Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности

Организационно-правовая форма: Открытое акционерное общество
Сокращенное наименование: ОАО "ГИПРОНИИАВИАПРОМ"

 

Сфера деятельности

ОАО "ГИПРОНИИАВИАПРОМ" разрабатывает комплексную проектную документацию на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение:
- предприятий и заводов авиационной промышленности;
- опытно-конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов;
- испытательных центров авиационной промышленности;
- предприятий машиностроительного профиля;
- большепролетных зданий;
- аэродромов и аэропортов;
- объектов гражданского назначения.

ОАО "ГИПРОНИИАВИАПРОМ" выполняет комплекс работ (разработка, изготовление, монтажные и пуско-наладочные работы) по созданию:
- стендов для испытания авиационных двигателей и агрегатов;
- ворот для большепролетных корпусов и ангаров;
- многопролетных кранов.

ОАО "ГИПРОНИИАВИАПРОМ" осуществляет функции генерального подрядчика с вводом в действие и сдачей объектов "под ключ".

ОАО "ГИПРОНИИАВИАПРОМ" проводит:
- расчет санитарно-защитных зон;
- разработку мероприятий по защите от шума;
- испытания строительных изделий и материалов;
- обследование состояния строительных конструкций;
- инженерные изыскания.

ОАО "ГИПРОНИИАВИАПРОМ" располагает:
- штатом высококвалифицированных специалистов, способных проектировать широкий спектр промышленных, гражданских и специальных объектов различного назначения и сложности;
- современным оборудованием;
- лицензированным программным обеспечением.

Контактные лица

Пименов Алексей Алексеевич - Председатель Совета директоров
Генеральный директор - Давыдкин Сергей Юрьевич
Первый заместитель Генерального директора - Панюков Александр Николаевич
Директор по проектно-конструкторской деятельности - Кондратьев Валерий Алексеевич

Сертификаты и лицензии:

- Свидетельство саморегулируемой организации Союз "Межрегиональное объединение проектных организаций специального строительства" (СРО Союз "МОПОСС") о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, по осуществлению организации работ по подготовке проектной  документации для объектов капитального строительства, включая особо опасные, технически сложные и уникальные объекты (кроме объектов использования атомной энергии);
- Свидетельство саморегулируемой организации Союз "Межрегиональное объедине-ние организаций специального строительства" (СРО Союз "МООСС") о допуске к опреде-ленному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капи-тального строительства, по осуществлению организации работ по строительству, рекон-струкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, включая особо опасные, технически сложные и уникальные объекты (кроме объектов использования атом-ной энергии);
- Свидетельство саморегулируемой организации Ассоциация "Инженерные изыскания в строительстве" (СРО "АИИС") о допуске к определенному виду или видам  работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, по осуществлению организации работ по инженерным изысканиям для объектов капитального строительства, включая особо опасные, технически сложные и уникальные объекты (кроме объектов использования атомной энергии);
- Свидетельство саморегулируемой организации Ассоциация по содействию в облас-ти энергосбережения и энергоэффективности "ЭнергоАудит 31" (СРО Ассоциация "Энер-гоАудит 31") о допуске к работам по осуществлению энергетического обследования (энергоаудита);
- Лицензия Управления ФСБ России по Москве и Московской области на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну от 31 октября 2014 года;
- Лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники от 6 августа 2012 года;
- Лицензия МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 17 июня 2016 года;
- Сертификат на соответствие СМК Общества ISO 9001:2008 от 25.09.2015г.;
- Сертификат на соответствие СМК Общества ГОСТ ISO 9001-2011 от 28.07.2015г.

Историческая справка:

История ОАО "ГИПРОНИИАВИАПРОМ" начинается с создания на базе самолетного и моторного сектора Главного управления авиационной промышленности Государственной проектной конторы "Авиапроект", которая Приказом НКТП (Народного Комиссариата тяжелой промышленности) № 487 от 9 июля 1932 года преобразована в Государственный институт по проектированию заводов авиационной промышленности - ГИПРОАВИА. А Приказом Народного Комиссариата оборонной промышленности № 011 28.01.1937 г. ГИПРОАВИА переименована в Первый государственный проектный институт – ГПИ-1.

