Туполев

Организационно-правовая форма: Публичное акционерное общество
Сокращенное наименование: ПАО "Туполев"
Официальное наименование на английском: Public Joint Stock Company "Tupolev"

 

Сфера деятельности

ПАО "Туполев" специализируется в области проектирования, производства и послепродажного сопровождения самолетов военного, специального и гражданского назначения. Компания является продолжателем традиций предприятия, основанного в 1922 году легендарным российским авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. В настоящее время приоритетными являются направления по модернизации самолетов Дальней авиации Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, созданию спецкомплексов, а также выпуску самолетов семейств Ту-204/214 различных модификаций.

Предприятие входит в состав ПАО "ОАК".

Контактные лица

Управляющий директор - Вадим Королев

Проекты

- Поддержка эксплуатации и модернизация самолетов стратегической авиации Ту-95МС, Ту-142, Ту-22М3, Ту-160.
- Разработка перспективного авиационного комплекса для Дальней авиации.
- Модификация и серийное производство семейства турбореактивных магистральных самолетов семейства Ту-204/214 (Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-204С, Ту-204СЕ, Ту-204-120, Ту-204-120С, Ту-204-120СЕ, Ту-204-100Е, Ту-204-100В, Ту-214, Ту-214ОН, Ту-214СР, Ту-214Р, Ту-214ПУ, Ту-214СУС и др.).
- Разработка и запуск в серийное производство среднемагистральных самолетов Ту-204СМ.
- Разработка интерьеров VIP-салонов самолетов всех типов.
- Поддержка эксплуатации и модернизация всех модификаций самолетов Ту-134, Ту-154.
- Работы по программе ближнемагистрального самолета Ту-334.
- Разработка широкофюзеляжного ближне-среднемагистрального самолета.
- Работы по беспилотной авиационной технике.
- Разработка самолетов на криогенном топливе.
- Создание сверхзвукового пассажирского самолета второго поколения.
- Разработка новых проектов перспективных образцов авиационной техники.

Сертификаты и лицензии:

- Сертификат разработчика авиационной техники № Р-62 (Межгосударственный авиационный комитет, 24 июня 2015)
- Область действия сертификата разработчика № Р-62 (МАК, 24 июня 2015)
- Лицензия на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники № 13418-АТ (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, 28 мая 2015)
- Лицензия на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты гостайны № 4737 (Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, 11 октября 2013)
- Лицензия на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники № 002647 ВВТ-ОПР (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, 26 мая 2015)
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 034228 (Департамент образования города Москвы, 7 октября 2013)
- Сертификат соответствия на проектирование, производство, модификацию, модернизацию, ремонт, испытания и техническое обслуживание авиационной техники, в том числе двойного назначения, вооружения и военной техники № ВР 04.1.8873-2015 (ФСВТС России, Росстандарт, Госкорпорация "Росатом", РСПП, АНО "Военный регистр", 20 июля 2015)

Историческая справка:

