А-50 / Самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения

- Дата изменения данных: 22.12.2015
Авиационный комплекс радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50 состоит из радиотехнического комплекса (РТК), размещенного на самолете А-50 (модифицированный вариант Ил-76МД).
Комплекс предназначен для:
РАЗМЕРЫ.
ЧИСЛО МЕСТ.

ДВИГАТЕЛИ. Самолет оснащен четырьмя ТРДД Д-З0КП (4 х 12 300 кгс).
Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе.
МАССЫ И НАГРУЗКИ :
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Радиотехнический комплекс, созданный НПО "Вега-М", размещен внутри фюзеляжа самолета-носителя, антенные системы локаторов ("гриб") - в обтекателе вне фюзеляжа.
В состав комплекса радиолокационного дозора и наведения входят трехкоординатная радиолокационная высококогерентная станция импульсно-допплеровского типа с пассивным каналом пеленгации, позволяющая обнаруживать и сопровождать воздушные цели (включая малоразмерные) как в свободном пространстве, так и на фоне земли; аппаратура съема и отображения полученной информации на рабочих местах тактического экипажа, система активного запроса-ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам; цифровой вычислительный комплекс для решения задач управления, наведения истребителей на воздушные цели, система госопознавания, аппаратура командной линии радиоуправления, аппаратура ЗАС, система цифровой помехозащищённой связи с наземными и корабельными пунктами управления, а также со взаимодействующими самолетами; телекодовая аппаратура; аппаратура документирования. Обнаружение целей осуществляется цифровой системой селекции движущихся целей. Рабочие места операторов оснащены цветными экранными индикаторами, информация на которых отображается в буквенно-цифровом (номер, курс, высота, скорость полета истребителя-перехватчика и остаток топлива на нем) и панорамном виде.
Общая масса радио технического комплекса - 20 т.
Радиолокационная станция, работающая в сантиметровом диапазоне, способна обнаружить цель класса "истребитель", летящую на малой высоте на фоне земли на дальности 200-400 км, на большой высоте - 300-600 км. Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество одновременно сопровождаемых целей - 50-60 (на усовершенствованном варианте - до 150 целей), число одновременно наводимых истребителей - 10-12.
Для выявления старта тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, а также ракет морского базирования на модернизированный самолет может устанавливаться инфракрасная система обнаружения факела двигателя ракеты, способная на высоте 10 000 м обнаружить факел стартующей ракеты на дальности до 1000 км.
Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторам на ЭЛТ.
Цифровой вычислительный комплекс построен с использованием БЦВМА-50 (НИИ "Аргон") с архитектурой ЕС ЭВМ.
БЦВМ выдает обработанную информацию на экран индикаторов в буквенно-цифровом и плановом видах. Сюда же выводятся данные о взаимодействующих с АКРЛДН истребителях - номера, курс, высота, скорость, остаток топлива. Взаимодействие с перехватчиками осуществляется по фиксированным автоматизированным каналам наведения.
Дальность оперативной радиосвязи по каналу КВ диапазона 2000 км, а по каналу УКВ диапазона и по широкополосной радиолинии - 400 км. Имеется спутниковая радиолиния, обеспечивающая глобальную связь.
Самолет оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач самолетовождения в любых метеорологических условиях, на любых географических широтах, в любое время суток, а также для выдачи пилотажно-навигационной информации в специальные комплексы.
Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусфере, включающий средства активного и пассивного радиоэлектронного противодействия (навесные батареи сложными тепловыми целями).
БРЭО самолета обеспечивает выполнение боевых задач при организованных помехах и противодействии противника.
Несколько уступая американскому аналогу - ДРЛО Е-3 "Сентри" - по дальности обнаружения целей и количеству автоматизированных каналов наведения, комплекс А-50 превосходит его по уровню выделения целей на фоне земли.
Основные тактико-технические данные радиотехнического комплекса:
- МВ, ДМВ диапазона до 350 км;
- КВ диапазона до 2000 км;
- спутниковой связи более 2000 км.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Самолет А-50 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным стреловидным оперением.
В отличие от ВТС Ил-76МД упразднено транспортно-десантное оборудование и кормовой грузовой люк. Перед центропланом расположен обтекатель системы спутниковой связи, в хвостовой части фюзеляжа установлен передатчик РЛС, отделенный от остальной части фюзеляжа экранирующей сеткой.
Над фюзеляжем на опоре в форме перевернутой V установлен обтекатель антенны РЛС диаметром 10,2 м и высотой 2,0 м. Опора снабжена антиобледенительной системой. В основании киля расположен воздухозаборник системы кондиционирования.
Самолет базируется на аэродромах 1-го класса с бетонным покрытием.
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ.
В начале 1999 года ВВС России имели на вооружении 16 самолетов типа А-50.
