Завод Элекон

Организационно-правовая форма: Акционерное общество
Сокращенное наименование: АО "Завод Элекон"

 

Сфера деятельности

Головное предприятие России по разработке и производству электрических соединителей и кабельных сборок.

АО "Завод Элекон" изготавливает свыше 75 типов соединителей, включая 40 000 типономиналов с числом контактов от 1 до 128, для авиационной, ракетно-космической, наземной и морской техники. Система качества сертифицирована по ГОСТ Р ИСО 9001-2015, соответствует требованиям ГОСТ РВ 0015-002-2012 и ЭС РД 009-2014. В номенклатуру выпускаемых соединителей входят следующие типы: 2РМТ, 2РТТ, СШР, ОНП-ЖИ-8, РПС1, РРМ46,47, РБН1,2, СНП382, СНЦ127, ОНЦ-БС, СНЦ150, СНЦ23,232, 233, МР1, СП397, СНЦ146, СНЦ144К, ВВТ, 5Р, соединители со встроенными фильтр-контактами, а также кабельные сборки. Широкая номенклатура и качество продукции удовлетворяют требованиям разработчиков и изготовителей объектов, аппаратуры и приборов.

Контактные лица

Колесов Александр Николаевич - Генеральный директор
Коротченко Павел Владимирович - Первый заместитель генерального директора
Наумов Андрей Львович - Советник генерального директора по общим вопросам
Трофимов Александр Геннадьевич - Коммерческий директор
Дрантусов Владимир Алексеевич - Исполнительный директор
Бирючевский Александр Владимирович - Технический директор
Благодарова Марина Николаевна - и.о. Директора по маркетингу

Историческая справка:

Акционерное общество "Завод Элекон" - головное предприятие России по разработке и производству электрических соединителей для всех отраслей оборонной и гражданской промышленности, а также специальных электроразрывных соединителей для ракетно-космической и военно-морской техники. В марте 2009 года предприятию исполнилось 70 лет. Это не только важное историческое событие в жизни завода, но и определенный рубеж, позади которого колоссальный вклад в становление и развитие отечественной электронной промышленности.

История "Элекона" начинается с 1939 года, когда приказом Наркома авиационной промышленности СССР № 64 от 25 марта на базе калориферного производства был создан завод теплообменных приборов. Эта дата считается днем рождения завода. Первым директором был назначен Владимир Петрович Голованов - человек огромной энергии. Производственная площадь завода при его организации составляла всего 1556 квадратных метров с 28 единицами технического оборудования. На новом заводе стали трудиться 170 человек.

В это же время в связи с перспективным развитием предприятия головным управлением Наркомата утверждается проект строительства нового корпуса площадью в 5 тысяч квадратных метров. Уже к концу 1940 года объем выпуска продукции увеличился в 2,5 раза. Большую роль в достижении таких заметных успехов сыграло и развернувшееся на заводе стахановское движение. Коллектив завода трудился в напряженном, деловом ритме. У коллектива были большие планы и надежды, сбыться которым не дала Великая Отечественная война. Ушли на фронт мужчины во главе с директором, их заменили женщины и подростки.

В годы Великой Отечественной войны завод производит продукцию для фронта: радиаторы для танков и автомашин, тару для патронов, кольца для ручных гранат, беспламенные горелки для обогрева моторов самолетов и танков и другие виды продукции - всего около 20 наименований. Была организована специальная лаборатория по изготовлению светосостава постоянного действия для навигационных приборов самолетов, танков и кораблей. Разработка и изготовление светомассы велась под руководством академиков В. Г. Хлопина и С. М. Вавилова. В военные годы заводом руководил Хасан Гагудзович Датиев. Объем выпускаемой продукции за эти годы увеличился в 3,5 раза.

25 заводчан не вернулись с полей сражений. Их имена золотыми буквами вписаны в заводскую книгу Почета. На территории завода установлен обелиск. В заводском музее создана специальная экспозиция. В. П. Голованов вернулся с фронта и снова возглавил коллектив.

В первые послевоенные годы завод выпускал продукцию, необходимую для восстановления народного хозяйства: строительные леса, тачки, запчасти сельхозтехники, металлические бочки для горючего, калориферы и другие изделия.

1950 год стал важной вехой в истории предприятия. 17 июля 1950 года было принято решение о перепрофилировании завода на выпуск новых изделий - электрических соединителей. Директором предприятия назначается Иван Николаевич Максимов - опытный и сильный производственник. В кратчайшие сроки была создана материально-техническая база для массового производства разъемов. Организованы литейное, пластмассовое, механическое производства. "Элекон" быстро освоил выпуск электрических соединителей и стал их крупнейшим производителем. Завод по праву считается основателем отрасли соединителей в СССР.

Заводу, первому в стране, было поручено освоение и производство штепсельных разъемов (ШР), а сам завод был именован Казанским заводом штепсельных разъемов. Потребность в разъемах росла так быстро, что, несмотря на высокие темпы развития завода, он уже не мог обеспечить всю потребность в них. По инициативе и при шефской помощи КЗШР в стране были организованы новые заводы - Харьковский, Черкесский, Джалал-Абадский, Изобильненский и другие, взявшие на себя производство отработанных на КЗШР разъемов.