Становление и развитие конструкторского бюро А.Н. Туполева во многом отличались от других отечественных авиационных КБ. Прежде всего, КБ Туполева явилось органическим воплощением и продолжением всех тех передовых тенденций, которые имелись в русской авиационной науке и технике в начале ХХ века. Созданию КБ предшествовал бурный рост интереса к проблемам воздухоплавания и авиации в России. Ярким воплощением этого стали работы Николая Егоровича Жуковского. В 1909 г. в Императорском техническом училище Жуковский начал читать курс лекции "Воздухоплавание" и руководить студенческим воздухоплавательным кружком. Среди слушателей лекции великого ученого и членов кружка незаурядными способностями и тягой ко всему новому в области авиации выделялся студент Андрей Николаевич Туполев
Н.Е. Жуковский, его ученики (первым из них был А.Н. Туполев), опираясь на опыт своей научной и практической работы, овладев научным прогнозированием, поняли, что дальнейшее развитие самолетостроения невозможно без организации научно-исследовательской базы. Так возникла идея создания научного аэрогидродинамического института. С предложением об его организации Н. Е. Жуковский и А.Н. Туполев обратились в Высший совет народного хозяйства к заведующему Научно-техническим отделом (НТО) Н. П. Горбунову. Идея создания института была поддержана В.И. Лениным. Так, в декабре 1918 г. начал свою деятельность единственный в своем роде отраслевой институт – научная база самолетостроения – Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
Институт возглавил Н.Е. Жуковский (председатель коллегии), а его первым помощником и одновременно начальником авиационного отдела стал А.Н. Туполев. Он сразу взял в свои руки организацию Института, претворяя в жизнь идеи Н.Е. Жуковкого. В результате создается институт, способный не только давать научные рекомендации, но и непосредственно руководить развитием отрасли. С самого начала в ЦАГИ развивались различные науки: о легких авиационных сплавах, их коррозии и защите от нее; об авиационных моторах; о прочности авиационных конструкций; о методике летных испытаний и многие другие. Впоследствии некоторые из этих научных направлений успешно продолжили свое развитие в специализированных институтах, таких как Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), Летно-исследовательский институт (ЛИИ).
После смерти Н.Е. Жуковского А.Н. Туполев с С.А. Чаплыгиным, возглавившим коллегию Института, продолжают работу по дальнейшему расширению и развитию ЦАГИ. Параллельно с главной, конструкторской деятельностью он активно участвует в создании экспериментальной базы. Самая большая в мире по тем временам аэродинамическая труба Т1 – ТП была построена по схеме, разработанной Туполевым еще в 1915 г. По его инициативе созданы опытный бассейн-гидроканал, лаборатория статических испытаний авиационных конструкций, отдел эксплуатации, летных испытаний и доводки самолетов (ОЭЛИД) и другие подразделения. До последних дней жизни Туполев принимал активное участие в развитии экспериментальных баз ЦАГИ и других институтов, призванных решать задачи самолетостроения.
В 1918-1936 гг. А.Н. Туполев являлся членом коллегии и заместителем начальника ЦАГИ по опытному цельнометаллическому самолётостроению. В 1922 г. Туполев возглавил Комиссию по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов. По предложению самого А.Н. Туполева дату создания Комиссии - 22 октября 1922 г. - считают датой создания опытного конструкторского бюро ЦАГИ – ОКБ А.Н. Туполева.
Первый самолет Туполева, маленький АНТ-1 (1923 г.), еще не был цельнометаллическим, но уже второй, пассажирский АНТ-2 (1924 г.), был выполнен по юнкерсовской технологии, предопределившей некоторую топорность внешнего облика. Следующим стал разведчик Р-3 (АНТ-3, 1925 г.). После его триумфальных полетов по Европе и Японии мир узнал, что в СССР умеют строить самолеты из металла. А для Туполева и возглавляемого им АГОС ЦАГИ (АГОС – это объединение отделов института по темам авиации, гидроавиации и опытного самолетостроения) успех Р-3 стал началом цельнометаллического самолетостроения в России.
Впервые в мировой практике А.Н. Туполев не только научно обосновал рациональность схемы свободнонесущего цельнометаллического моноплана с профилем крыла большой "строительной высоты", с двигателями, расположенными в носке крыла, но и создал такой самолёт, в то время не имевший аналогов (АНТ-4, 1926 г.). А.Н. Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей. А.Н. Туполев ввёл в практику отечественного самолётостроения организацию на серийных заводах филиалов основного КБ, что значительно ускорило выпуск машин и создание при КБ своих лётно-доводочных баз, что сократило сроки проведения как заводских, так и государственных испытаний опытных машин.
В 1932 г. вводится в строй Завод Опытных Конструкций (ЗОК), одновременно КБ переезжает в новое здание КОСОС (ЦАГИ). К 1935 г. складывается достаточно стройная структура проектных подразделений КБ с четким разделением работ между ними по разным направлениям их деятельности. Отдельные бригады возглавляли ближайшие коллеги А.Н. Туполева: В.М. Петляков, И.И. Погосский, А.П. Голубков, П.О. Сухой, А.А. Архангельский, В.М. Мясищев и другие конструкторы, имена которых навсегда вошли в историю отечественного и мирового самолетостроения.
В 1936 г. А.Н. Туполев назначается первым заместителем начальника и главным инженером главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома. Одновременно А.Н. Туполев возглавляет выделенное из системы ЦАГИ конструкторское бюро вместе с Заводом Опытных Конструкций, которые затем переименуются в завод № 156 в системе НКТП (народный комиссариат танковой промышленности), а затем в НКАП (народный комиссариат авиационной промышленности).
