Аккорд-201 / Самолет c амфибийными возможностями

  • Дата изменения данных: 22.12.2015
Самолет c амфибийными возможностями "АККОРД-201"

МОДИФИКАЦИИ
Самолет разработан как многоцелевой, для использования с подготовленных и неподготовленных взлетно-посадочных полос и водной поверхности.
Возможны варианты:
  • грузопассажирский,
  • аэросъемочная лаборатория,
  • санитарный,
  • патрульный.

    (В скобках приведены данные для амфибийной модификации самолёта)

    ЧИСЛО МЕСТ
  • Экипаж - 1 человек;
  • Пассажиров - 6 человек.

    РАЗМЕРЫ
  • Длина - 8.12 (8.73) м;
  • Высота на стоянке - 2.75 (3.453) м;
  • Колея шасси - 2.34 м;
  • База шасси - 2.846 м;
  • Размах крыла - 13.751 м.

    ДВИГАТЕЛИ
    Силовая установка самолета состоит из двух поршневых двигателей Teledyne Continental Motors IO-360ES мощностью 210 л.с. каждый.
    На 5-ти местном самолете-прототипе были установлены роторно-поршневые двигатели Пермавиа Д-150А (2х118 кВт, 2х160 л. с.) с двухлопастными композиционными флюгируемыми реверсивными воздушными винтами изменяемого шага диаметром 2 м.
    В 2004 году начаты работы по модификации с керосиновыми турбодизелями SR-305 (мощность 230 л.с.) французской фирмы SMA.

    МАССЫ И НАГРУЗКИ
  • Максимальная взлетная масса - 2 200 кг;
  • Максимальная допустимая стояночная масса - 2 220 кг;
  • Масса пустого снаряженного самолета - 1370 (1465) кг;
  • Полный запас топлива - 750 литров;
  • Максимальная полезная нагрузка - 850 (670) кг.

    ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ
    (Приведены ЛТХ варианта с двигателями TCM IO-360ES)
  • Крейсерская скорость, H = 1000 м, мощность 75% - 275 (255) км/ч;
  • Экономическая скорость, H = 3000м - 222 (205) км/ч;
  • Максимальная скорость, Н = 0 м - 297 (277) км/ч;
  • Скорость сваливания - 96 км/ч;
  • Скороподъемность - 6,4 (6,0) м/с;
  • Практический потолок - 6100 (5800) м;
  • Максимальная дальность (H=3000м, экономическая скорость, с АНЗ на 45 мин полета) - 2950 (2480) км;
  • Длина разбега по суше - 220 м;
  • Длина разбега по воде в амфибийном варианте - 360 м;
  • Длина пробега по суше - 220 м;
  • Длина пробега по воде в амфибийном варианте - 190 м.

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
    Конструкция самолета соответствует требованиям АП-23 .
    Подносный высокоплан нормальной аэродинамической схемы. Двигатели располагаются на крыле. Шасси неубирающееся трехопорное с носовым колесом. Основной конструкционный материал планера самолета - высокопрочная нержавеющая сталь и алюминиевые сплавы. Самолет способен выполнять полет с одним работающим двигателем.
    Кабина отапливаемая с возможной установкой кондиционера, легко переоборудуется в грузовую конфигурацию. По бортам могут быть установлены алюминиевые поплавки, которые с помощью электропривода опускаются в рабочее положение при съезде с берега в воду.
    Кабина оборудуется двумя большими боковыми дверями и задним люком для удобства в погрузке. За задним сиденьем расположено багажное отделение. На санитарном варианте самолета кресло второго пилота и задние места отсутствуют, что обеспечивает транспортировку одного больного на носилках, а также сопровождение двумя медработниками и размещение медицинского оборудования.
    Амфибийность самолета достигается применением двух легкосъемных поплавков, изготовленных из алюминиевого сплава и снабженных электромеханическим приводом подъема в верхнее положение при взлете с земли и опускания в нижнее положение во время полета и посадки на воду. Выезд на сушу обеспечивается возможностью установки поплавков в промежуточное положение.
    Самолет может оснащаться противообледенительной системой.

    ОБОРУДОВАНИЕ
    Варианты оснащения приборным оборудованием предусматривают комплексы как для ПВП, так и для ППП с одним пилотом.
    Самолет "Аккорд-201" для сертификации будет оснащен в основном западными образцами пилотажно-навигационного оборудования, при этом бортовое оборудование самолета для ускорения сертификации будет иметь минимально необходимую комплектацию. На самолет установят радиокомпас ARK фирмы Honeywell, курсовую систему той же фирмы KCS-55 и систему спутниковой навигации GPS.

    СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ В настоящее время проводятся сертификационные работы, на заводе "Сокол" начато изготовление установочной партии из 5-ти планеров.