Для производства высокогерметичных разъемов, на основе спая стекла с металлом, был создан Уруссинский филиал КЗШР — впоследствии завод "Электросоединитель".
Для разработки новых типов разъемов на территории завода было создано Казанское конструкторское бюро штепсельных разъемов (ККБШР), впоследствии ставшее НИИ.
В 1954 году было принято постановление Совета Министров СССР об организации опытно-конструкторского бюро (ОКБ) со специализацией по разработке радиоэлектронной аппаратуры. Костяк ОКБ составили опытные специалисты, перспективные выпускники, квалифицированные рабочие.
В 1959 году завод получил новое поручение Правительства - освоение телеметрической и дальномерной аппаратуры для ракетно-космической техники - знаменитые "Рубин" и "Алмаз". Для технического сопровождения производства, модернизации и модификации аппаратуры на заводе был создан радиотехнический отдел (РТО).
Организовано новое, второе производство по изготовлению радиотехнической аппаратуры - самолетных систем опознавания, бортовых и наземных радиомаяков для авиации.

1959–1965 годы являются важным периодом в истории завода. "Элекон" активно участвует в подготовке запуска космического корабля "Восход", пилотируемого первым в мире летчиком-космонавтом Юрием Гагариным. Трудовые победы коллектива предприятия были высоко оценены правительством. За успешное выполнение задач завод награжден орденом Трудового Красного Знамени, а большая группа работников предприятия - орденами и медалями СССР.

Ежегодно во Всемирный день авиации и космонавтики - 12 апреля - работники завода награждаются Федерацией космонавтики России за участие в отечественной космической программе.

В 1960 году завод начал производство бытовой аппаратуры. Силами РТО были разработаны, а заводом освоены первые в стране усилители для городского транспорта УТ-1 и компактные диктофоны "Электроника" (его можно увидеть в фильме 17 мгновений весны в руках Щтирлица).
Первые в СССР персональная вычислительная машина, стереопроигрыватель высшего класса, несколько типов персональных вычислительных комплексов, бытовые компьютеры были изготовлены на заводе "Элекон".

В 1962 году директором назначается Лутфулла Валеевич Гизатдинов, на протяжении 20 последующих лет приложивший много сил и знаний в организацию производства ракетно-космической аппаратуры и различных соединителей. Его труд оценен присвоением ему звания Героя Социалистического труда.

В 1968 году завод получил важнейшее поручение Правительства - в короткие сроки освоить в производстве комплекс аппаратуры для стыковки лунного орбитального и посадочного модулей для намечавшегося полета на Луну. Завод выполнил свои обязательства.

В 80-е годы НПО "Элекон" - ведущее предприятие электронной промышленности. Освоены электрические соединители с числом контактов от 2 до 102, которые применяются в военной, авиационно-космической и гражданской технике.

С 1986 года директором предприятием назначается специалист по лазерной технике, доктор технических наук, академик Александр Иванович Ларюшин.

1989 год начал отсчет новому этапу перестройки. Проработав потребительский рынок, были выбраны следующие направления: лазерная медицинская техника, машиностроение, светотехника, трубопроводная арматура, масштабные модели автомобилей.

В период перестройки и реформирования народного хозяйства "элеконовцы" столкнулись с серьезными финансово-экономическими трудностями, вызванными, прежде всего, конверсией, сокращением госзаказа, необходимостью содержать на предприятии мощности. Необходимы были решительные и кардинальные меры по оздоровлению предприятия, новые рыночные подходы, перепрофилирование ряда производств. И такие перемены на НПО "Элекон" пришли с новой командой во главе с Николаем Александровичем Колесовым. 1997 год можно считать новым рождением завода.

За короткий период "Элекон" сделал существенный скачок вперед. Были погашены задолженности, предприятие акционировано, расширено производство по всем направлениям - по соединителям, светотехнике, запорной арматуре, освоено производство новой продукции - оптических прицелов, театральных биноклей, новых типов светильников, проведена большая работа по благоустройству территории завода, ремонта зданий и сооружений.
С 2007 года заводом руководит кандидат экономических наук, депутат Государственного Совета РТ Анастасия Николаевна Колесова.
В 2010 году в связи с переходом А. Н. Колесовой на новое место работы - Председателем Правления ЗАО "Татсоцбанк", Советом директоров ОАО "Завод Элекон" был избран новый генеральный директор Николай Николаевич Ураев, ранее занимавший должность первого заместителя генерального директора - коммерческого директора предприятия.
Сегодня АО "Завод Элекон" - стабильно растущее предприятие.
Приказом № 110 от 11.07.2002 г. по Российскому агентству систем управления (РАСУ) АО "Завод Элекон" присвоены функции Бюро применения цилиндрических соединителей (БПЦС).

 
 

Изменения в сведения об авиапредприятии Завод Элекон вносились: 12.03.2019. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».