На протяжении всего творческого пути А.Н. Туполев постоянно уделял внимание созданию новых авиационных материалов. По его настоянию и при его поддержке были созданы и начали широко применяться: со второй половины 30-х годов - легкие магниевые сплавы; с конца 40-х - начала 50-х годов – высокопрочные алюминиевые сплавы для тяжелых скоростных самолетов; с конца 60-х годов – теплостойкие алюминиевые сплавы для сверхзвуковых самолетов. Он первым начал применять хромансиль (высокопрочную сталь), стеклотекстолит и многие другие авиационные неметаллические материалы, организовал специальную лабораторию для исследования и разработки технологических процессов их производства, обеспечения серийного внедрения и создания новых неметаллических материалов.
В 1937-1941 гг. А.Н. Туполев был необоснованно репрессирован и, находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 НКВД. Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2). С весны 1939 г. в системе ОТБ НКВД формируется тот костяк фирмы "Ту", которому отечественная авиация во многом обязана послевоенными успехами в области тяжелого и прежде всего тяжелого реактивного самолетостроения.
Этапными самолётами Туполева, в которых воплотились новейшие достижения науки и техники в области авиационного конструирования, в предвоенный период стали бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6, АНТ-40, АНТ-42 и Ту-2, пассажирские самолёты АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 "Максим Горький" и рекордный АНТ-25. В Великой Отечественной войне участвовали ТВ-1, ТВ-3, СБ, Р-6, ТВ-7, МТБ-2, Ту-2 и торпедные катера Г-4, Г-5.
В послевоенный период под руководством А.Н. Туполева (с 1956 г. он генеральный конструктор) был создан ряд военных и гражданских самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой ракетонесущий дальний бомбардировщик Ту-22 и сверхзвуковой барражирующий истребитель-перехватчик Ту-128. В 1964 г. принимается на вооружение дальний сверхзвуковой беспилотный разведчик Ту-123 "Ястреб", ставший первенцем в семействе туполевских беспилотных разведывательных комплексов.
В 1956-1957 гг. в КБ было создано новое подразделение, задачей которого была разработка беспилотных ЛА. Были разработаны крылатые ракеты "121", "123", ЗУР "131", а также велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату "130" и ракетоплану "136" ("Звезда"). С 1955 г. проводились работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой (ЯСУ). После полетов летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 с ЯСУ и сверхзвуковых бомбардировщиков "120".
На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 г. был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114, ближние и средние магистральные самолёты Ту-110, Ту-124, Ту-134.
Также во второй половине 1960-х годов в КБ проектируется многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла – Ту-22М, ставший в процессе своего развития основой отечественной Дальней авиации и авиации ВМФ, эти самолеты постепенно пришли на смену дозвуковым Ту-16 и сверхзвуковым Ту-22.
1960-е годы в КБ проходят под знаком разработки нового среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154, который в 70-е годы пришел на смену реактивным пассажирским самолетам первого поколения, а также создания первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 (совместно с А.А. Туполевым).
Среднемагистральный Ту-154 стал для КБ поворотным этапом в разработке современных пассажирских самолетов. Впервые в практике КБ проектировался пассажирский самолет, в основе конструкции которого даже отдаленно не было военного прототипа. Это позволило создать высокоэффективный пассажирский самолет, экономические и эксплуатационные летные характеристики которого были на уровне лучших зарубежных аналогов.
Ту-154 совершил первый полет в 1968 г., а уже с начала 70-х годов эти машины пошли в активную эксплуатацию на линии страны и на поставки за пределы СССР. Всего до конца XX века было построено более 900 Ту-154 в нескольких основных модификациях. Наибольшего совершенства, как тип, Ту-154 достиг в модификации Ту-154М, в которой за счет внедрения новых, более экономичных двигателей и улучшений в аэродинамике удалось значительно повысить экономическую эффективность самолета. До сих пор самолёты Ту-154 в различных вариантах продолжают трудиться в России и за ее пределами.
Создание первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 – это отдельная славная глава в истории КБ. В ходе разработки Ту-144 удалось успешно решить целый ряд сложнейших научно-технических задач сверхзвуковой пассажирской авиации, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее этого направления развития пассажирского авиационного транспорта и, в частности, на создание сверхзвукового пассажирского самолета второго поколения.
Всего под руководством А.Н. Туполева было спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов. А.Н. Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В.М. Петляков. П.О. Сухой, В.М. Мясищев, А.И. Путилов. В.А. Чижевскй, А.А. Архангельский, М.Л. Миль, А.П. Голубков, И.Ф. Незваль и другие.
В 1970-е годы, после смерти А.Н. Туполева руководителем предприятия (с 1966 г. – ММЗ "Опыт") стал его сын Алексей Андреевич Туполев. В эти годы и в последующие десятилетия в стенах КБ для дальней авиации проектируется многорежимный межконтинентальный ракетоносец Ту-160, ведутся работы по беспилотным разведывательным комплексам нового поколения "Рейс" и "Стриж", а также разворачиваются опытно-конструкторские работы по пассажирским самолетам нового поколения, приведшие к созданию среднемагистрального Ту-204 и ближнемагистрального Ту-334.

