участке движения орбитального корабля "Буран" многоразовой космической системы "Энергия-Буран". 15 ноября 1988 года средствами комплекса "Вымпел" было успешно выполнено обеспечение первого полета и посадки орбитального корабля "Буран".

В 1980-е годы проводилось дальнейшее совершенствование средств, систем и комплексов управления воздушным движением, навигации и посадки летательных аппаратов, метеорадиолокационного обеспечения, адресного радиовизирования на основе широкого внедрения новейшей элементной базы, перспективного программного обеспечения.

Тогда же ВНИИРА начал интенсивное освоение методов микроминиатюризации аппаратуры на основе тонко- и толстоплёночной технологии, бескорпусной элементной базы, в первую очередь для бортовой аппаратуры, а также для наземных радиолокаторов военного и гражданского назначения. На этой основе в 1982 г. осуществлён переход к использованию арсенид-галлиевой технологии для разработки и изготовления высокочастотных узлов бортовой и наземной радиоаппаратуры.

В 1986 г. во ВНИИРА была разработана АС УВД второго поколения "СПЕКТР", в которой автоматизирована обработка не только радиолокационной информации, но и плановой информации в полном объеме, а также расчет пространственно-временных (4D) траекторий и анализ воздушной обстановки на бесконфликтность.

В 90-х и начале 2000-х гг. создан унифицированный ряд АС УВД "СИНТЕЗ", реализующий наивысший уровень автоматизации, удовлетворяющий рекомендациям EUROCONTROL и обеспечивающий бесстриповую технологию УВД. На сегодняшний день более 40 Центров УВД оснащены средствами УР АС УВД "СИНТЕЗ" в России и за рубежом. 15 апреля 1996 года Постановлением правительства РФ № 453 НИИ радиоаппаратуры присвоено наименование Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры ("ВНИИРА").

09 апреля 1999 года ВНИИРА присвоен статус Федерального научно-производственного центра.

С 2003 года ВНИИРА успешно занимается проблемой внедрения АЗН-В 1090 ES – технологии, которая существенно повышает безопасность полетов и в разы сокращает затраты на управление воздушным движением. 

С 2009 года ВНИИРА выступает в качестве крупнейшего системного интегратора проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, поставщика оборудования собственной разработки для модернизации более 20 аэродромно-районных и аэроузловых центров УВД в России в городах Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск, Сочи, Владивосток и других. Данные работы проводятся в соответствии с Федеральной целевой программой "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)".

Участие в объединениях

Безопасность полетов

Некоммерческое партнерство "Безопасность полетов", учрежденное в 1999 году авиапредприятиями России и стран СНГ и являющееся правопреемником действовавшего в течение 10 лет до этого Международного фонда авиационной безопасности, имеет своей главной целью предупреждение аварийности и повышение безопасности полетов в гражданской авиации. Членами Партнерства являются авиакомпании, аэронавигационные предприятия, предприятия и организации промышленности и науки, учебные заведения, страховые компании, другие авиационные организации России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Оперативная информация по безопасности полетов по материалам Межгосударственного авиационного комитета и Министерств транспорта, обороны и внутренних дел России, получаемая членами Партнерства два раза в месяц, позволяет лучше организовать работу авиакомпаний и предприятий по УВД, помогает изыскивать новые резервы повышения безопасности полетов. Тесно взаимодействуя с Всемирным фондом безопасности полетов (FSF), другими международными авиационными организациями (ИКАО, Евроконтроль, ИАТА, ATCA, ICAS и др.) Партнерство обеспечивает своим членам доступ к мировому опыту: периодическим изданиям FSF (обзоры по безопасности полетов, безопасность в аэропортах, на вертолетах, работы экипажа и др.), материалам международных семинаров, проводимых под эгидой FSF. В частности, переведено на русский язык и распространено в России и странах СНГ Руководство по сокращению авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке (ALAR Tool Kit). Партнерство принимало участие в разработке программы предупреждения столкновений воздушных судов с препятствиями (CFIT). Партнерство способствует интеграции авиационных специалистов и предприятий России и стран СНГ в мировое авиационное сообщество. Проведение международных конференций и семинаров с привлечением иностранных специалистов, организация участия специалистов в международных форумах, выдвижение специалистов и предприятий на получение международных наград, размещение материалов в зарубежных изданиях, организация обучению английскому языку - далеко неполный перечень усилий Партнерства в этом направлении. Лауреатами престижных международных наград стали 11 представителей России и стран СНГ, свыше 2000 авиационных специалистов России обучались английскому языку.
Предприятий в группе: 28
 

Социальные сети

Twitter
[image]
 
 

Изменения в сведения об авиапредприятии Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радио аппаратуры вносились: 16.04.2019. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».