Становление ОАО "ГИПРОНИИАВИАПРОМ", как крупной отраслевой проектной организации, происходило в ходе строительства и реконструкции заводов, ставших фундаментом отечественной авиационной промышленности. В связи с форсированным развитием авиации в предвоенные годы возрастали масштабы и сложность задач, стоявших перед институтом. Он пополнялся опытными кадрами из других отраслей и молодыми инженерами. Были организованы его первые филиалы в Ленинграде, Харькове и Куйбышеве (сейчас Самара).

В мае 1941 г. приказом Народного Комиссариата авиационной промышленности № 174 "ГПИ-1" переименован в Государственный институт по проектированию заводов авиационной промышленности - ГИПРОАВИАПРОМ. С началом Великой Отечественной войны институт активно включился в работу по организации (практически "с колес") производства на десятках заводов, эвакуированных в считанные дни из европейской части страны на восток. В послевоенные годы резко возросли объемы и сложность работ. Создавались новые и реконструировались действующие производства по выпуску проката и заготовок из алюминиевых и титановых сплавов в Верхней Салде, Куйбышеве и других городах. Создавались и обновлялись научно-исследовательская, опытно-конструкторская и испытательная базы отрасли (ЦАГИ, ЦИАМ, ВИЛС и другие институты).

В 1950 – 1960-х гг. сотрудники института принимали участие в создании стендовых комплексов для испытания ракетных двигателей, прочностных испытаний летательных аппаратов и их элементов, других уникальных объектов. Особенности авиационного и ракетного производств, бурные темпы их развития вызвали необходимость организации собственной научно-технической базы. Последовательно создавались подразделения для научно-технического обеспечения проектно-конструкторских работ, разрабатывались уникальные методики и технические решения систем измерения тяги двигателей, автоматизации испытаний, по расчету и испытанию несущих строительных конструкций, по шумоглушению и защите водного и воздушного бассейнов. По мере усложнения задач создавались новые филиалы, лаборатории, разрабатывавшие схемы развития отрасли, занимавшиеся проблемами аэро- и газодинамики, тепломассообмена, созданием систем автоматизированного управления технологическими процессами, современных складских систем, транспортных устройств на воздушной подушке, решавшие проблемы экологической оптимизации производства и защиты окружающей среды, осуществлявшие планирование и контроль природоохранной деятельности в отрасли, обследование строительных конструкций. В это время созданы филиалы в Новосибирске, Казани и Омске.
В 1970 – 1980-х гг. институт решал масштабную задачу по обеспечению проектной документацией, опытно-конструкторской, научно-исследовательской и испытательной базы отрасли. Открывается новый филиал в Уфе. В течение этого периода институтом были разработаны проекты, по которым построены такие уникальные объекты, как:
- испытательный комплекс Ц-110 ЦИАМ для проведения натурных испытаний авиационных двигателей с имитацией полетных условий;
- аэродинамическая труба Т-128 ЦАГИ – одна из крупнейших в мире и превосходящая аналогичные зарубежные установки по рабочим параметрам;
- стенды нового типа сечением 14 х 14 м для проведения испытаний реактивных двигателей с большой степенью двухконтурности;
- корпуса агрегатной сборки на заводах Казани, Горьком (Нижнем Новгороде), Таганроге, Куйбышеве (Самаре), Смоленске;
- станции испытаний авиационных и ракетных двигателей в Казани, Москве и Подмосковье, Куйбышеве (Самаре), Запорожье, Уфе, Перми, Рыбинске;
- корпуса обработки алюминиевых и титановых сплавов в Куйбышеве (Самаре), Красноярске, Верхней Салде;
- комплекс стендов и объектов в НПО "Молния", ЦАГИ и на космодроме Байконур для проведения испытаний и обеспечения запуска в 1988 г. космического корабля многоразового использования "Буран";
- аэродинамическая труба для проведения натурных испытаний образцов автомобилей (первая в нашей стране) на полигоне в Дмитрове;
- производство деталей из полимерных композиционных материалов для вертолетов в Улан-Удэ.   