    СТОИМОСТЬ
    По данным на август 2004 года, цена самолета с поршневыми двигателями американского производства фирмы Teledyne Continental Motors составит около 400 тысяч долл., самолета "Аккорд-201TDI" с турбодизелями - примерно 500 тысяч долл.
    В апреле 2000 года цена поршневого двигателя Teledyne Continental IO-360ES7B мощностью 210 л.с. возросла более чем на 15%, но на двигатель стала устанавливаться 3-летняя гарантия. Цена самолета в амфибийном исполнении составила почти $300 тысяч, а в колесном варианте - $250 тысяч. Тогда же отмечалось, что доля комплектующих импортного производства в составе "Аккорда" составляет 70-80%, при этом цена комплектующих зарубежного производства ежегодно растет на 4-5%.
    Летом 2000 года цена базового варианта самолета на колесном шасси составляла уже 265-278 тыс. долл., на поплавках - около 300 тыс. долл.
    В октябре 2000 года цена самолета была повышена и составила: на колесном шасси 298 тыс. долл., на амфибийном - 328 тыс. долл., при этом оцениваемый спрос на самолеты "Аккорд" вырос с 300 до более чем 500 машин, причем спрос имеется в основном на самолеты с амфибийным шасси.
    По данным на август 1999 года эксплуатационные расходы самолета составляют около $44 в час без учета аэродромных сборов, а по расчетам на декабрь 1999 года считалось, что в связи с ростом цен на бензин эксплуатационные расходы могут увеличиться до $60.
    Стоимость НИОКР оценивается в 3 млн. долл., финансирование программы осуществляется исключительно из внебюджетных средств.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
    Первый полет 5-ти местный самолет-прототип "Аккорд" совершил в апреле 1994 года.
    В августе 1997 года совершил первый вылет первый опытный образец 7-ми местного самолета "Аккорд-201". Обозначение самолета "Аккорд-201" соответствует американским стандартам обозначения самолетов авиации общего назначения и в данном случае означает: "двухмоторный самолет с поршневыми двигателями, первый".
    В начале 1999 года начались работы по сертификации типа самолета и была запущена в производство опытная партия из 4-х самолетов.
    В период 2000-2003 гг. работы по проекту, несмотря на старания разработчика, были фактически приостановлены из-за отсутствия финансирования.
    Производственный план НПО "АВИА ЛТД" на 2000 год составлял около 10 "Аккордов".
    В июле 2000 года появилась информация о том, что второй опытный самолет-амфибия "Аккорд" совершит первый полет еще летом того же года, и тогда же было сказано о возможности поставки трех самолетов-амфибий "Аккорд" в Дубай и Лихтенштейн и двух - авиакомпании "Алмазы России-Саха" в 2001 году после получения российского сертификата на самолет (в варианте амфибии с бортовым оборудованием для полетов по приборам). Ориентировочная стоимость самолета для "Алмазов России-Саха" по контракту составляет $400 тысяч, исходя из его "специального применения" для геологоразведки.
    В начале августа 2000 года авиастроительный завод "Сокол" (Нижний Новгород) объявил, что представит на авиасалоне в Геленджике (с 6 по 10 сентября 2000 года), самолет "Аккорд-201", при этом авиазавод был намерен провести презентацию нового самолета с целью заключения контрактов на поставки, так как рассчитывает начать серийное производство "Аккорда".
    В сентябре 2000 года семиместный самолет "Аккорд" получил специальный сертификат летной годности экспериментальной категории. Сертификат был выдан для проведения сертификационных летных испытаний воздушного судна с целью доказательства соответствия требованиям норм летной годности авиационных правил АП-23, обучения пилотов и демонстрации самолета на авиационных выставках и действителен по 19 июня 2001года.
    В начале октября 2000 года было объявлено, что в 2001 могут быть поставлены, в основном на зарубежный авиарынок, 10-15 самолетов "Аккорд" разработки АО "НПО Авиа", причем заказы от потенциальных покупателей значительно превышают эти цифры. По словам генерального директора ЗАО "НПО Авиа Лтд." Александра Лошкарева, для поставок "Аккордов" в 2001 году практически был готов один контракт и велись переговоры с другими покупателями. Сертификацию самолета при этом планировалась в первом квартале 2001 года. Тогда же велись переговоры с поставкой "Аккордов" в другие страны, например, в Бразилию.
    В начале января 2001 года стало известно, что сертификат типа на легкий многоцелевой самолет-амфибию "Аккорд" может быть получен примерно через 6 месяцев после начала полетов второго опытного самолета (которые в 2000 году так и не начались). Первый полет второго "Аккорда" был возможен в феврале 2001 года, а всего для сертификации необходимо выполнить менее 100 полетов. К 2001 году второй опытный самолет "Аккорд" достраивался и был принят его планер, имелась комплектация на самолет. Самолет №3 - проходил наземные статиспытания. Всего первый "Аккорд" совершил с 1997 по 2000 год более 100 полетов.
    Из-за проблем с финансированием, в октябре 2001 года был назван новый срок подъема второго опытного самолета "Аккорд-201", на котором уже были установлены импортные двигатели - декабре 2001 года. При этом было объявлено, что на этом и последующих самолетах будет установлен пилотажно-навигационное оборудование германской фирмы Бэккер вместо американской фирмы Бэндикс Кинг.
    Кроме того, стало известно, что в связи с задержкой сертификации самолета и по иным причинам, контракт на поставку одного самолета в Лихтенштейн считается не действующим, а судьба второго контракта на поставку в Абу Даби двух самолетов Аккорд решалась на переговорах.
    Активные работы по проекту возобновлены с ноября 2003 года. Продолжены сертификационные работы и заводом "Сокол" начато изготовление установочной партии из 5-ти планеров, при этом первый планер должен быть изготовлен в конце 2004 года. Скорее всего, эти самолеты составят выпуск 2005 года с поставками после сертификации самолета
    Нижегородский авиазавод ОАО "Сокол" изготавливает планеры самолетов, а НПО "АВИА ЛТД." производит сборочные и монтажные работы и сдает самолеты на летные испытания на арендованных у "Сокола" площадях. НАЗ "Сокол" уже сейчас может выпускать до 24 машин в год.
    Одновременно начаты работы по модификации "Аккорд-201TDI" с керосиновыми французскими турбодизелями SR-305.
    Окончание сертификационных работ планируется к концу 2005 года.
    Наиболее перспективными для реализации самолетов типа "Аккорд-201" за рубежом признаны регионы Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
    В конце 1997 года "Аккорд" выиграл тендер на поставку самолетов-лабораторий для компании "Алмазы России-Саха". Конкурсантами были также самолеты СМ-92 "Финист" и Бе-103.
    В апреле 1998 года подписан контракт на поставку в специальном исполнении самолета "Аккорд-201" для компании "Алмазы России-Саха". Заказанный самолет выполняется в качестве летающей лаборатории для проведения геомагнитных исследований Земли и предназначен для участия в геологоразведочных работах. Сложностью выполнения контракта является требование максимального снижения магнитного поля самого самолета для нормального функционирования аппаратуры. Сутью выполняемых этими самолетами работ станет выявление магнитного поля в определенных районах геологоразведки и сравнение магнитных полей пород с имеющейся картой их соответствия определенным залежам полезных ископаемых. Поставка самолета планируется летом 2005 г.
    НПО "АВИА ЛТД" предоставлена лицензия итальянской фирме для создания итальянской версии самолета "Aermar-2001"
    Кроме того, готовятся ряд контрактов на поставку самолетов как в России, так и в дальнее зарубежье.