Несмотря на все объективные и субъективные сложности в жизни КБ и его коллектива, в 1990-е годы удалось передать в серию и в эксплуатацию несколько модификаций нового среднемагистрального Ту-204, начать испытания новейшего ближнемагистрального Ту-334.
История КБ – это живая история проектирования и постройки гражданских и военных самолетов. Все эти годы характеризовались успешным решением совершенно новых проблем и созданием новых самолетов. Так было с первым цельнометаллическим самолетом АНТ-2, самолетом-гигантом "Максим Горький" (АНТ-20), первым реактивным пассажирским Ту-104, первым сверхзвуковым пассажирским Ту-144, первым самолетом на криогенных топливах Ту-155.
На рубеже ХХ и ХХI веков КБ Туполева вошло как составная часть в новую структуру –ОАО "Туполев", включившую в себя, помимо КБ, испытательную базу, а также серийный авиастроительный завод "Авиастар-СП" в Ульяновске.
В соответствии с Указом Президента РФ от 20 февраля 2006 г. № 140 ОАО "Туполев" вошло в состав ОАО "ОАК".
Для реализации основных задач Объединенной авиастроительной корпорации, с целью увеличения выручки и объема выпуска самолетов марки "Ту", в марте 2014 в ПАО "ОАК" принято решение объединить разработчика авиационной техники "Туполев" и завода-изготовителя Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова. Таким образом, сегодня ПАО "Туполев" решает важнейшие задачи – от создания комплексной системы послепродажного сервисного обслуживания, обеспечивающей эксплуатацию на протяжении всего жизненного цикла самолетов марки "Ту" до создания перспективных авиационных комплексов боевой авиации нового поколения.