Особое место в эти годы занимает программа создания в отрасли пассажирских широкофюзеляжных самолетов, таких как ИЛ- 76, ИЛ-86, ИЛ-96, АН 124(Руслан), АН-128 (Мрия).
Для их разработки и производства институт разрабатывает серию большепролетных корпусов с пролетами 60 м для агрегатной сборки и 96 м для окончательной сборки.
Такие сборочные комплексы были построены в Ташкенте и Воронеже. В Киеве они были построены для ОКБ "Антонова" и на Серийном заводе "КнААПО", в Гостомеле был построен доводочный ангар пролетом 96 м. Все эти корпуса были оснащены изготовленными в России крановыми системами с автоматической стыковкой крановых мостов.
В ходе своего развития институт становится комплексной проектной организацией, по проектам которой строились и реконструировались практически все предприятия авиационной промышленности бывшего СССР.
Самым ярким примером такой деятельности служит Ульяновский авиационный промышленный комплекс (сегодня ЗАО "Авиастар-СП", ООО "Волга-Днепр", ООО "Спектр-АВИА" и др.).
ГИПРОНИИАВИАПРОМ разработал технико-экономическое обоснование необходимости создания этого комплекса для нашей страны, осуществил выбор площадки для его строительства и выполнил полный объем проектных работ, выполняя функции генерального проектировщика.
Были запроектированы несколько заводов, испытательно-доводочная база (ИДБ), промышленная зона и жилой район, практически город, на 250 тыс. жителей.

Первая очередь УАПК была введена в строй в 1985 г. Среди ее объектов :
- самолетостроительный завод с общей площадью строительства 909 тыс. кв. м;
- агрегатный, приборный и станкостроительный заводы;
- аэродромный комплекс со взлетно-посадочной полосой длиной 5 км и шириной 90 м, с окрасочным и доводочным ангарами и другими службами;
- уникальные системы инженерного обеспечения и охраны окружающей среды.

Гордостью проектировщиков и строителей является главный корпус самолетостроительного завода, включающий в себя сборочный пролет (ширина 96 м высота 34 м) пролеты агрегатной сборки (60+24+60 м высота 24 м) и механообрабатывающие пролеты, объединенные в единый комплекс не имеющей аналогов в мире крановой системой, состоящей из 250 единиц оборудования и позволяющей доставлять длинномерные (до 40 м) грузы массой до 40 т из любого пролета (всего 11) в любой другой, в том числе окончательной сборки, без перегрузки. 
Для монтажа главного корпуса были разработаны уникальные решения по сборке секций перекрытия на земле с последующим их подъемом на высоты 24 м – для цехов агрегатной сборки и на высоту 34 м – для цеха окончательной сборки самолетов.

В 1993 году "ГИПРОНИИАВИАПРОМ" реорганизован в Акционерное общество открытого типа "Гипронииавиапром" - АООТ "Гипронииавиапром", а в апреле 1996 года переименован в Открытое акционерное общество "Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности" - ОАО "ГИПРОНИИАВИАПРОМ".

Компании ОАО "ГИПРОНИИАВИАПРОМ" удалось избежать участи многих предприятий, которые в 90-х годах не смогли найти свою дорогу в условиях рыночной экономики. Подняв свой авторитет, осваивая новые передовые технологии, специальности и продолжая совершенствовать свою работу, мы выполнили в эти годы ряд работ, ранее представлявшихся нам непрофильными. В частности, к ним относятся:
- инженерные сети и объекты городской инфраструктуры;
- концепция развития муниципального района "Войковский" Северного административного округа г. Москвы, по ряду разделов (в т.ч. по экологии) вызвавшая живой интерес у конкурентов и получившая одобрение градостроительного совета столицы;
- проекты жилых домов;
- объекты предприятий стройматериалов, электротехнической промышленности;
- газотурбинные энергоустановки и газоперекачивающие станции;
- проект аквапарка на Черноморском побережье Кавказа и др.