    РАЗРАБОТЧИК
    ЗАО "НПО АВИА ЛТД".

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
  • Книга "Малая авиация России"
  • Малая энциклопедия отечественных летательных аппаратов, 1995 год
  • Агентство Финмаркет, 06.10.99
  • Агентство Финмаркет, 03.07.00
  • Агентство ПРАЙМ-ТАСС, 22.09.00
  • Агентство Финмаркет, 09.10.00
  • Агентство АК&М, 08.08.00
  • Проспект с МАКС-2001
  • Собственная информация "АвиаПорт.Ру", 18.08.04
  • Информация от разработчика, декабрь 2004 г.

    Мониторинг:

    31.01.2012 "Аккорд-201" готовится к полетам с турбодизелями

    АвиаПорт.Ru, статья: НПО Авиа ЛТД, занимающееся разработкой, испытаниями и сертификацией "Аккорд-201"…

    11.10.2011 НПО "АВИА Ltd" совершенствует "Аккорд-201"

    АвиаПорт.Ru: ЗАО "Научно-производственное объединение "Авиа Ltd" продолжает работы по соверше…

    17.08.2011 Транзас представляет новые комплексы БРЭО для перспективного вертолета Ми-38, вертолета Ми-17-В5 и самолета Аккорд-201

    Группа "Транзас", пресс-релиз: "Транзас" представляет новые комплексы БРЭО для перспективного вертолета Ми-38,…

    08.07.2011 Оснащение самолета "Аккорд-201" французским дизелем задерживается

    АвиаПорт.Ru: ЗАО "Научно-производственное объединение "Авиа ЛТД" рассматривает возможность ус…

    07.07.2011 "Авиа ЛТД" готовится к производству самолета "Аккорд-201"

    АвиаПорт.Ru: ЗАО "Научно-производственное объединение "Авиа ЛТД" готовится к производству сам…

  •