В конце 90-х годов совместно с израильской фирмой IAI начаты работы по созданию экспортного варианта самолета А-50, получившего обозначение А-50И. В 1997 году Таганрогский АНТК им. Бериева совместно с ГК "Росвооружение" заключил договор с израильскими авиационными предприятиями о создании варианта А-50 для предложения и поставок в третьи страны. Заинтересованность в приобретении четырех самолетов этого типа (А-50И) уже выразил Китай.
Кроме того (по состоянию на середину октября 1999 года), между РФ и Индией идут переговоры об аренде с правом последующей закупки трех самолетов А-50. По другим источникам, темой переговоров является покупка одного самолета.
В конце декабря 1999 года ВВС России объявили о том, что программа модернизации авиационной техники ВВС до 2005 г. будет доработана с учетом опыта антитеррористической операции на Северном Кавказе, в том числе будет усовершенствовано программное обеспечение бортового вычислительного комплекса самолета дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
В 1966 году в СССР начались исследования перспективного трехкоординатного авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АКРЛДН), предназначенного для замены первой отечественной авиационной системы радиолокационного дозора Ту-126 с двухкоординатным радиолокационным комплексом "Лиана", принятой на вооружение в 1965 году. По сравнению со своим предшественником новый комплекс должен был обладать способностью обнаруживать цели на фоне земли, одновременно определяя их высоту, что позволяло использовать АКРЛДН для наведения истребителей. В 1969 году в НПО "Вега-М" под руководством генерального конструктора В. Иванова приступили к разработке нового радиолокационного комплекса, получившего наименование "Шмель". Для отработки новой аппаратуры в полетных условиях был задействован один из серийных самолетов Ту-126. Одновременно в ОКБ им. А.Н. Туполева приступили к разработке усовершенствованного варианта Ту-126, оснащенного четырьмя ТРДД на подкрыльевых пилонах и новым шасси с тремя основными опорами. В качестве альтернативно рассматривался и вариант АКРЛДН на базе перспективного военно-транспортного самолета Ил-76. Однако прекращение серийного производства самолетов Ту-114 и Ту-126 на Куйбышевском авиационном заводе (где началось освоение производства Ту-142 и Ту-154), а также успешная реализация программы создания ВТС Ил-76 сделали использование этого самолета для размещения АКРЛДН более предпочтительным.
Новый самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения, созданный при участии Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева, получил обозначение А-50. Его поступление в части авиации войск ПВО страны началось в 1984 году (в том же году был снят с вооружения самолет ДРЛО Ту-126), а в 1985 году АКРЛДН А-50 был официально принят на вооружение.
Комплекс А-50 предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов (в том числе и малоразмерных крылатых ракет типа ALCM и "Томагавк"), определения их координат и параметров движения, выдачи информации на командные пункты, наведения истребителей, а также вывода самолетов фронтовой авиации в район наземных целей. Возможно использование А-50 и для обнаружения морских целей.
Потенциал самолета А-50 был продемонстрирован зимой 1991 г. во время боевых действий в районе Персидского залива, когда он успешно обнаруживал и сопровождал самолеты союзников, наносившие удары по Ираку с территории Турции.
Дальнейшим развитием АКРЛДН А-50 стал А-50У, оснащенный усовершенствованным радиолокационным комплексом "Шмель-М". Позже был создан новый радиолокационный комплекс "Шмель- 2", обеспечивающий большую дальность обнаружения и сопровождения целей, а также способный одновременно наводить большее число истребителей.
В настоящее время есть предложения от российских разработчиков бортового комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и других бортовых комплексов по оснащению А-50 новейшим отечественным оборудованием.
РАЗРАБОТЧИК. Самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и управления А-50 создан на базе военно-транспортного самолета АК им. Ильюшина Ил-76МД на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М. Бериева совместно с НПО "Вега-М" и московским научно-исследовательским институтом приборостроения.
Мониторинг:
23.05.2016 Минобороны России представило новейшие самолеты А-50У
Ростехнологии, пресс-релиз: Минобороны России представило новейший самолет дальнего радиолокационного обнару…
26.08.2014 Россия может поставить Индии "летающий радар" А-50
РИА "Новости": Россия и Индия в этом году планируют заключить контракт на поставку самолета дал…
19.08.2014 Индия продолжит закупки самолета-разведчика А-50
Военно-промышленный курьер: Нью-Дели планирует приобрести в России три самолета радиолокационного дозора и о…
18.08.2014 Индия планирует закупить у России и Израиля два самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50
АРМС-ТАСС: Индия планирует приобрести у России и Израиля два самолета дальнего радиолокацио…
15.08.2014 Индия планирует закупить в России три самолета радиолокационной разведки А-50
ТАСС: Индия планирует приобрести в России три самолета радиолокационного дозора и обна…
- все материалы (496)