Мы сохранили доверие иностранных партнеров и продолжаем сотрудничество по техническому перевооружению ряда предприятий для производства и ремонта лицензионной техники в Китае, Индии, других странах. При нашем участии создана испытательная станция газотурбинных двигателей и ангар для обслуживания широкофюзеляжных самолетов во Вьетнаме (с изготовлением и поставкой металлоконструкций, ворот и кранов под пролет 126 м). Продолжаются работы и в интересах предприятий отечественного авиапрома. По нашим проектам:
- реконструированы испытательные стенды для ММПП "Салют" с системой шумоглушения, включая глушение инфразвука на основе разработок одной из наших лабораторий;
- построен корпус окончательной сборки ОАО "РСК "МиГ" в г. Луховицы;
- создан медицинский исследовательский центр ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" для подготовки пилотов и космонавтов.
В 2008 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1052 ОАО "ГИПРОНИИАВИАПРОМ" входит в перечень открытых акционерных обществ, в отношении которых ГК "РОСТЕХНОЛОГИИ" осуществляет единую государственную политику по созданию техники военного и гражданского назначения.

Участие в объединениях

Союз авиапроизводителей

Некоммерческое партнерство "Союз авиапромышленности" России (до апреля 2009 г. - Международный союз авиапромышленности) является отраслевым промышленным объединением, которое содействует развитию авиастроения, повышению социального и правового статуса предприятий отрасли, оказанию правовой и методической помощи, защите корпоративных интересов авиапрома на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, а также в соответствующих международных организациях. САП создан в 2002 г. по инициативе ведущих авиапромышленных предприятий России при поддержке Росавиакосмоса и Межгосударственного авиационного комитета и объединяет более 80 ведущих предприятий самолётостроения, двигателестроения, приборо- и агрегатостроения, ремонтные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, страховые компании и банки, ассоциации, фонды, акционерные общества, связанные с авиапромышленностью. Предприятия, входящие в состав Союза, в 2011 году выпустили более 70% общего объема продукции авиастроительной отрасли.
Предприятий в группе: 60
 

Союз авиационного двигателестроения

Международная ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" - добровольный союз изготовителей и потребителей высокотехничной продукции. В нее входят практически все крупнейшие фирмы мира по авиационным моторам, имеющие большой авторитет и владеющие высочайшим искусством создания, производства и эксплуатации сложнейших технических устройств, каким является авиадвигатель. Ассоциация является оптимальной структурой, координирующей выполнение требований, предъявляемых к авиадвигателям в течение всего жизненного цикла. АССАД - создана в феврале по инициативе 58 предприятий и организаций и зарегистрирована 31 мая 1991 года (свидетельство Московской регистрационной палаты 003.076). В рамках АССАД с нами работают 91 фирма различного профиля, представляющие Россию, Украину, Беларусь, США, Англию, Францию, Германию, Канаду и Швейцарию - научно-исследовательские, опытно-конструкторские, серийные, ремонтные государственные, акционерные и частные фирмы, занятые созданием, производством, ремонтом и сервисным обслуживанием авиационных двигателей и агрегатов к ним, вспомогательных силовых установок, приводов для газоперекачивающих и энергетических установок, утилизацией авиационных двигателей, а также большой номенклатурой товаров широкого спроса (двигателей для автомобилей, лодочных моторов, снегоходов, мотоблоков и мотокультиваторов и многих других товаров). Ассоциация тесно взаимодействует с Российским авиационно-космическим агентством, Министерством науки, промышленности и технологий РФ, МО (ВВС) РФ, Авиарегистром Межгосударственного авиационного Комитета.
Предприятий в группе: 50
 
 
 

Изменения в сведения об авиапредприятии Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности вносились: 07.08.2018. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».