Прочее:

Участие в программах и проектах (внутрироссийских, международных):

Международный авиационно-космический салон "МАКС" (Россия, г. Жуковский)
Международный военно-технический форум АРМИЯ (Россия, г. Кубинка)
Международная выставка "Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование" (АКТО) (Республика Татарстан, г. Казань)
Авиакосмическая выставка Aero India (Индия)
Международная конференция и выставка "Техобслуживание и ремонт авиационной техники России и СНГ" (Россия, г. Москва)
Международная выставка композитов JEC Composite Airshow (Франция)
Международная выставка и конференция по вопросам гражданской авиации India Aviation Expo (Индия)
Международная конференция "Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ" (Россия, г. Москва)
Выставка по интерьерам летательных аппаратов "Aircraft Interiors Expo" (Германия)
Международный форум двигателестроения (МФД)
Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий "Архимед" (Россия, г. Москва)
Международный авиасалон Farnborough (Великобритания)
Международный форум "Технологии в машиностроении" (Россия, г. Жуковский)
Международный авиатранспортный форум "МАТФ" (Россия, г. Ульяновск)
Международная конференция "Региональная авиация России" (Россия, г. Москва)
Международный авиационный форум "Крылья России" (Россия, г. Москва)
International Tri-Service Defence Expo&Forum – INDO DEFENCE (Индонезия)
Международная авиационная выставка Airshow China (Китай)
Профессиональная конференция "Маркетинг авиатранспортных услуг" (Россия, г. Москва)
Международный авиасалон Paris Air Show (Франция)
Международная выставка ILA (Германия)
Выставка "NDT неразрушающий контроль и техническая диагностика в промышленности" (Россия, г. Москва)
Международная выставка испытательного оборудования, систем и технологий авиационно-космической промышленности "Aerospace Testing Russia" (Россия, г. Москва)
Выставка "Промышленная диагностика и контроль" (Россия, г. Москва)
Всероссийская научно-техническая конференция "Метрологическое обеспечение испытаний и измерений в авиационно-космической промышленности" (Россия, г. Москва)
Конференция по профориентации (Россия, г. Москва)
Форум Россия-ОАЭ (Россия, г. Москва)
Форум Молодежь и будущее авиации и космонавтики (Россия, г. Москва)
Форум средств безопасности "Интерполитех" (Россия, г. Москва)
Симпозиум по авиаинтерьерам (Россия, г. Москва)
Конференция CG Event для профессионалов в области компьютерной графики, визуальных эффектов и анимации (Россия, г. Москва)

Участие в объединениях

Объединенная авиастроительная корпорация

Публичное акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация" (ПАО "ОАК") создано в соответствии с указом Президента РФ от 20 февраля 2006 г. №140 "Об открытом акционерном обществе "Объединенная авиастроительная корпорация". Регистрация Корпорации как юридического лица состоялась 20 ноября 2006 г. Общество учреждено Российской Федерацией путем внесения в его уставный капитал государственных пакетов акций авиационных предприятий (согласно Приложению 1 к Указу Президента РФ №140 от 20 февраля 2006 г.), а также частными акционерами ОАО "Корпорация "Иркут". Приоритетными направлениями деятельности ПАО "ОАК" и входящих в Корпорацию компаний, являются: разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения.
Предприятий в группе: 19
 

Союз авиапроизводителей

Некоммерческое партнерство "Союз авиапромышленности" России (до апреля 2009 г. - Международный союз авиапромышленности) является отраслевым промышленным объединением, которое содействует развитию авиастроения, повышению социального и правового статуса предприятий отрасли, оказанию правовой и методической помощи, защите корпоративных интересов авиапрома на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, а также в соответствующих международных организациях. САП создан в 2002 г. по инициативе ведущих авиапромышленных предприятий России при поддержке Росавиакосмоса и Межгосударственного авиационного комитета и объединяет более 80 ведущих предприятий самолётостроения, двигателестроения, приборо- и агрегатостроения, ремонтные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, страховые компании и банки, ассоциации, фонды, акционерные общества, связанные с авиапромышленностью. Предприятия, входящие в состав Союза, в 2011 году выпустили более 70% общего объема продукции авиастроительной отрасли.
Предприятий в группе: 60
 
 
 

Изменения в сведения об авиапредприятии Туполев вносились: 24.06.2021. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».